Представляется целесообразным различать два типа определения предмета социологии — экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный (от лат. extensivus — расширяющий, удлиняющий) надо понимать как расширительный, связанный с увеличением, сбором и распространением фактов, а интенсивный (фр. intensif, лат. intensio — напряжение, усиление) — напротив, как углубленный, появляющийся за счет внутренней организации теоретического знания. Под экстенсивным определением предмета социологии понимается совокупность всех тем социологических исследований, которые в данный исторический момент предпринимаются научным сообществом, т.е. это тематическое (проблемное) поле социологии, совокупность всех исследований: эмпирических, теоретических и прикладных. 188 Экстенсивное определение важно по нескольким причинам. Установив весь круг проводимых в стране эмпирических исследований, методолог может определить, насколько актуальны и популярны те или иные темы, насколько полно охватывается социальная реальность эмпирическими исследованиями, не осталось ли в науке белых пятен, а если остались, то где именно. Например, в годы застоя не было проведено ни одного исследования диссидентов, заключенных, наркоманов, проституток, воров и мошенников, взяточников и т.д., т.е. отсутствовала социология девиантного5 поведения. Ни одного эмпирического исследования не было проведено по проблемам бедности. Создавалось впечатление, что в СССР нет ни проституток, ни диссидентов, ни бедных. По идеологическим соображениям (т.е. вненауч-ным факторам) кругозор социологии в то время был искусственно ограничен. Социологические исследования охватывали лишь часть реальности. Та же тенденция сохранялась во времена горбачевской «перестройки», когда в стране происходили исторические события, — социологи вновь ограничились узким сегментом, хотя причиной этого были не столько идеологические, сколько финансовые и внутринаучные факторы, главным образом научная инерция, сила сложившейся традиции скользить по поверхности. Социологи изучали то, к чему были готовы, с помощью того понятийного аппарата, который был наработан в советское время и который был приспособлен (насколько хорошо — это вопрос другой) именно к тому обществу и к тем условиям. Попытка описать новые явления с помощью старого концептуального аппарата не принесла ощутимых результатов. Как уже говорилось выше, составляя перечень тем эмпирических исследований в стране, мы решаем множество важных методологических вопросов: насколько адекватно и полно социологическая наука отражает социальную реальность, какова глубина такого отражения, какие темы остались неисследованными. К примеру, составив список эмпирических исследований на середину 90-х гг., а затем сгруппировав их в крупные блоки, мы обнаружили, что 20 исследований посвящено теме социальной адаптации, 40 — социальной стратификации, 60 — теме формирования новых классов6. Подобную процедуру можно назвать выявлением тематического поля социологии, которое дает нам экстенсивное определение предмета данной науки. Это определение предмета на эмпирическом — самом низком — уровне. Можно «подняться этажом выше» и, суммировав все множество частных теоретических понятий, используемых в данной науке, получить концептуальное (понятийное) определение предмета социологии. Предметом социологии в таком случае является совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы. Среди основных понятий социологии выделяют понятия общества и личности, социального пространства и времени, социальной структуры и стратификации, социальных институтов, статусов и ролей, социального контроля, социализации и др. Совокупность этих категорий и понятий, так же, как 5 Девиантный — отклоняющийся от нормы. 6 Со временем некоторые крупные тематические направления (социальная солидарность, социальнаяадаптация, бедность и неравенство, социальная стратификация) становятся самостоятельными отраслями социологии. По разным оценкам, в социологии насчитывается от 15 до 40 отраслей. 189 и тематика эмпирических исследований, сгруппированных в крупные блоки (разделы социологии), составляет концептуальное определение предмета социологии. В том и другом случаях — при экстенсивном и концептуальном определениях предмета — элементы (темы исследований и категории) подчинены определенной логике и как-то связаны между собой. Природа такой связи методологией до конца еще не изучена, но очевидно, что логическая связь категорий и понятий та же, что в научной картине мира и, возможно, в общей социологической теории. Кроме концептуального уровня, к интенсивному типу определения предмета социологии относится еще один уровень — категориальный. Этот самый общий уровень определяется одним или несколькими предложениями. Когда спрашивают, что такое социология, то коротко отвечают: это наука об обществе (поведении больших социальных групп, социальных институтах, социальных отношениях и т.д.). Самое краткое и самое общее определение может заканчиваться данной фразой, но может дополнительно содержать некоторую расшифровку, к примеру: социология — это наука об обществе, изучающая его строение и динамику, взаимодействие социальных групп и классов, закономерности развития общества, становление и функционирование социальных институтов.
Рис. 8. Уровни и типы определения предмета социологии 190 Таким образом, мы выяснили, что определение предмета социологии как науки (не путать с предметом социологического исследования) предусматривает три уровня— эмпирический, концептуальный и категориальный. Первый связан с экстенсивным, а два других — с интенсивным типом определения предмета. При экстенсивном определении перечисляются все темы эм- лирических, теоретических (например, по истории социологии) и прикладных исследований; при интенсивном определении, которое разворачивается на двух уровнях — концептуальном (понятийном) и категориальном, даются спецификации аналитической мощи социологии. На концептуальном уровне составляется список всех понятий и категорий, при помощи которых социология способна описывать и анализировать объективную реальность. Рассматривая такой список, методолог может выявить, как и в случае эмпирической тематики, серьезные пробелы в функционировании теоретического знания социологии, нехватку понятий и абстрактных конструктов, их дублирование, противоречивость и т.д. Наконец, на самом верхнем и самом общем уровне никаких списков не составляется. Социология определяется одной-тремя фразами. Подобное иерархическое определение предмета можно обнаружить в любой из существующих наук — методолог должен провести лишь соответствующую работу. Каждый уровень необходим и выполняет свою полезную функцию. Давая характеристику социологии, можно ограничиться общей фразой, перечислением основных понятий либо конкретно определить эмпирическую тематику. Двигаясь от общего к частному и конкретному уровням, мы подробно раскрываем особенности своей науки и даем ей исчерпывающую характеристику. Итак, предмет социологии определяется на трех уровнях обобщения: всеобщем, частном и единичном: ♦ на всеобщем уровне социология — это наука об обществе; ♦ на частном уровне социология — это наука о поведении людей как представителей больших социальных групп и функционировании социальных институтов. Когда мы начинаем расшифровывать, что такое большие социальные группы и институты, то обязательно всплывают все другие фундаментальные категории социологии: статусы и роли, социальные структуры, социальная стратификация и др. Таким образом, на частном уровне мы выявляем предмет социологии как взаимосвязанную систему основных понятий; ♦ на единичном уровне мы получаем очень широкое определение социологии как совокупности всех тем эмпирических исследований. При помощи этого тематического перечня проводимых исследований мы определяем, насколько полно описана социальная реальность, на что направлен был исследовательский интерес ученых, какова плотность достигнутых результатов. Когда мы определяем предмет социологии на самом общем уровне, возникает проблема разграничения предметных областей соседних наук. Чтобы уточнить предмет социологии, мы конкретизируем общее положение. Тогда у нас получается следующая формулировка: социология в целом (т.е. общая социология) — это наука, изучающая отношения между группами людей, занимающих различное положение в обществе, принимающих неодинаковое участие в экономической, социальной и политической жизни, различающихся не только уровнем, но и источником своих доходов, структурой потребления, образом, качеством и стилем жизни, а также структурой ценностных ориентации, мотивами и типом поведения. Социологи редко задумываются над тем, изучают ли они проблемы, строго относящиеся к социологии знания или социологии образования, или же 191 выходят на смежные области, скажем, социальную или индустриальную психологию. Они исследуют объективную реальность, предоставляя возможность другим решать, куда относить полученные результаты. Так поступают и отечественные, и зарубежные социологи. Чаще всего они считают свои исследования комплексными, смело комбинируя методы экономики, психологии и социологии. Тем не менее существуют определенные различия между научными традициями и странами. В СССР более отчетлива склонность расставлять все точки над «и», когда дело касается предмета социологии. Вспомним, сколь острыми были дискуссии по предмету марксистской социологии в 20-е, 60-е, 70-е и, наконец, в 80-е гг. Иногда они заходили в тупик, однако на новом историческом витке возобновлялись с такой силой, будто вопрос шел по крайней мере о том, быть ли вообще социологии или нет. В действительности вопрос стоял именно так. В 30-е и 50-е гг. социологию считали буржуазной наукой, которой не находилось места в марксистском обществоведении. Поэтому вопрос о предмете социологии означал вопрос о существовании социологии в принципе. Идеологическое давление привело к тому, что чисто научная проблема приобрела политическую окраску. В США ничего подобного не происходило. Научные вопросы решались в рамках самой науки. А наука понималась как непрерывно текущая работа, в которой постоянно возникает нечто новое; старое пересматривается, а окончательную истину получить невозможно. Вопрос о том, что понимать под социологией в целом или социологией труда в частности, редко дискутировался с той остротой, которая всегда была присуща отечественной социологии. Под социологией каждый волен был понимать то, что он считает нужным.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «УРОВНИ И ТИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА СОЦИОЛОГИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»