ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ВИЗУАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Визуальная социология — достаточно новое направление исследований, в котором ученые используют технику фотографирования для более глубокого раскрытия социальной реальности. Один из активных адептов нового направления — известный американский социолог Говард Беккер. В своей статье о визуальной социологии, документальной фотографии и фотожурналистике он' пишет, что созданные социологами фотографии мало чем отличаются от тех, которые делают фотожурналисты или фотолюбители. На первый взгляд в них нет социального содержания. Однако обыденность запечатленной обстановки, бытовые сцены, беседа друзей или сослуживцев, поведение футбольных фанатов и многое другое дают богатейший материал социологу, стремящемуся выяснить статусные распределения в группе, типы социального действия, субкультурный контекст поведения исполнителей ролей.
Исторический предшественник визуальной социологии — фотожурналистика, появившаяся в XIX в. Ее отличительные черты — документальность, объективность, информативность и полнота изображения. Фотографии, особенно запечатлевшие прошлые эпохи, являются для социолога бесценным документальным материалом. Фотокорреспонденты бывали там, где, быть
:ker H.S. Visual Sociology, Documentary Photography, and Photojournalism: It's (Almost) All a Matter Context // Visual Sociology. 1998. 10 (1-2), 5-14.
402
может, никогда не доведется бывать ученому: в глубоких шахтах, на фронте, среди боевиков и заложников, среди бомонда и в президентском окружении.
На протяжении 100 лет содержание и характер журналистики сильно менялись. Из простых иллюстраторов исторических событий фотокорреспонденты превратились чуть ли не в соавторов. От того, в каком ракурсе, под каким углом зрения, в каком свете, наконец, в каком окружении подано то или иное событие или та или иная фигура, зависит и то, какое впечатление на зрителя они произведут, какой объем информации содержит в себе фотография. Фотожурналистика постепенно превращается в род искусства. У современных журналистов есть не только собственный стиль, но и собственный подход к жизни, собственнаяй философия и идеология. События не просто фиксируются, но незримо интерпретируются журналистом. Современные фотографии помогают раскрыть анатомию городской жизни, исторического события, коллективного действия. Фотографии можно не только изучать, используя их как объект вторичного анализа, но и воспринимать их как отчет фотокорреспондентом о проведенном накануне исследовании.
Даже процесс газетного заказа журналисту, действия главного редактора или цензуры, размещение фотографии на журнальной или газетной полосе могут стать предметом социологического исследования — в частности, Е. Эп-стайна2, С. Холла3, Г. Тачмена4, Дж. Рудда5 и др.
У истоков визуальной журналистики, по мнению Г. Беккера, стоит известный представитель Чикагской школы Роберт Парк, который работал в качестве журналиста в газетах Миннеаполиса, Денвера, Детройта, Чикаго и Нью-Йорка. Его фоторепортажи, позже продолженные в серии глубоких эмпирических исследований, показывали социальную «изнанку» большого города, жизнь социальных аутсайдеров (преступников, нищих, проституток), тяжелый труд детей и подростков, привлекая внимание общественности ктем проблемам, которые правительство намеревалось замолчать.
Несмотря на свои давние традиции, визуальная социология — событие наших дней. Отправной точкой следует считать подборку материалов, сделанную Дж. Вагнером6 в 1979 г., монографический обзор Е. Чаплин7 в 1994 г., а также серию публикаций Международной ассоциации визуальной социологии (International Visual Sociology Association). Столь позднее появление визуальной социологии объясняется тем обстоятельством, что академическая социология, долгое время ориентировавшаяся на каноны естествознания, не признавала фотографию в качестве достойного внимания исследовательского инструмента, в отличие от антропологии, истории и археологии, где фотография давно признана в качестве вполне законного метода сбора полевой информации8. В социологии долгое время фото- и фильмоматериал
Epstein E. J. News from Nowhere. N.Y.: Random House, 1973.
Hall S. The Determination of News Photographs // S. Cohen and J. Young (eds.). The Manufacture of
News: A Reader. Beverly Hills: Sage, 1973. P. 176-190.
Tuchman G. Making News. N.Y.: Free Press, 1978.
Rudd J. Picture Possibilities: An Ethnographic Study of Newspaper Photojournalism // M.A. thesis,
Department of Sociology, University of Washington. 1994.
Wagner J. (ed.) Images of Information: Still Photography in the Social Sciences. Beverly Hills: Sage
Publications, 1979.
Chaplin E. Sociology and Visual Representation. L.: Routledge, 1994.
Collier J., Collier M. Visual Anthropology: Photography as a Research Method. Albuquerque: University of
New Mexico Press, 1986.
403
использовался лишь в педагогических целях — как средство иллюстрации текста. Длительное пренебрежение фотоматериалами привело к тому, что люди, получившие профессиональное журналистское образование и перешедшие затем в сферу академической социологии, начали развивать визуальную социологию. Немало усилий было потрачено на то, чтобы убедить себя и других втом, что фотографии — это не «картинки», иллюстрирующие текст, а серьезное занятие профессионального социолога9. Дуглас Харпер, один из ведущих специалистов в области визуальной социологии, так определил возможности фотографии как исследовательского метода: изучение социального взаимодействия, выражение эмоций, использование фотографий для сбора более глубокой информации в ходе интервью, исследование материальной
irvnwrvro.T'"

Для социолога фотография является весьма «говорящим» материалом, многое раскрывающим в социальной действительности. Для ученого в изображении важны все детали: время и место события, обстановка на улице или в жилище, одежда, поза, жесты, мимика человека и т.п. Все это социально значимая информация, требующая теоретической интерпретации.
Некоторые работы социальных ученых, в частности «Байкеры» Д. Лайона1' и «Карнавал» (автор — С. Мейзалас12), выполненные в документальном жанре, представляют собой серию великолепно сделанных фотографий, снабженных текстом из интервью самих участников событий. Комментарии ученых ограничивались заголовками либо небольшими справками, выполненными в традиции работ Доротеи Ланге, Льюиса Хайне или портретов железнодорожных рабочих Жака Делано. Комментарий последнего выглядел так: «Фрэнк Уильяме, рабочий железнодорожной дрезины в Иллинойсе. Мистер Уильяме имеет восемь детей, двое из которых служат в американской армии. Чикаго, ноябрь 1942». Если социальные фотографии используются не в статьях, а в книгах, то предваряются научным введением и историческими эссе.
В визуальной социологии образ доминирует над текстом. Роберт Франк в цикле «Американцы»13 почти не давал текста к своим фотографиям, полагая, что они самодостаточны и способны помочь зрителю сделать собственные выводы. Однако зритель волен интерпретировать фотографии так, как считает нужным; иногда он видит совсем не то, что хотел показать автор. В своей книге Р. Франк задумал представить все слои американского общества, поэтому в ней множество фотографий ковбоев, политиков, рабочих,
Зескег H.S. Visual Sociology, Documentary Photography, and Photojournalism: It's (Almost) All a Matter >f Context //Visual Sociology. 10 (1-2), 5-14.
Harper D. Visual Sociology: Expanding Sociological Vision // The American Sociologist, 1988. 19 (1), )4-70.
Lyon D. The Bikeriders. N.Y.: MacMillan, 1968.
Weisalas S. Carnival Strippers. N.Y.: Farrar, Straus, and Giroux, 1976.
~ook J. Robert Frank's America//Afterimage. 1982. (March). 9-14.
404
клерков, показанных в самой разной обстановке; все фотографии отличает высокое мастерство и любовь фотографа к своим типажам. Р. Франк стремился дать фотомонтаж социальной структуры американского общества, но, например, Г. Беккер оценил его лишь как свидетельство того, как проявляется и как влияет на людей политическая система. Автор хотел показать, какими разными бывают американцы, а читатель увидел, какими одинаковыми их делает общество. Но кто-то третий увидит в этих фотографиях настоящие символы американской культуры и американского общества: тендерное неравенство, стремление к успеху и демократизм, городскую жизнь и стратификацию богатства, отношение к национальным меньшинствам и др. Фотографии, являясь своеобразными обобщениями, дают скорее не индивидуальные образы, а социальные типажи, мир статистически средних людей, носителей определенной культуры и выразителей определенных ценностей.
Ежедневно открывая утренние газеты, мы обнаруживаем там десятки фотографий, часть которых может вполне служить сырьем для визуальной социологии. За исключением индивидуальных портретов политиков, спортсменов или звезд эстрады, остальные служат обобщенными социальными образами. Подписи под ними часто не раскрывают фамилий участников. Фотографии, как и социологические анкеты, в таком случае анонимны. Искусство фотожурналиста заключается в очень точной и правильной подписи под фотографией. Она имеет такое же значение, как и точный ответ в социологической анкете. Г. Беккер, преподающий курс визуальной социологии чикагским студентам, учит их основам достижения аутентичности текста и видеоряда.
Эта проблема весьма актуальна для социологии. В книге Дугласа Харпе-ра «Хорошая компания»14 (1981) помещена фотография, на которой мужчина сбривает двухдневную щетину. Автор интерпретировал текст так: этот человек отрицает принятые в обществе нормы, не следит за собой или ему лень это делать. Небритое лицо, которое приводят в порядок, должно вызывать совсем иное представление о человеке, чем образ подтянутого и свежевыбритого джентльмена. Однако процесс бритья не совсем точно передает девиантность, которая может быть выражена другими более яркими образами, например обнаженный человек, сидящий на лавке в центре Нью-Йорка. Если бы Харпер не снабдил свою фотографию текстом, то было совершенно непонятно, какую социологическую реальность он иллюстрирует.
Когда специалист берется делать социологические фотографии, он должен четко представлять себе, совпадут ли его представления с читательскими, какие зрительные образы в массовом сознании совпадают с такими понятиями, как одиночество, бездомность, социальный успех, подростковый возраст, конфликт отцов и детей, социализация и т.д.
В одном из номеров «Литературной газеты» (1988,4 мая) известный журналист Юрий Рост поместил фотографию женщин, занимающихся ремонтом железнодорожных путей. Название очерка сразу определяло профессию его героинь — «Женщины в оранжевых жилетах». Особой радости или творческого горения в этих усталых пожилых лицах разглядеть не удается даже в сильное увеличительное стекло. «Любят ли они свою работу? — задает вопрос Ю. Рост. —
14 Harper D. Good Company. Chicago: University of Chicago Press, 1981.
405
Вряд ли. Да и что там любить? С кайлом и лопатой, в ватных штанах и телогрейках, оживляя пейзаж оранжевыми жилетами, они возятся со смерзшимся балластом и тяжелыми черными шпалами, отходя в стороны, чтобы пропустить фирменные поезда, летящие в будущее по проложенным ими рельсам».
Несомненно, фотографические зарисовки Ю. Роста принадлежат к жанру визуальной социологии или, как ее еще называют, социологическому фотографированию. Его цель — подсмотреть в жизни типичные формы социального поведения людей, характерные для них отношения. Именно типичное, а не исключительное. «Женщины в оранжевых жилетах» прекрасно иллюстрируют непрестижную, малопривлекательную работу. Ведь они делают дело, которое никто, кроме них, не хочет делать. Эти женщины в буквальном смысле стоят на обочине дороги; для них характерны неустроенный быт и жилье, которое не всегда можно назвать домом, непрестижная работа, зарплата, не способная компенсировать глубокое отчуждение от своего труда либо смирение и безучастность к нему.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВИЗУАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ТЕОРЕТИЧНІ ДЖЕРЕЛА ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ
Лексикографія і словники
СТВОРЕННЯ І РОЗВИТОК ГРОШОВОЇ СИСТЕМИ УКРАЇНИ
Антоніми
. ВИМОГИ МІЖНАРОДНИХ СТАНДАРТІВ ДО ОКРЕМИХ ЕТАПІВ І ПРОЦЕСІВ СТВО...


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 2420 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП