Археологическая антропология, или археология, — это исследование прошлого человечества по материальным свидетельствам. Археология изучает следы деятельности человека, главным образом в напластованиях грунта, образовавшихся в результате этой деятельности (культурный слой), а также на поверхности и на дне водоемов (архитектурные памятники, петроглифы, следы древней ирригации, кораблекрушений и т.д.) для получения истори- 278 ко-культурной информации. Российские специалисты так же, как и британские, считают археологию частью истории, а потому преподают ее на исторических факультетах университетов. Американские же ученые видят в археологии отрасль антропологии и включают курс ар-хеологии в программу антропологических факультетов. Однако среди археологов широко распространено мнение, что археология — прежде всего самостоятельная дисциплина, обладающая собственными методами, концепциями, теориями и научными открытиями. Археология — единственная отрасль изучения человека, использующая в большей мере оставленные людьми материальные знаки, чем непосредственные наблюдения над человеческим поведением или письменные свидетельства. Археологи, занимающиеся воссозданием и постижением жизни людей прошлых эпох, используют самые разнообразные методы и приемы. Некоторые из них присущи только археологии, другие заимствованы из физики, биологии, геологии и других наук. Процедура археологического исследования — одна из самых трудоемких в гуманитарных науках. Она включает, по Л.С. Клейну, три основных этапа: вскрытие и фиксация в полевых условиях; лабораторно-камеральная обработка (консервация, реконструкция, технологические анализы); теоретическое осмысление полученных данных, т.е. уточнение хронологии, систематика (классификация, эволюционная типология) вещей, реконструкция процессов и явлений по их следам и отдельным элементам. Правда некоторые ученые видят в археологии всего лишь совокупность методов, применяемых в исторических, антропологических, искусствоведческих, географических и некоторых иных исследованиях. Для них границы археологии определяются способами получения и анализа материальных свидетельств. Археологическая методика изменяется в зависимости от периода, что привело к появлению специализации археологии: классическая, средневековая, индустриальная археология и др. По предметным критериям выделяют поселенческую, процессуальную, структурную, теоретическую археологию и др. К общедисциплинарным отраслям археологии относятся археоботани-ка, археозоология, экспериментальная археология, этноархеология, контрактная археология и др. Новые направления в археологии — военная археология, морская, подводная, археологический туризм, «черная» археология и кладоискательство. Именно археология дала человечеству основной массив информации, относящейся крайним эпохам, вплоть до позднего средневековья. Бесценным является ее вклад в изучение дописьменных обществ, о которых не сохранилось никаких свидетельств, кроме археологических памятников. Методы археологии используются также и для исследования некоторых событий XVII—XX вв., о которых имеется мало документальных свидетельств. Так, предметы православного культа XIV-XiX вв. изучает церковная археология, промышленные объекты XVII—XX вв. — промышленная археология, памятники индейцев после при- 279 хода европейцев — нативистская археология. Термин «нативизм»36 обозначает взгляд на какую-либо культуру, например раннесредневековую кельтскую, как архаичную, изолированную от поздних влияний и сохранившую значительное количество элементов язычества. В частности, кельтскую культуру с относящимися к ней обрядами друидов и поэтическим творчеством филидов, о которой практически не сохранилось никаких письменных источников, кроме записок Ю. Цезаря, можно исследовать только при помощи археологической антропологии. Археология реконструирует, описывает и интерпретирует человеческое поведение и культурные образцы на основании добытых в процессе раскопок материальных предметов. Главным образом, она занимается предысторией (периодом, предшествующим открытию письменности). Для археологов первичными данными являются остатки материальной культуры. На их основе ученые реконструируют образ жизни древних городов и поселений, потребительскую и досуговую культуру, традиции и обычаи, особенности быта и трудовой деятельности предков. Находками археологов не всегда являются хорошо сохранившиеся могильники и религиозные храмы, часто это хозяйственные ямы, где находятся фрагменты кухонной посуды и домашней утвари, орудия труда, останки животных, музыкальные инструменты. Их классификация и точная датировка позволяют ученым по сохранившимся фрагментам восстановить образ жизни и социальную организацию наших предков. Археологическая антропология, в отличие от традиционной, не ограничивается научной атрибуцией культурного памятника (техническим описанием времени, места, исторических деталей, культурной спецификацией), а идет гораздо дальше, используя памятники не как самоцель, а как средство раскрытия общественных отношений, существовавших в отдаленную эпоху. Анализируя памятники, археологи отвечают на множество вопросов: питалась ли изучаемая группа людей мясом диких или одомашненных животных; что представляют собой остатки найденной на стоянке первобытных людей пищи — дикорастущие растения или плоды земледельческого труда и т.д. Ключевые понятия археологии — «артефакт», «культурный слой» и «археологическая культура». Здесь артефактами называются материальные предметы, которые были созданы или видоизменены человеком: орудия труда и украшения, глиняные сосуды, отходы производства (например, пластинки, отколотые от каменного ядра при изготовлении орудия), обрезки ниток, оставшиеся после ткацких работ, кусочки шлака (стекловидного материала, остающегося при выплавке металлов) и т.д. Используя артефакты, в частности, можно узнать о происхождении ремесленных изделий — произведены ли они на месте или привезены из другой страны и, если они произведены на месте, то какое сырье добывалось, где именно и по какой технологии перерабатывалось. Такие находки археологов помогают определить способ производства, товарообмена и распределения доходов. шнгвистике нативизм — это учение, согласно которому язык является врожденным качеством че-века, а в психологии и педагогике — учение о врожденных качествах человека. Перенесение этого шина в археологию и антропологию позволило расширить его содержание и трактовать нативизм < принадлежность культуры к своему первозданному, т.е. как бы врожденному, виду, который прак-гески у всех народов связан с язычеством как древнейшей формой религиозных верований. 280 Термин «артефакт» дал название целому направлению — артефактной археологии, которая специализируется на классификации археологических данных и культурных типов. При отсутствии строго научных критериев невозможно сделать выбор из огромного количества характеристик, присутствующих в массиве эмпирического материала в качестве основы для построения классификационной системы. В структуре научного знания понятие артефактной классификационной археологии занимает место после структурной археологиии и микротеории37. Занимаясь раскопками, археологи срезают пласты земли один за другим, их называют культурными пластами. Основной объект исследования археологов — доисторическое население, не имевшее письменности. Данные археологии помогают антропологам формулировать законы развития человеческой культуры и общества. Совокупность культурных черт, в комплексе характеризующих жизнедеятельность того или иного народа в отдаленную эпоху, получила название археологической культуры. Она обозначает общность археологических памятников, относящихся к одному времени, одному народу (этносу), определенной территории, отличающихся общими особенностями, например: культура ямочно-гребенчатой керамики, Черняховская культура (III—IV вв., степная область Днепра), городецкая культура (VII в. до н. э. — I тыс. н. э., Поволжье), трипольская культура (IV—III тыс. до н. э., Украина и Молдавия), фатьяновская культура (бронзовый век, Волго-Окское междуречье), абашевская культура (Поволжье). Одно из наиболее удачных определений археологической культуры звучит так: совокупность остатков человеческой деятельности, извлекаемая при исследовании археологических памятников и по ряду уловимых признаков отличимая от другой такой же совокупности38. По Л.С. Клейну, археологическая культура — совокупность археологических памятников, объединенных близким сходством типов орудий труда, утвари, оружия и украшений (особенно же сходством деталей в формах вещей, сходством керамической орнаментации и приемов техники), сходством типов построек и погребального обряда39. Археолог может оперировать понятием «археологическая культура» как некой самостоятельной сущностью, которую в определенном смысле можно рассматривать отдельно от ее бывшего носителя — человеческого коллектива. Но антрополог, занимающийся изучением древнейших времен на основе археологических данных, поступить так не может. Он исследует свидетельства древних миграций зачастую очень больших коллективов людей, приносящих на новые территории обитания свою культуру в самых различных ее проявлениях, различным образом взаимодействующих с аборигенным населением этих территорий40.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АРХЕОЛОГИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»