ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ГРАНА-ТЕОРИЯ
Гранд-теория (grand theory) или большая теория — название социологической теории, введенное в научное употребление видным американским социологом Р. Миллсом в книге «Социологическое воображение» (1959)39 для обозначения абстрактного теоретизирования, в котором форма преобладает над содержанием40. Иными словами, из средства научного объяснения окружающего мира теория превращается в логически безупречное и столь же
37 Общая социология / Под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов, 1998. С. 57-58.
38 Waters M. Modern sociological theory. L.: Sage, 1994. P. 344-354.
39 Mills C.W. The sociological imagination. N.Y., 1959; Миллс Р. Социологическое воображение: Пер. сангл. М.: Стратегия, 1998.
411 Oxford Dictionary of Sociology/ Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford Univ. Press, 1998. P. 265.
544
формализованное построение. Р. Миллс считал, что под такое определение подходит система Т. Парсонса, к которой он относился весьма критически41.
Она представляет собой другую крайность социологии. Если «абстрактный эмпиризм» фетишизирует метод, то «большая теория» фетишизирует понятие. Фетишизация понятий выражается в построении крайне усложненных теоретических текстов. Этим всегда грешили сочинения «гранда» американской социологии Т. Парсонса. Его первую работу «Структура социального действия» (1937) П. Сорокин назвал «817-ю засушенными страницами». Критики указывали, что книга написана абстрактным языком и очень трудна для неподготовленного читателя, в ней немало повторов, неясных терминов, двусмысленностей.
Приговор, вынесенный второй книге Т. Парсонса «Социальная система» (1951), был не менее суров: она на 50% состоит из пустой болтовни, на 40% — из тривиальностей, известных по учебникам социологии, на 10% — из эмпирически неподтверждаемых идеологических утверждений42.
В качестве доказательства Р. Миллс намеревался изложить содержание 550 страниц книги Парсонса на 150 страницах обычным, доступным языком. К сожалению, Миллс не осуществил целиком свой замысел. Тем не менее в книге «Социологическое воображение» он попробовал изложить несколько страниц запутанного парсоновского текста буквально несколькими фразами типа: «Люди действуют друг с другом и друг против друга. Каждый учитывает при этом, что другой от него ожидает»43. А вот как писал об этом Парсонс: «Роль есть часть общей ориентационной системы индивидуальных акторов, которая организована по поводу ожиданий в отношении к конкретному контексту интеракции, интегрированному с конкретным набором ценностей-стандартов, которые управляют интеракцией одного или более изменений в соответствии с дополнительными ролями»44.
Миллс приводит в своей книге и другие фрагменты из книги Парсонса, подтверждающие его характеристику как неисправимого схоластика и любителя эзотерических текстов. Написанная таким языком «большая теория» не только непонятна читателю, она фактически непригодна для эмпирических исследований. Видимо, эту слабость первым почувствовал ученик Парсонса Р. Мертон, предложивший промежуточное звено — теорию среднего уровня. Если Миллс, образно говоря, стремился потопить теорию Парсонса, то Мертон пытался ее спасти.
«Большая теория», как и «абстрактный эмпиризм», выполняет идеологический заказ общества, но эмпирики это делают одним способом, а теоретики — другим. Рассмотрим, предлагает Миллс, некоторые ключевые понятия социологии, введенные теоретиками. Например, выражение «культурный лаг» лишь на первый взгляд нейтрально и объективно — в действительности оно отражает позицию так называемых групп интересов и лиц, принимающих в обществе важные решения. Точно так же идеологически нагружено понятие «прогресс». Многие представители старшего поколения академичес-
41 Подробнее см.: Кравченко А.И.«Социологическое воображение» Р. Миллса // Социологическиеисследования. 1994. № 1. С. 114-122.
42 Mills C.W. The sociological imagination. N.Y., 1959. P. 49.4' Ibid. P. 31.
44 Цит. по: Mills C.W. The sociological imagination... P. 30.
545
ких ученых — выходцы из среднего класса, которые в конце XIX — начале XX вв. вместе со своим классом совершили быстрое восхождение. «Понятие прогресса поэтому близко по духу тем, кто поднимается по лестнице доходов и позиций»45.
Другие социологические понятия маскируются под биологические метафоры: «адаптация», «выживание», «существование» и «приспособление». На самом деле это социальные понятия. «Приспособление», в частности, описывает вживание эмигрантов в новую культуру, нормы которой задает все тот же средний класс. По сути, биологичес кие термины, используемые в социологии, описывают процесс принятия всеми слоями общества ценностей только одного, вполне определенного класса. Еще более идеологизирован термин «социализация», который выражает морально-нравственное приспособление к господствующим в американском обществе ценностям — престижу, успеху, конформизму, респектабельности.
Вот другой пример. Концептуальный аппарат, появившийся в индустриальной социологии после Хоторнского эксперимента, вопреки ожиданиям его авторов выражал определенные идеологические призывы и цели. Основные лозунги доктрины «человеческих отношений» — «Счастливый рабочий есть производительный рабочий» и «Удовлетворенность трудом и улучшение морали — основная забота менеджеров» — крайне субъективны. Они отражают наступление эры либерализации управления и произошедшее в связи с этим изменение в умах менеджеров. Цель «школы Мэйо» — урегулировать классовый конфликт, гуманизировать отношения господства и подчинения, смягчить отчуждение труда, считает Р. Миллс. Мэйо стремится лишь выпустить «пар из котла», разрядить социальное напряжение, создать удобное для менеджеров средство манипуляции поведением46.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГРАНА-ТЕОРИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Види банківських ризиків та їх характеристика
Збільшення номінальної вартості корпоративних прав
Вимоги до висновку за результатами перевірки нематеріальних актив...
ЗМІСТ ТА МЕТА МАРКЕТИНГОВОЇ ПРОДУКТОВОЇ ТА ТЕХНОЛОГІЧНОЇ ІННОВАЦІ...
Посередницькі, гарантійні, консультаційні та інформаційні послуги


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 766 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП