Социология глобализации (глобальная социология, социология глобальных обществ) в последние годы становится весьма модным увлечением среди исследовательского и преподавательского корпуса отечественных и зарубежных социологов. В нашей стране проблемами глобализации занимаются В.Е. Давидович, Г.Г. Дилигенский, В.И. Добреньков, А. Дугин, В.Л. Иноземцев, Ю.А. Красин, Н.Н. Моисеев, А.И. Неклесса, Н.Е. Покровский, М.А. Чешков, П.А. Цыганков, В.А. Ядов, Р.Г. Яновский и др. Глобализация рассматривается ими с двух основных позиций: 1) как сквозная характеристика любой сферы общества или социально значимого процесса; 2) как самостоятельная сущность, формирующая собственные структуры, институты, механизмы и социальные последствия. Так, экономическая сфера любого общества тесно интегрирована в мировую экономику и представляет с этой точки зрения несомненный интерес для социологии. Процесс американизации европейской и российской культуры, размывание национальных границ и миграция духовных ценностей также представляют интерес для специалистов в области глобальной социологии. Таков первый срез глобализации, которая, если будет позволено такое сравнение, подобно плесени оставляет следы на всем, чего касается. Второй срез глобализации не менее интересен, поскольку она перешла границы «паразитирования» на чужих структурах, институтах и сферах, порождая собственные институты, механизмы, субъекты действия. Всемирные банки, транснациональные корпорации, международные культурные инициативы, движения, фонды и гранты — лишь один из примеров самостоятельного существования глобализации. Глобальная социология означает рассмотрение мира как совокупности структурированных социальных и культурных систем, а не как совокупность территорий, на которых живет модернизирующееся человечество, подчиня -ющееся единым универсальным социальным закономерностям и вовлеченное в прогрессивное развитие. Современность предстает как множество различных и сопутствующих друг другу модернов. Глобальная социология означает поворот от национально-государственного образования в качестве объекта соотнесения любого социологического исследования и от европоцентризма к глобальному социальному космосу — независимо от национальных «привязок». На современную социологию большое влияние оказывают реальные исторические изменения социального пространства и времени — они вносят изменения в социологическую картину мира, социологическое воображение и исследование. 412 Глобализация предполагает совершенно новое отношение к пространству и времени. Наиболее полно этот момент глобализации был проработан Э. Гидденсом19, М. Кастельсом, Ф. Ферраротти. Лидером же глобальной социологии является И. Валлерштайн. По мнению Маргарет Арчер20, глобализация — это процесс, который приводит к охватывающему весь мир связыванию структур, культур и институтов; по ее мнению, глобализация означает, что на сегодняшний день общества не являются больше первичными единицами анализа. М. Олброу21 доказывает, что общества следует рассматривать лишь как систему в окружении других систем и, таким образом, как субсистему мирового сообщества. Предметом социологического анализа становится и «мир-системная» модель И. Валлерштайна, указывающая на наличие в мировом разделении труда стран, которые составляют три различных круга: экономическое «ядро» мировой системы, «полуперифирию» и «полную перифирию». Подобная модель сохраняет главный фактор глобализации — борьбу сверхдержав за мировое господство. В поле зрения макросоциологии оказалась и модель глобальной культуры (М. Феверстоун, М. Маклюэн), включающая потребительство, «американизацию», «макдонализацию» и пр., а также идею «гло-болокализма». Глобализация на социетальном уровне вызывает нарастание «иррациональных волн», сбои непрерывности, поступательности и повторяемости в историческом процессе. Понятие локального, местного, регионального становится «фантасмагорическим», оно пронизано отношениями и влияниями, не связанными сугубо с природой этого локального. Пространство становится «независимым» от любого места и региона. Речь идет об интенсификации повсеместных социальных отношений, которые связывают отдаленные друг от друга районы таким образом, что локальные феномены формируются под влиянием событий, происходящих за многие тысячи километров от них, и наоборот. Социальные отношения, социальная деятельность осуществляются безотносительно к локальным контекстам, а отношения и деятельность организуются по всему объему пространства и времени. Основой этой организации являются символические знаковые системы, или средства обмена (деньги, средства политической легитимации), а также экспертные системы знания, технического исполнения или профессиональной экспертизы, организующие наше материальное и социальное окружение. Эти символические, знаковые средства обмена и экспертные системы функционируют независимо от специфических характеристик индивидов или групп, они «вырывают» социальные отношения из их локально-временной непосредственности. Результат — возникновение сети взаимодействий: социальных, экономических, культурных, военных, государственных, научных, информационных, — которые как бы изъяты из истории и культуры конкретного региона и существуют независимо от этой истории и культуры. Возникает глобальное пространство взаимодействий, организованных системой глобальных институтов и глобального контроля.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИОЛОГИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»