ОТРАСЛЬ, СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ, ДИСЦИПЛИНА, НАУЧНАЯ ШКОЛА
В литературе в качестве синонима термина «отрасль социологии» используется понятие «специальная социологическая теория». Так, этносоциологию в словарях характеризуют как специальную социологическую теорию, научную дисциплину, изучающую этносоциальные процессы, механизм взаимодействия социальных и этнических явлений. В ней выделяются два основных направления: 1) исследование влияния особенностей этнических сред на социальные процессы и явления — социальную структуру народов, мобильность, миграцию и т.д., а также на характер и динамику общественных систем и институтов, уровень конфликтности в обществе; 2) изучение этнических процессов в социальных группах. Видимо, с этими терминами следует обращаться осторожнее. Специальная, или частная, теория вовсе не совпадает с отраслью социологии. Отрасль — крупное тематическое направление, отражающее исторически сложившееся разделение труда в научном сообществе. Специальная теория — уровень знания, представляющий собой результат деятельности одного исследователя (редко — группы ученых). Это логически связанная система теоретических утверждений, проверенных на опыте и описывающих узкий сегмент реальности. Отрасль может включать множество частных теорий и сотни эмпирических исследований, которые связаны с другими теориями. Она описывает не узкий сегмент реальности, а крупную сферу общества или крупную социальную группу, реже — явление. Социологию политики вряд ли можно именовать специальной теорией, посколь- 321 ку в ней задействованы сотни и тысячи исследователей, придерживающихся самых разных теоретических ориентации и проживающих в разных странах. То же можно сказать о социологии села, социологии города, социологии культуры и др. Социология молодежи — отрасль знания, представляющая огромный массив эмпирических исследований, проведенных в разные эпохи, в разных странах и в разных теоретических перспективах и посвященных крупной социальной группе. Упомянутый фундаментальный труд «Социология в России» посвящен описанию того огромного исторического пути, который прошли ведущие отрасли социологии в течение более чем 100 лет. К таким отраслям причислены методология и методы, историко-социологическая проблематика, социальная структура и стратификация, социология молодежи, социология города, социология села, социология пола и тендерных отношений, этническая социология , социология труда и производства, социология организаций, экономическая социология, социология науки, социология религии, социология культуры, социология личности и социальная психология, демография, социология семьи, исследование миграции, бюджеты времени, социология быта, здоровья и образа жизни, экологическая социология, социология политики, социология общественных движений, изучение общественного мнения, социология девиантного поведения, социальное прогнозирование. Разумно предположить, что если область знания развивается в течение десятилетий, в ней заняты десятки и сотни ученых из разных коллективов, часто полемизирующие между собой, проведены иногда тысячи эмпирических исследований, то именовать ее частной или специальной теорией не совсем аргументированно. Некоторые отрасли называются не социологиями, а как-то иначе. Например, социальная структура и стратификация — это не единичная специальная теория, а отрасль социологии, где конкурируют между собой теории уровня
Рис. 26. Круговая диаграмма внутриотраслевой матрицы социологии 322 Маркса, Вебера, Уорнера, Сорокина и десятков других, главным образом зарубежных, ученых. В науке окончательное название закрепляется устной традицией иногда даже через 10— 12 лет. Некоторые отрасли только еще становятся таковыми, например область изучения общественных движений. В названной работе она так и характеризуется — «становление нового исследсвательского направления». Другие отрасли исчезли после распада того общества, реальности которого они отражали. Подобное произошло с социологией пропаганды, социологией образа жизни, социальным планированием, бурно процветавшими в советское время. Термин «отрасль знания» в литературе смешивают не только с термином «специальная теория», но и с понятием «дисциплина». К примеру, можно встретить такое определение одной из отраслей: социология образования — научная дисциплина, изучающая институт образования в его взаимосвязях с другими социальными институтами и структурами, его функцию в системе общественного воспроизводства и т.д. Термины «отрасль» и «дисциплина» имеют ряд общих черт, но у них есть и серьезные отличия. Научная дисциплина, как и отрасль, появляется в процессе разделения и специализации научной деятельности. О социологии или экономике говорят как об отраслях знания и одновременно как о самостоятельных дисциплинах. В данном контексте оба термина являются синонимами. Однако в ином контексте они употребляются как два разных понятия. Когда мы говорим о социологии образования как отрасли социологии, то подразумеваем, что внутри одной научной дисциплины произошла специализация ученых по разным тематическим областям, в результате чего со временем сформировалась известная совокупность эмпирических исследований и объясняющих их теоретических построений, посвященных крупной сфере общества, одному из ведущих его институтов — образованию. В данном случае отрасль выступает частью дисциплины. В зарубежном науковедении все более осознается необходимость различения дисциплин и специальностей, специальностей и исследовательских областей. Начинается поиск социологических, когнитивных и социально-психологических критериев их различения. Так, Д. Шьюбин, проводя различие между научными дисциплинами и специальностями, считает, что дисциплина — более широкая единица науки, связанная с системой образования и включающая в себя специальности. Р. Уитли1, выделив три уровня организации науки (научную дисциплину, специальности и исследовательские области), предложил следующие критерии их разграничения: научная дисциплина предоставляет совокупность научных ценностей; специальность — объяснительные модели и категориальный аппарат; исследовательская область — уровень согласия (консенсуса) между учеными в группе относительно техники исследования. Специальность, согласно Р. Уитли, должна рассматриваться как более широкое образование, чем область исследования, и включать в себя ряд исследовательских областей. Исследовательская область — это совокупность одинаковых проблемных си- 1 Whitley R. Cognitive and social institutionalisation of scientific specialties and research areas // Social process of scientific development. L., 1975; Whitley R. Umbrella and polytheistic scientific disciplines and their elites // Social Studies of Science. L., 1976. Vol. 6. N 4. P. 471-497; Whitley R. Sociology of scientific developments // Perspectives in the sociology of science. Shiwester, 1977. P. 21—50. 323 туаций, единого объекта изучения, сходного понятийного и методического аппарата2. П. Бурдье3 противопоставил научное сообщество научной дисциплине, заключив, что понятие научной дисциплины выполняет функцию научного поля, а это место конкуренции между учеными за монополию научного авторитета, за власть и легитимизацию исследовательской работы. По мнению немецкого специалиста К. Хондрика, дисциплина характеризуется единством предметной области, расчленения проблем, их решения, едиными нормами познания, логическим статусом, способом постижения эмпирических данных, релевантностью теории при решении проблем других областей и др.4 Научная дисциплина, по предложению А.П. Огурцова, может быть определена как форма систематизации научного знания, связанная с институци-ализацией знания, осознанием общих норм и идеалов научного исследования, формированием научного сообщества, специфического типа научной литературы (обзоров и учебников), с определенными формами коммуникации между учеными, с созданием функционально автономных организаций, ответственных за образование и подготовку кадров5. Термин «научная дисциплина» предполагает не только результат произошедшего разделения труда в науке, но степень и уровень организации такого труда. А это означает, что у научной дисциплины появился свой предмет, объект и методы исследования, присущие (пусть не исключительно, но по преимуществу) только ей. Научная дисциплина представляет собой сложно организованное, многоуровневое знание. Каждый уровень отличается спецификой и обладает присущими только ему приемами и методами. Так, эмпирический базис включает научную индукцию и статистическую обработку данных, методы их компоновки и типологизации, процедурный аппарат сбора и анализа первичной информации. Теория же призвана обобщить полученные данные, сделать выводы, представить прогнозы. Она же организует поле для последующих исследований. Вряд ли о нескольких десятках эмпирических исследований, опубликованных в академических журналах, можно говорить как о самостоятельной научной дисциплине, таких же, как физика, право, экономика или этнография. Таким образом, двойственность значения терминов «отрасль» и «дисциплина» должна учитываться социологами при работе с методологической литературой. Вам придется встретиться с неясностью определений, названий и формулировок. К примеру, социология политики трактуется как отрасль социологической науки, социология выборов (электоральная социология) — как направление социологии политики, социология здоровья — как направление в социологии, социология образования — как дисциплина, а этносо-циология — как специальная социологическая теория. Хотя принципиальной разницы в их методологическом статусе нет никакой. За многообразием формы всегда нужно уметь распознавать единство содержания. тли Р. Когнитивная и социальная институциализация научных специальностей и областей ис- здования // Научная деятельность: структура и институты. М., 1980. С. 218-257. rdieu P. The specifity of the scientific field and the social conditions of the progress of reason // Social ience Information. 1975. Vol. 14. P. 19-47. •ndrich K.O. Viele Ansatze — Eine Sociologische Theorie // Theoriesvergleich in der Sozialwissenschaften. irmstadt, 1978. S. 317. урцов А.П. Дисциплинарная структура науки: Ее генезис и обоснование. М.: Наука, 1988. С. 244. 324 Нельзя смешивать отрасль с научной школой. Научная школа — это одновременно форма кооперации ученых и закрепление исследовательских традиций. Единодушие в профессиональных суждениях по поводу принципиальных вопросов (в деталях они могут расходиться) формирует партию в сфере политики и школу в сфере науки. Научная школа — разновидность парадигмы. Представителей одной научной школы характеризует: 1) консенсус, т.е. профессиональное единодушие, согласованность установок, общность оценок; 2) социтирование — взаимные ссылки друг на друга (на «своих» при этом ссылаются чаще, чем на «чужих») в статьях и монографиях; 3) кумулятивное развитие — накопление знаний всеми сторонниками одной школы по принципу пчелиного улья или «общего котла»; 4) преемственность развития — наличие учителей и учеников, лидеров и ведомых, соединение в одно целое преподавания и исследования. Школы можно выделять по разным критериям: 1) по имени родоначальника или лидера (школа Дюркгейма во Франции); 2) по национальному признаку (русская государственная школа: К.Д. Кавелин, СМ. Соловьев, Б.Н. Чичерин, В.И. Сергеевич, П.Н. Милюков, А.Д. Градовский, П.И. Новгородцев; немецкая школа социальной политики, куда входил М. Вебер); 3) по наименованию учреждения (Чикагская школа: Э. Берджес, Р. Парк, Л. Вирт); Гарвардская школа: Т. Парсонс, Р. Мертон; Бирмингемская школа культурных исследований, сформированная Р. Хоггартом, С. Халлом, Р. Уильямсом, Е. Томпсоном); 4) по названию города (Франкфуртская школа, представленная Т. Адорно, Э. Фроммом, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом, Баденская школа в неокантианстве, лидерами которой являлись Г. Риккерт и В. Виндельбанд); 5) по тематическому признаку (культурно-историческая школа, представители которой рассматривали развитие культуры как пространственные перемещения культурных инноваций не из одного, а из нескольких центров — культурных кругов: Ф. Боас, К. Уисслер, А. Крёбер, Р. Лоуи, Ф. Ратцель, Ф. Гребнер, Л. Фробениус, субъективная школа в русской социологии XIXв., представленная П.Л. Лавровым и Н.К. Михайловским) и др. В своей работе «Социология, ее краткая история, научное значение, основные задачи, система и метод» (1918) К.М. Тахтарев6, анализируя взгляды Конта, Маркса и Спенсера, выделил шесть теоретических школ: ранний позитивизм Конта; органицизм; социальный дарвинизм; «исторический экономизм» Маркса; психологическое направление; «статистико-социологичес-кая школа» (А. Кегле, Ф. Ле Пле и др.). П.А. Сорокин выделил следующие социологические школы и направления, сложившиеся в XIX в.: 1) механическая школа (социальная механика, социальная физика, социальная энергетика, математическая социология В. Парето); 2) синтетическая и географическая школы Ф. Ле Пле; 3) географическая школа; 4) биологическая школа (биоорганическая ветвь, расизм, социал-дарвинизм); 5) биосоциальная (демографическая) школа; 6) биопсихологическая школа (инстинктиви- Тахтарев К.М. Социология, ее краткая история, научное значение, основные задачи, система и метод. Пг.: Кооперация, 1918. 325 стекая социология); 7) социологическая школа (неопозитивистская ветвь, Э. Дюркгейм, Л. Гумплович, формальная социология, экономическая интерпретация истории, К. Маркс); 8) психологическая школа (бихевиоризм, инстинктивизм, интроспекционизм); 9) психосоциологическая школа (различные интерпретации социальных явлений в терминах культуры, религии, права и т.д.; экспериментальные исследования и др.). Интересную классификацию социологических школ предложил Дон Мартиндейл в книге «Природа и типы социологической теории»7, выделив пять социологических школ: 1) позитивистский органицизм (античный позитивизм — софисты, атомисты, Демокрит, современные позитивисты — О. Конт, Г. Спенсер, Л. Уорд); 2) теория конфликта (Ч. Дарвин, К. Маркс, Г. Гегель, Л. Гумплович, У. Самнер); 3) формальная школа (имеет две ветви: неокантианская и феноменологическая — М. Шелер, X. Келсен, Л. Визе, Г. Зиммель, Р. Стамлер, Г. Сантаяна, Э. Гуссерль, Р. Парк); 4) социальный бихевиоризм (имеет две ветви: символический интеракционизм и теория социального действия — Дж. Мид, Р. Лотц, Г. Фечнер, Э. Гартман, В. Вундт, У. Джеймс, Дж. Дьюи, Г. Лебон, Дж. Болдуин, Ф. Гиддингс, У. Ог-бурн, Ф. Чапин, Ч. Кули, Э. Кассирер, Г. Риккерт, М. Вебер, Т. Веблен, К. Маннгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Макчивер, Ф. Знанецкий, Д. Рис-мен); 5) социологический функционализм (гештальтпеихология и антропологический функционализм — А. Радклифф-Браун, Б. Малиновский, В. Па-рето, Ф. Знанецкий, Р. Мертон, Т. Парсонс, Дж. Хоманс, М. Леви, групповая динамика — К. Левин, Д. Картрайт, А. Зандер, Л. Фестингер). Автор использует несколько методов классификации социологических теорий. Первый требует приложения стандартов современной логики, нормативных требований методологии и эвристики; второй предполагает группировку социологов по темам (исследования города, деревни, промышленности, бюрократии и т.д.). Недостаток тематического метода в том, что он объединяет представителей различных школ, направлений и методологических ориентации. Третий метод — географический — классифицирует социологов по странам. Однако установить национальную специфику социологической школы удается далеко не всегда. Все эти методы суть альтернативы традиционному — разграничению ученых по социологическим школам. В послевоенной российской социологии выделяют следующие школы: школа В.Н. Шубкина (Новосибирск), школа Ф.Р. Филиппова и М.Н. Рутке-вича (Свердловск), школа лонгитюдных исследований М.Х. Титмы (Эстония), ленинградская школа социологии молодежи В.Т. Лисовского и И.С. Кона, школы Н.И. Лапина и А.И. Пригожина в социологии организаций, ленинградская школа социологии профессий (С.А. Кугель), киевская школа Г.М. Доброва, московская школа А.А. Зворыкина, новосибирская школа Т.И. Заславской и др. Каждая научная школа как организованная группа специалистов арендует или имеет постоянное помещение для проведения дискуссий, конференций, семинаров. Она выпускает коллективные монографии для демонстрации теоретической платформы и сообщения эмпирических данных. Иногда на ее базе организуется какое-либо общество, союз или ассоциация. Научная школа предлагает свою методику, реже — методологию решения пробле- lartindale D. The Nature and types of Sociological Theory. Boston, 1960. 326 мы, вырабатывает специфические средства анализа и концептуальную схему, которая затем развертывается в широкую исследовательскую программу. Разработки первого поколения постепенно составляют «жесткое ядро» программы или научную доктрину, которая обычно не подвергается сомнению и, став основой учебника или учебного пособия, преподается второму и последующему поколениям. Новые поколения образуют «исследовательский фронт», или передний край науки. Здесь уже речь идет не о передаче знаний, а об их добыче, открытии новых явлений, интенсивном эмпирическом исследовании. Научная школа отличается от отрасли тем, что несколько школ, различающихся методологией и философскими установками, составляют одно тематическое направление, т.е. отрасль. Так, в социологическую отрасль конфликтологии входят столь разные школы и теории, как марксизм, теория социального обмена Дж. Хоманса, теория конфликта Р. Дарендорфа и многие другие. Рассмотрим в этой связи основные школы классического и современного периодов (XIX—XX вв.) мировой социологии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОТРАСЛЬ, СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ, ДИСЦИПЛИНА, НАУЧНАЯ ШКОЛА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»