ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

НОВЫЕ ОТРАСЛИ АНТРОПОЛОГИИ
Принятая в энциклопедических словарях классификация дисциплин антропология представляет скорее некий компромиссный вариант, поскольку за редким исключением утвердившихся названий дисциплин не существует и практически каждый год возникают новые разделы и направления: интег-ративная антропология, анатомическая антропология, девелопментальная (от англ. development — развитие), компаративная, городская, антропология образования, экономическая, медицинская, антропологическая лингвистика, антропология религии, этнозоология и др.
Этнозоология, или антрозоология (ethnozoology, anthrozoology), — подотрасль антропологии, изучающая взаимоотношения человека с животными в различные исторические эпохи и культуры, в том числе процесс их приручения (доместикации). Человечество в течение всего периода доместикации (около 10 тыс. лет) активнее всего использовало животных в двух областях — в хозяйственной (охота, рыболовство, скотоводство, земледелие) и культурной (религиозные церемонии и ритуалы, художественная литература, ремесло и дизайн).
НИ одна человеческая цивилизация не обходилась без использования различных животных в целях охраны жилища и складских помещений, в качестве тяглового и транспортного средства, орудия войны (боевые слоны), инструментов поиска растений, пропавших предметов и людей, источника одежды (шкуры, кожаные изделия) и пищи (мясо, молоко, яйца), экспериментально-лабораторного материала (подопытные кролики и мыши); животных использовали в религиозных и культовых целях (поклонение, мумифицирование, жертвоприношение), как соратника в психологическом общении и т.д. Животные выступали героями сказок и эпосов, объектом живописи и скульптуры, мифическими персонажами, социокультурными маркерами (позитивными и негативными лейблами, эталоном для описания человеческих качеств, например лиса — олицетворение человеческой хитрости) и т.д. К этнозоологии относится отчасти и изучение названий животных в различных языках, а также символики, вызванной теми или иными представлениями о животных и их взаимоотношениями с людьми. Иными словами, человеческая история развивалась в неразрывной связи с жизнью животных, которые принимали в построении культурного контекста общества самое непосредственное участие.
Как научная дисциплина этнозоология возникла на стыке зоологии и этнографии. Наряду с этноботаникой она является подразделением более общей научной дисциплины — этнической экологии. Иногда этноботанику и этно-зоологию объединяют вместе под названием «этнозооботаника». Этнозоология, в свою очередь, подразделяется на ряд дисциплин: этнозоотехника и пр.48
Первые публикации по антрозоологии появились в 1987 г., а в 1991 г. было основано Международное общество антрозоологии (International Society for Anthrozoology — ISAZ). Его создатели убеждены, что в XXI в. отношения между человеком и природой, часто принимающие форму конфликтов и
Шнирельман В.А. Этнозоология // http://www.sati.archaeology.nsc.ru/encyc_p/term.html?act= list&term=518
28Э
катастроф, станут главной проблемой, вопросы антрозоологии приобретут еще большую актуальность. Официальным органом Общества является журнал «Антрозоология» («Anthrozoology»). Кроме того, активно заявили о себе Институт антрозоологии (Великобритания), Общество поведения животных (США), Международное общество антрозоологии и др.
Авангардным направлением считается киберантропология (Cyber-anthropology), изучающая структуру, динамику и природу интернет-сообществ (виртуальных комьюнити) и киберкультуры. Под виртуальными сообществами в киберантропологии понимаются не только подростки, проводящие все свое время в интернет-кафе и за домашними компьютерами. Этот термин произошел от понятия «антропология киборгов» («cyborg anthropology»), при-думенного Донной Харавей (Donna Haraway) и использованного ею в своей книге «Обезьяны, киборги и женщина» для описания общения между представителями разных цивилизаций: людьми, животными и машинами. Кибе-рантропология рассматривает человека как цифровой аналог передатчика ин -формации. Французский просветитель Ламетри первым уподобил человека машине, в индустриальную эпоху машинная метафора получила воплощение в паровых турбинах и паровозах, а в электронную эпоху Макклюэн свел человека к устройству, которое переводит информацию в энергию и деятельность. В начале XX в. появилась идея ноосферы Вернадского, а в конце XX в. широко распространились идеи искусственного разума и биокиборгов. Машины времени, переносящие вымышленных героев из примитивного настоящего в техносовершенное будущее, разрушили традиционную пространственно-временную систему координат, в которой существует не виртуальный, а реальный мир. Некоторые исследователи, в том числе Шерри Теркли, установили, что для детей, долго проводящих время в Интернете, компьютер стал вторым «Я» или зеркалом, в котором оно отражается.
Киберантропология ныне стала популярной на многих факультетах, ее материалы расположены в Интернете. Одним из ключевых здесь является понятие «киберпространство», введенное в научный оборот У. Гибсоном. Оно обозначает совокупность всех информационных ресурсов, доступных массовой аудитории благодаря новым технологиям, прежде всего компьютеру и сети Интернет.
Киберантропология имеет и другие наименования, в частности интерактивная антропология — в самом широком смысле это анализ электронных сообществ, в которые люди собираются «интерактивно» через электронную почту, компьютерную конференцсвязь и другими способами, т.е. то, что обычно подходит под термин коммуникаций, базирующихся на вычислительной технике (CMC). При этом интерактивная компьютерная среда квалифицируется как разновидность субкультуры или сообщества, по ряду важных параметров отличающаяся от физических сообществ49.
Визуальная антропология. История визуальной антропологии неотделима от истории научно-познавательного и документального кинематографа. Уже в 1898 г. исследователь из Кэмбриджского университета А. Хэддон отправился с фотокамерой Люмьера в экспедицию в залив Торреса. И с тех пор киноаппарат, а позднее и видеокамера становятся привычными инструментами исследования в руках многих антропологов. На первом этапе съемки
интерактивной антропологии // http://bspu.ab.rU/D_educ/public/v4.9/dm49p8.htm
290
велись преимущественно в труднодоступных малоизвестных районах, внимание привлекали в первую очередь редкие экзотические культуры. Опасаясь за их судьбу и учитывая возможность полного их исчезновения в условиях наступления техногенной цивилизации, антропологи стремились как можно полнее и в короткие сроки запечатлеть их образ жизни. Уже в 1920-х гг. на Западе формируются крупные фонды аудиовизуальной информации, сыгравшие значительную роль в превращении визуальной антропологии в самостоятельную научную дисциплину. В 1984 г. в США учреждено Общество визуальной антропологии (Society for Visual Anthropology — SVA), которое организует и поощряет инициативные исследования — не только выполнение фотографии и создание кинофильмов, но и получение бескамерных документальных источников, посвященных культуре жестов, танцев, вербальных и художественных символов у разных народов мира. В качестве источников визуальной антропологии могут стать культовые сооружения, наскальная живопись, исторические фотографии, старые граммофонные записи и др. SVA выпускает периодические издания «Visual Anthropology Review» и «Visual Anthropology», организует ежегодные научные конференции. В американских университетах можно получить ученые степени (магистра и доктора) по визуальной антропологии.
Сегодня визуальная антропология, не утратив былого интереса к редким и экзотическим культурам, стремится отобразить и другие антропологические явления: социальные, художественные, педагогические, религиозные и т.д.50 Одним из уникальных инструментов является видеомониторинг культуры — длительные многолетние съемки представителей одной культуры, раскрывающие ее историческую динамику. Проведенная в рамках программы INTAS совместно со специалистами из ФРГ и Российского гуманитарного государственного университета (РГГУ) работа по поиску архивных этнографических лент помогла создать своего рода фундамент для постановки видеомониторинга в разных регионах.
Более того, сегодня визуальную антропологию нельзя свести только к съемке и созданию фильмов, фотографированию и звукозаписи. Она включает в себя помимо съемки сбор, хранение и распространение экранных материалов, теоретическую и исследовательскую работу, обучение, пропаганду и внедрение идей и материалов визуальной антропологии в сферы образования, культуры, СМИ. Огромную помощь в развитии аудиовизуальной антропологии оказывает современная электронная техника. Средства современной информационной технологии, в том числе компьютер, портативные видеокамеры, синхронно записывающие звук, мультимедийные дисковые системы, цифровая техника, позволяют оперативно копировать кадры, мон-
Harper D. An argument for visual sociology // Image-Based Research: A Sourcebook for Qualitative Researchers. L.; Bristol, PA: Falmer Press, 1998; Рокитянский В. Визуальная антропология: Частное расследование. М., 2000.
