ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ПЯТИУРОВНЕВАЯ ИЕРАРХИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Необходимость удлинения иерархической цепочки знания в социологии, выделение в нем не трех, а пяти уровней обусловлена рядом весьма серьезных обстоятельств. Первое из них связано с методологическим требованием полноты охвата объекта исследования. Методолог изучает не выборочные, а все типы и уровни знаний. В трехуровневой теории Мертона куда-то выпали два исключительно важных типа и одновременно уровня социологического знания — научная картина мира и прикладные исследования. Первая связана с общефилософскими основаниями социологии, вторые описывают связь науки с практикой. Пирамида социологического знания оголилась — ее вершину и основание, что называется, «обглодали». При трех этажах социология выглядит явно неполной системой знания.
Второе обстоятельство связано с эталоном подражания. На кого или на что следует ориентироваться при построении иерархии социологического знания? Выбор, на наш взгляд, невелик. С одной стороны, имеется явно устаревшая и не отвечающая нынешним реалиям концепция Р. Мертона, с другой — весьма плодотворная и современная концепция В. Степина. Первый — социолог, но западный, второй — философ, но отечественный. Мер-тон создавал свою модель для социологии, Степин — для физики. Казалось бы, приоритет должен быть отдан первому, но дело обстоит не так просто. Мертон создавал свою модель на примере незрелой по строгим научным меркам дисциплины, а Степин за основу брал самую фундаментальную науку, которая всегда выступала и выступает до сих пор эталоном и мерилом всего на свете. Лучшие умы человечества, если судить хотя бы по числу лауреатов Нобелевской премии, сосредоточены именно здесь — в фундаментальной физике и в ее прикладных областях.
Прежде чем рассматривать проблему дальше, сделаем одну важную оговорку. Выбор эталона пал на Степина5 не потому, что он умнее других методологов или лучше разбирается в вопросе, но потому, что именно его концепция объясняет иерархическую структуру знания. Такие серьезные методологи, как Карнап, Поппер, Кун, Фейрабенд, Зеттеберг или Лакатос, работали не с вертикально-интегрированной (позаимствуем этот новомодный термин из менеджмента) структурой научного знания, которая единственно нас вданный момент интересует, ас горизонтальной системой, с тем, что, пользуясь теми же новообразованиями, именуют сетевыми и матричными организациями. Иными словами, у них речь идет о научных революциях, ядре и периферии исследовательской программы, верификации и фальсификации теорий, решении головоломок и преодолении аномалий, кризи-
Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000.
441
се и нормальном развитии теории, дедуктивно-генетических и индуктивных способах выведения научного знания.
В. Степин рассматривает не пять, а три этажа физического знания. Объясняется это двумя обстоятельствами: во-первых, он поставил целью проанализировать только теоретическое знание, не касаясь эмпирических исследований (они представлены в теоретическом слое физики так называемыми эмпирическими схемами объекта исследования); во-вторых, из поля зрения выпали прикладные исследования, которые в социологии составляют органическую часть самой науки, а в физике они давно уже вышли за ее рамки как фундаментальной науки, превратившись в самостоятельные отрасли знания, например в теплотехнику.
В результате, дополнив звенья, выпавшие при анализе физического знания, и обобщив сказанное выше, мы получим, во-первых, правильный эталон для подражания, а именно физику, во-вторых, пять, а не три уровня научного знания. Теперь перейдем собственно к социологии и рассмотрим внешний вид социологической пирамиды (рис. 31).
Верхний, пятый, этаж — это научная картина мира (философские предпосылки), четвертый — общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня, третий — частные, или специальные, теории, обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов.
Второй этаж пирамиды представлен эмпирическими исследованиями — сравнительными, крупномасштабными, репрезентативными исследованиями, соответствующими самым строгим требованиям науки и способствующими приращению нового знания. Основное предназначение эмпирических исследований — не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию.

Рис. 31. Иерархия уровней социологического знания 442
Нижний этаж — это прикладные исследования, маломасштабные и нерепрезентативные, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. К прикладной социологии относятся все политические опросы, изучение общественного мнения, маркетинговые исследования, управленческое консультирование, деловые игры и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания.
Четыре верхних уровня социологического здания представляют фундаментальную социологию, а нижний уровень — прикладную.
Три верхних уровня в пятиэтажном здании социологии занимает теоретическое знание», а два нижних принято именовать общим названием — «эмпирическое знание» (в данном случае слово «эмпирия» понимается в широком значении как опытное знание, неважно, получено оно за счет выборочного исследования или прикладного внедрения).
На уровне эмпирических исследований мы подходим к такому важному вопросу, как тематическое, проблемное поле науки. Что это такое? Это совокупность всех эмпирических исследований, проводимых во всех странах в данное конкретное время. Если в стране более 10 или 20 тыс. социологов и каждый занимается своей узкой темой, то общее тематическое поле социологии представляет собой сшитое из разных лоскутков одеяло. Где-то его плотность выше, а где-то ниже. Это означает, что некоторые темы, например удовлетворенность трудом, проработаны очень подробно и тщательно, а другие — весьма поверхностно. По одним темам проведены десятки и сотни исследований, по другим — единицы. Но даже и в насыщенных секторах науки, если присмотреться внимательнее, неизученных проблем более чем достаточно. Когда составляется перечень всех исследований, например, по адаптации (в советское время их было проведено около 30), то обнаруживается их структурная неполнота.
Во-первых, подавляющее большинство исследований посвящены производственной и трудовой адаптации, мало затрагивают или не затрагивают вообще другие ее виды, во-вторых, изучены только временные, пространственные и психологические аспекты адаптации, но оставлены без внимания ее структурные характеристики. К примеру, так и осталось невыясненным, какие группы лучше адаптируются, а какие — хуже, из каких элементов состоит социальная адаптация, повышается или снижается уровень адаптации в кризисные периоды по сравнению со стабильными временами, от каких социальных характеристик (класса, пола, возраста, профессии и др.) адаптация зависит больше, в каких по численности (малых, средних или крупных) коллективах ее уровень выше и т.д.
Прикладные исследования — самый приземленный уровень социологии. Это совокупность частных исследований, как правило, монообъектных, которые завершаются разработкой практических мероприятий и, иногда, их внедрением. Прикладные исследования — это исследования местных событий. Цель прикладного исследования — не описание социальной реальности, а ее изменение. Для этого важно знать инструменты прикладной социологии, ее цели и задачи. Если социолог будет изучать, например, динамику ценностных ориентации у работников предприятия при помощи методов фундаментальных исследований, то его не поймут. Потому что практические работники, которые будут выступать заказчиками, не рассуждают в этих
443
категориях, они говорят совершенно другим языком. Перед практиком, в отличие от академического ученого, стоят совершенно другие проблемы.
В первой четверти XX в. демография, гуманистическая социология и социальная психология были включены в программу социологических факультетов университетов США в качестве прикладной социологии, хотя относились не к ее ядру, а к периферии, так как считались пограничными науками. В состав прикладной социологии входили также такие разделы, как: а) социальное планирование; б) диагностика и решение социальных проблем. Человеческая или гуманистическая экология занималась вопросами организации коммун, разделением труда, социальной стратификацией (прежде всего изучением бедных и маргиналов), социальными последствиями развития промышленной техники и технологии. Прикладная социология включает в себя традиционные области — криминологию, подростковую преступность (и более поздние области), умственное здоровье, социальную геронтологию, бедность. Сегодня выход на практические рекомендации можно найти во всех основных исследовательских областях американской социологии.
В СССР прикладная социология чаще всего ассоциировалась с развитием заводской социологии. Более 40 лет прошло с тех пор, как в нашей стране начали действовать первые социологические и психологические службы, занимавшиеся прикладными исследованиями в промышленности (при Пермском телефонном заводе, ленинградских объединениях ЛОМО и «Светлана», львовском «Электроне» и московском «Красном пролетарии» и др.). Сегодня это многочисленный отряд специалистов, вооруженных последними достижениями науки и техники. От простейших планов социального развития, которые социологи составляли в 1960-е гг., они перешли к использованию сложнейших программно-целевых методов планирования и многоступенчатым системам социального управления. Прогностические разработки, прогрессивные нормативы и социальные технологии стали непременным условием принятия эффективных управленческих решений. Главная цель деятельности практического специалиста, будь то социолог, психолог или экономист, — это не получение нового знания и не изучение фундаментальных закономерностей (что является прерогативой академического ученого), а внедрение практических рекомендаций, социальная реконструкция, нововведения. Такие ориентиры лучше всего отвечают требованиям развития научно-технического прогресса, технологическому перевооружению и реконструкции производства. Специалист-практик применяет такие методы, как психодиагностика или групповой тренинг, пользуется хронометражем или моделирует конкретную экономическую ситуацию.
Выделенные пять уровней знания (каждый уровень одновременно означает самостоятельный тип знания) различаются двумя параметрами — степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня, иными словами, количеством проведенных исследований или созданных теорий. Общий вид пятиуровневой структуры знаний выражается пирамидой, помещенной в декартову систему координат (рис. 32).
По степени обобщенности самой абстрактной выступает научная картина мира, а самым конкретным знанием становится прикладное исследование, адресованное одному объекту и нацеленное на решение данной ситуации, проблемы или задачи.
444
По степени распространенности знания самый редкий тип — научная картина мира (НКМ), которых в каждой социальной науке наберется всего несколько6. Общих теорий уже больше, возможно, около двух десятков. Частных теорий в каждой дисциплине насчитываются десятки и сотни. Эмпирических исследований проведено уже многие тысячи. Но еще больше осуществлено прикладных исследований на заводах, в банках, городах, микрорайонах и т.д. Большинство нигде не фиксируется, в научные статьи их результаты не облекаются, и единственным источником информации о них служат отчеты, хранящиеся в архивах предприятий или фирм.
Как уже говорилось, эмпирические и прикладные исследования — это разные типы социологического исследования, у них разные методологии и технологии. Существуют две отличительные черты, которые позволяют их разграничить:
1. Приращение новых знаний. Эмпирические исследования, нацеленные на приращение знаний, либо подтверждают, либо опровергают какую-то частную теорию. Прикладные исследования не нацелены на приращение новых знаний, и они используют частные теории, прикладывают их к конкретному объекту.
2. Репрезентативность. Эмпирические исследования обязательно должны быть репрезентативными. У них множество объектов, например средние города в разных регионах. Прикладное исследование не обязано быть репрезентативным, оно проводится на одном объекте (одно предприятие).

Рис. 32. Пирамида уровней и типов научного знания 6 Подробнее о научной картине мира рассказано в следующей главе.
445
Для практических специалистов академическими учеными разрабатываются стандартные анкеты и стандартные инструменты, такие, как тест Кэ-телла. Он применяется на многих предприятиях для одной и той же цели: оценка личных и деловых качеств сотрудников. Никаких новых знаний для науки при этом не добывается, новые знания получает только администрация и только о своих сотрудниках.
Таким образом, социологическое знание в целом не является гомогенной системой и не только потому, что в ней присутствуют разнокачественные уровни — теоретический и эмпирический, но еще и потому, что сюда органически включено метатеоретическое (философское) знание. Современная логика науки признает как удлинение цикла теоретического познания, так и введение в него новых, дополнительных уровней, что предполагает переориентацию содержания теоретического знания.
В этом разделе мы подробно рассмотрим содержание, структуру и функции теоретического знания, которое включает научные картины мира, категориальное знание, общие и частные теории, научные гипотезы.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПЯТИУРОВНЕВАЯ ИЕРАРХИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит формування фінансових результатів
Аудит обліку витрат на закладання і вирощування багаторічних наса...
Цифрові стільникові мережі
МЕТОДИ ПРОГНОСТИКИ
Чиста теперішня вартість


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 1890 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП