На протяжении долгого времени как европейским, так (позже) и американским социологам приходилось бороться за самостоятельность своей науки, размежевание с родственными дисциплинами, с которыми постоянно смешивали социологию. Две «кузины» социологии — психология и экономика, а также одна «дальняя родственница»— биология— выступали одновременно непримиримыми врагами юной социологии. На заре своего существования ей пришлось вести с ними жесткую борьбу — как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Такую борьбу вели на исходе XIX в. представители первого поколения американских социологов. Так, Л. Уорд (1841—1913) активно отстаивал автономный статус социологии, ее независимость от биологии: если мы признаем биологические процессы естественными, то должны признать социальные процессы искусственными (artificial). Фундаментальный принцип биологии — естественный отбор, а социологии — искусственный отбор. Если природа эволюционирует благодаря устранению слабых, то человеческий прогресс совершается благодаря защите слабых. Историческая заслуга Л. Уорда состоит в том, что он одним из первых в США попытался освободить социологию от биологических пут. Социологию он считал прикладной, ориентированной на социальные реформы дисциплиной. Л. Уорд прожил яркую и интересную жизнь. Научную деятельность начинал в качестве геолога и палеонтолога, был одним из основателей палеоботаники. Большую часть жизни он провел в государственных органах, занимаясь самой разной научной работой. Социологию ему пришлось преподавать только в течение семи лет. Но и здесь он достиг немалого, успев стать первым президентом Американского социологического общества. Л. Уорда можно назвать величайшим защитником социократического типа демократии. Присоциократии, или идеальной демократии, индивидуализм и конкуренция должны исчезнуть, хотя индивидуальные желания и интересы останутся, как останутся и индивидуальные свободы. Но это уже будут цивилизованные желания, которые, реализуясь, не нарушают общей гармонии и не вредят общему благу. Л. Уорд поддерживал профсоюзное движение, симпатизировал пролетариату и выступал за равенство классов. Однако всеобщее равенство, по его мнению, означает равенство стартовых возможностей, одинаковый доступ к образованию всех, но не равенство конечных результатов, оборачивающееся на деле государственным социализмом и уравниловкой. Как считал Л. Уорд, раздвоено не только человеческое существо, разрывающееся между миром природного и миром социального, но и человеческое общество. В нем одновременно царствуют слепые законы естественного отбора, заставляющие людей не щадить друг друга в конкурентной борьбе, и разумные законы добра, основанные на высоких гуманистических ценностях. По оценкам Л. Козера, Л. Уорд заложил основы дуалистического подхода в социологии5.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «БОРЬБА С «РОДСТВЕННИЦАМИ»» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»