Гранд-теория (grand theory) или большая теория — название социологической теории, введенное в научное употребление видным американским социологом Р. Миллсом в книге «Социологическое воображение» (1959)39 для обозначения абстрактного теоретизирования, в котором форма преобладает над содержанием40. Иными словами, из средства научного объяснения окружающего мира теория превращается в логически безупречное и столь же 37 Общая социология / Под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов, 1998. С. 57-58. 38 Waters M. Modern sociological theory. L.: Sage, 1994. P. 344-354. 39 Mills C.W. The sociological imagination. N.Y., 1959; Миллс Р. Социологическое воображение: Пер. сангл. М.: Стратегия, 1998. 411 Oxford Dictionary of Sociology/ Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford Univ. Press, 1998. P. 265. 544 формализованное построение. Р. Миллс считал, что под такое определение подходит система Т. Парсонса, к которой он относился весьма критически41. Она представляет собой другую крайность социологии. Если «абстрактный эмпиризм» фетишизирует метод, то «большая теория» фетишизирует понятие. Фетишизация понятий выражается в построении крайне усложненных теоретических текстов. Этим всегда грешили сочинения «гранда» американской социологии Т. Парсонса. Его первую работу «Структура социального действия» (1937) П. Сорокин назвал «817-ю засушенными страницами». Критики указывали, что книга написана абстрактным языком и очень трудна для неподготовленного читателя, в ней немало повторов, неясных терминов, двусмысленностей. Приговор, вынесенный второй книге Т. Парсонса «Социальная система» (1951), был не менее суров: она на 50% состоит из пустой болтовни, на 40% — из тривиальностей, известных по учебникам социологии, на 10% — из эмпирически неподтверждаемых идеологических утверждений42. В качестве доказательства Р. Миллс намеревался изложить содержание 550 страниц книги Парсонса на 150 страницах обычным, доступным языком. К сожалению, Миллс не осуществил целиком свой замысел. Тем не менее в книге «Социологическое воображение» он попробовал изложить несколько страниц запутанного парсоновского текста буквально несколькими фразами типа: «Люди действуют друг с другом и друг против друга. Каждый учитывает при этом, что другой от него ожидает»43. А вот как писал об этом Парсонс: «Роль есть часть общей ориентационной системы индивидуальных акторов, которая организована по поводу ожиданий в отношении к конкретному контексту интеракции, интегрированному с конкретным набором ценностей-стандартов, которые управляют интеракцией одного или более изменений в соответствии с дополнительными ролями»44. Миллс приводит в своей книге и другие фрагменты из книги Парсонса, подтверждающие его характеристику как неисправимого схоластика и любителя эзотерических текстов. Написанная таким языком «большая теория» не только непонятна читателю, она фактически непригодна для эмпирических исследований. Видимо, эту слабость первым почувствовал ученик Парсонса Р. Мертон, предложивший промежуточное звено — теорию среднего уровня. Если Миллс, образно говоря, стремился потопить теорию Парсонса, то Мертон пытался ее спасти. «Большая теория», как и «абстрактный эмпиризм», выполняет идеологический заказ общества, но эмпирики это делают одним способом, а теоретики — другим. Рассмотрим, предлагает Миллс, некоторые ключевые понятия социологии, введенные теоретиками. Например, выражение «культурный лаг» лишь на первый взгляд нейтрально и объективно — в действительности оно отражает позицию так называемых групп интересов и лиц, принимающих в обществе важные решения. Точно так же идеологически нагружено понятие «прогресс». Многие представители старшего поколения академичес- 41 Подробнее см.: Кравченко А.И.«Социологическое воображение» Р. Миллса // Социологическиеисследования. 1994. № 1. С. 114-122. 42 Mills C.W. The sociological imagination. N.Y., 1959. P. 49.4' Ibid. P. 31. 44 Цит. по: Mills C.W. The sociological imagination... P. 30. 545 ких ученых — выходцы из среднего класса, которые в конце XIX — начале XX вв. вместе со своим классом совершили быстрое восхождение. «Понятие прогресса поэтому близко по духу тем, кто поднимается по лестнице доходов и позиций»45. Другие социологические понятия маскируются под биологические метафоры: «адаптация», «выживание», «существование» и «приспособление». На самом деле это социальные понятия. «Приспособление», в частности, описывает вживание эмигрантов в новую культуру, нормы которой задает все тот же средний класс. По сути, биологичес кие термины, используемые в социологии, описывают процесс принятия всеми слоями общества ценностей только одного, вполне определенного класса. Еще более идеологизирован термин «социализация», который выражает морально-нравственное приспособление к господствующим в американском обществе ценностям — престижу, успеху, конформизму, респектабельности. Вот другой пример. Концептуальный аппарат, появившийся в индустриальной социологии после Хоторнского эксперимента, вопреки ожиданиям его авторов выражал определенные идеологические призывы и цели. Основные лозунги доктрины «человеческих отношений» — «Счастливый рабочий есть производительный рабочий» и «Удовлетворенность трудом и улучшение морали — основная забота менеджеров» — крайне субъективны. Они отражают наступление эры либерализации управления и произошедшее в связи с этим изменение в умах менеджеров. Цель «школы Мэйо» — урегулировать классовый конфликт, гуманизировать отношения господства и подчинения, смягчить отчуждение труда, считает Р. Миллс. Мэйо стремится лишь выпустить «пар из котла», разрядить социальное напряжение, создать удобное для менеджеров средство манипуляции поведением46.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГРАНА-ТЕОРИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»