291
тировать фильмы, включать в работу огромные объемы виртуальной документации, архивировать и создавать на их основе банк аудиовизуальной информации, осуществлять международный обмен данными51.
В аудиовизуальной антропологии формируется оригинальная теория экранного (кинематографического, аудиовизуального) языка, тяготеющая к неэкспрессивным средствам выражения. Предполагается, в частности, что первичные аудиовизуальные документы (материалы съемки) должны отличаться реалистичностью, т.е. быть непрерывными, нужно избегать неестественных ракурсов и движений камеры, сохранять целостность звучания речи, музыки, шумов, правдоподобность освещения и уж во всех случаях исключать всякого рода инсценировки. В отличие от традиционной технологии документального кино, в аудиовизуальной антропологии дружеские контакты с объектом изучения, примитивной общностью, первобытным племенем продолжаются и после окончания съемки: ученые не только показывают и передают общине отснятые материалы, но и проводят дискуссии, просветительскую, а иногда и благотворительную деятельность, помогая народности поддерживать свои культурные традиции.
Отличительная черта антропологического кинематографа — отсутствие дублей при съемке, конечной целью является не фильм, а содержание и полнота отснятого материала. Такая методика была применена для видеодокументирования жизни молоканских и старообрядческих общин в 1992—1998 гг. видеогруппой Центра визуальной антропологии МГУ. За несколько лет было осуществлено около 300 часов видеодокументаций в Ставропольском и Краснодарском краях, в Пермской области и Удмуртии, в Молдавии и на Украине. Съемки проводились более чем в 50 селениях. Впервые столь полно снимались старообрядческие службы и моления, были запечатлены религиозные обряды в поповских и беспоповских общинах. Подробно зафиксированы домашние и полевые крестьянские работы, всевозможные ремесла: ткачество, плетение, изготовление валенок и т.д. Одновременно решалась задача демонстрации полевой методики археографического анализа. Главной целью видеодокументации стало создание портретной галереи старообрядцев. Более сотни человек рассказали перед камерой о своей жизни, вере, отношениях с государством, семьей. Каждое интервью воспринимается как открытие, вхождение в неведомый для современников загадочный мир древней культуры. На материалах только первого года экспедиционных съемок было создано четыре фильма52.
Педагогическая антропология. За последние десятилетия в нашей стране стала активно развиваться в качестве самостоятельной теоретической и прикладной дисциплины педагогическая антропология53. В Западной Европе она рассматривалась в конце 60 — начале 70-х гг. как приложение философской антропологии к педагогической действительности и практике образования. Особенно активно педагогическая антропология развивалась в 1960—90-е гг.
:ксандров Е.В. Обоснования и принципы визуально-антропологического мониторинга // http:// w-koi8.socio.msu.ru/visualsoc/lv.htm жсандров Е.В. Указ. соч.
1иков П.К. Педагогическая антропология. М., 1986; Бим Бад Б.М. Педагогическая антрополо-■ М., 1998; Максакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2001; Огурцов А.П. Педагогичес-антропология: поиски и перспективы // Человек. 2002. № 1; http://courier.com.ru/homo/ H02ogurtsov.htm; Самохин Ю. Вероисповедание как феномен социальной и этнической адапта-1 человека // http://kraevedenie.chat.ru/reiig_sc.htm; Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. 1-2. Париж, 1953.
292
в Германии54, где за эти годы выделились пять подходов55:1) интеграционно-научный (Г. Рот, А. Флитнер); 2) философско-антропологический (О. Больнов, В. Лох); 3) феноменологический, подчеркивавший включенность исследователя в исследуемую ситуацию (М.Я. Лангевелд); 4) диалектико-рефлексив-ный, рассматривающий образование как процесс самореализации индивида (В. Клафки), понимаемого как субъект, способный к рефлексивному отношению к себе и к окружающему миру; 5) диалогический. Именно педагогическая антропология выдвинула проблематику сущности человека как субъекта образования. Университет Российской академии образования и Институт теории образования и педагогики РАО в 2002 г. провели Международную научную конференцию «Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст».
Религиозная антропология. В связи с ренессансом православия в России заметно оживился интерес крелигиозной антропологии, традиция которой в нашей стране имеет глубокие корни. Так, в 2001 г. в Институте философии РАН состоялся семинар на тему «Философская и религиозная антропология в современной дискуссии», в котором приняли участие православные богословы и российские философы. О религиозной антропологии писал в своих работах, в том числе «Смысл творчества» и «Проблема человека», Н.А. Бердяев56. Он утверждал, что истоки религиозной антропологии надо искать в том числе и в творчестве Ф. Достоевского: «Все его творчество — антропологические опыты и эксперименты. Достоевский — не художник-реалист, а экспериментатор, создатель опытной метафизики человеческой природы... Он создал небывалый тип художественно-гностической антропологии»57. Он также писал о том, что природа человека и человеческой души должна более всего раскрыться в России. В России возможна новая религиозная антропология. Отщепенство, скитальчество и странничество — русские черты, и они наряду с другими социокультурными феноменами могут стать предметом ее изучения. «Проблема отношения христианства к миру, к кул ь-туре, к обществу, к современности, которая очень мучила русскую христианскую мысль от Бухарева до Вл. Соловьева и Н. Федорова, есть прежде всего проблема религиозной антропологии»58, — считал выдающийся русский философ.
54 Loch W. Die anthropologische Dimension der Padagogik. Essen, 1963; Kochellis P. Der wissenschaftlicheAspekt im padagogischen Denken//Wissenschaft und Weltbild. 1965. Bd. 18. Hf. 3; Roth H. PadagogischeAnthropologie. Hannover, 1966; Meinberg E. Zur Entwicklung anthropologischer Konzepte in der Padagogiknach dem 2. Weltkrieg // Padagogjsche Rundschau. 1973. Bd.32. Hf. 9. S. 695-712; Meinberg E. DasMenschenbild der modernen Erziehungswissenschaft. Darmstadt, 1988; Liedtke M. PadagogischeAnthropologie als anthropologische Fundierung der Erziehung// Diskussion: Padagogische Anthropologie.Munchen, 1980; Loch W. Der Mensch im Modus des Konnens. Anthropologische Fragen padagogischenDenkens // Diskussion Padagogische Anthropologie / Hrsg. E. Konig. Munchen, 1980; Derbolav J.Padagogische Antyropologie alsTheorie derindividuellen Selbstverwirklichung// Diskussion PadagogischeAnthropologie. Munchen, 1980; Einfuhrung in die padagogische Anthropologie / Hrsg. Ch.Wulf. Weinheimund Basel, 1994.
55 Theorien und Konzepte der padagogische Anthropologie / Hrsg. J. Petersen und G.B. Reinert. Donauworth,
1994. S. 19-20.
56 Бердяев Н.А. Проблема человека (К построению христианской антропологии) // Путь. 1936. № 50.С. 3—26. Бердяев Н.А. Стилизованное православие // http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn023.htm; Бердяев Н.А. О характере русской религиозной мысли XIX века // http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn025.htm
57 Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // http://www.pereplet.ru/dostoevsky/berdl.html
ss Бердяев Н.А. О характере русской религиозной мысли XIX века// http://www.magister.msk.ru/library/ philos/berdyaev/berdn025.htm
293
В XX в. проблема религиозного понимания человека становится одним из решающих факторов осмысления современной ситуации в культуре59. Религиозная антропология — научная и богословская дисциплина, решающая проблему человека и человеческого существования путем перспективы диалога Бога и человека, перспективы отношений человека и Абсолюта (концепции Г. Плеснера, М. Шелера, А. Гелена, Г.Э. Хенгстенберга, Э. Корета, В. Паненберга, К. Ранера). Ее, в частности, интересуют проблемы происхождения человека, его развития, осмысленности существования перед лицом смерти, категории вины, отчаяния, прощения, оправдания, воскресения, преображения, теологическая танатология, поиски антропологических корней религии, антропологического доказательства бытия Бога; изучение среды обитания человека и перспектив цивилизации; ноосфера и антропосфе-ра; антропологические аспекты милосердия и каритативной деятельности. В рамках этой дисциплины решается вопрос о том, определяется ли специфика культуры религией (на чем настаивал, например, А. Тойнби) или, напротив, культура выбирает соответствующую религию и адаптирует ее к своим традициям (близкую мысль высказывали Вл. Соловьев, а также современный русский ученый Н. Моисеев). В границах религиозной антропологии оформились в качестве самостоятельных ответвлений языческая, исламская, семитская, христианская, православная, католическая и протестантская антропологии. Корни православной антропологии, которая делала акцент на активности самого человека (а именно такая антропология развивалась религиозными космистами), надо искать в традиции исихазма (священнобез-молвия), возникшего в аскетической практике еще в IV—VII вв., но теоретически развитого св. Григорием Паламой60. Она нашла свое продолжение в уникальных идеях русского космизма как направления научно-философской мысли, к которому принадлежат Н.Ф. Федоров, А.В. Сухово-Кобылин, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, В.Н. Муравьев, А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, Н.Г. Холодный, В.Ф. Купревич, А.К. Манеев; в религиозно-философской антропологии Ф.М. Достоевского, учении Вернадского о ноосфере, в философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения — B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева61. Представление о третичном устройстве
('зьмицкас Б.Ю. Религиозно-философская антропология К. Ранера // Философия. Религия. Куль-'ра. М.: Наука, 1980; Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропо->гия. М.: Наука, 1985; Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М., 1998; Рус-сая религиозная антропология: Антология: В 2 т. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. I., 1997; Уваров М.С. Религиозная антропология в ситуации постмодерна // http:// ithropologia.spbu.ru/ru/texts/uvarov/rapostm.html; Киприан (Керн), архим. Антропология св. Гри->рия Паламы/Вст. ст. А.И. Сидорова. М., 1996 (Репринт, изд.: Париж, 1950); Пантелеймон, иером. нтропология по творениям св. Иоанна Дамаскина // Богословский Вестник. 1914, март. С. 475— '8; Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии // Вестник русского христианского шжения. 1989. № 154. С. 81—96; Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской ггропологии. М., 1993; М., 1996; Проблема телесности в антропологии исихазма// Новые идеи в илософии: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7. Пермь, 1998. С. 176-178; Сердце в эавославной антропологии // Православный Летописец Санкт-Петербурга. 2000. № 1. С. 65-77; епомнящий И. О православной антропологии // http://www.zavet.ru/publ/nauk001.htm. рот. Иоанн Мейендорф. Православие в современном мире. Нью-Йорк, 1981; Хоружий С.С. Пра-эславно-аскетическая антропология и кризис современного человека // http://www.pravoslavie.ru/ ibytia/chelovekkonf/horuzhy.htm. гменова С.Г. Русский космизм // http://sufism.ru/barzah/cosm03.htm
294
народа-личности (религия, душа, культура) опирается на православную антропологию с ее учением о тройственном составе природы человека (дух, душа, тело). Сегодня православная антропология входит в число основных православных вероучительных дисциплин; составление полного свода православной антропологии, которое должно иметь большое миссионерское значение и послужить дальнейшему развитию социальной концепции Русской православной церкви, объявляется приоритетной задачей.
Внутри современной антропологии сегодня формируются новые отрасли и разделы: управленческая антропология62, социальная антропология организаций, художественная антропология63, тендерная антропология (Г. Крипе, Дж. Фридландер, И. Кон, Н. Пушкарева), антропология возраста, интегра-тивная антропология, эниологическая антропология (опыт внедрения восточной медицины) и др. Антропология возраста — один из разделов социальной (культурной) антропологии — исследует возраст человека как био- и социокультурный феномен64. В рамках данного направления рассматривается процесс становления социально-возрастного неравенства в традиционных обществах, его реализация в современных этнических культурах и субкультурах, конфликты между поколениями.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «НОВЫЕ ОТРАСЛИ АНТРОПОЛОГИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Поняття телекомунікаційної системи. Етапи розвитку телекомунікаці...
Аудит звітності з податку на прибуток
СТАБІЛЬНІСТЬ БАНКІВ І МЕХАНІЗМ ЇЇ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ
Планування аудиторської перевірки підприємства
Граматичні ознаки іменника


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 1578 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП