ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИВМ
Социальный активизм социологов — это участие всего их профессионального слоя либо его части в происходящих в стране социальных процессах, присоединение к общественным инициативам, фондам поддержки и солидарности, выступления в средствах массовой информации, организация союзов и ассоциаций.
Политический активизм социологов надо понимать как участие в пассивных или активных формах политической борьбы, выступление за или против существующего строя, продвижение во власть и занятие властных постов, призыв (устный или печатный) к политическим действиям.
Периоды оттепели (а это слово вошло в исторический лексикон отечественной науки для обозначения любых периодов гласности и либерализации, в частности нэповского, хрущевского и горбачевского) обычно сопровождаются выходом социально мыслящей публики из подполья на улицы, в редакции, на телевидение, университетские кафедры и трибуны съездов. В такие моменты отмечается всплеск политического активизма населения (в первых рядах часто идут социологи и представители социальных наук), растут тиражи многих газет и журналов, оживляются дискуссии и споры по общественным вопросам, нередко переходящие в бытовые ссоры и идейные конфликты. Образованная часть общества, переживая необычайный духовный подъем и рост ожиданий, предается построению утопических проектов переустройства общества, социальному романтизму, очернению и отчуждению «мрачного» прошлого, иллюзиям относительно будущего. И здесь, как ни странно, социологи в первых рядах: их можно встретить среди делегатов партийных съездов, во фракциях Государственной думы, министерских кабинетах, телевизионных студиях. Необычайно быстро просыпается социо-
'иходилось искать синонимы словам «прогресс», «эволюция», которые были официально запре-ны в XIX в., еще дольше — избегать использования слова «социология».
132
логический дилетантизм, и редакции академических журналов бывают завалены всякого рода глобальными проектами, моделями, теориями спасения человечества. Поскольку уже не надо озираться по сторонам, скрывать свои мысли и прибегать к эзопову языку, печатают все, что прежде было запрещено и с чем могли знакомиться только цензура, охранка, спецорганы.
Политический активизм социологически настроенной интеллигенции и профессиональных социологов, таким образом, переживает самые разные фазы, циклы, динамику. Сразу после краха авторитарного режима интеллигенция от диссидентства и открытого протеста переходит к сотрудничеству с новыми властями, участию в общественно-политических движениях и начинаниях. Критическая фаза сменяется конструктивной, обвинения сменяются предложениями. На новой стадии социологи начинают обивать министерские пороги, искать знакомых среди депутатов, доказывая высокое предназначение своей науки в изменившихся условиях, выбивая новые институты, кафедры, ставки. Многие известные ученые и специалисты часто мелькают на общественной сцене, превращаются в трибунов, директоров политологических, социологических и разного рода аналитических центров, институтов, фирм. Социологов приглашают выступать в средствах массовой информации в качестве комментаторов, консультантов. Все телевизионные каналы пропитаны ссылками на данные социологических исследований, опросов общественного мнения, политическими рейтингами. Кажется, без них уже нельзя прожить. Опросная социология в периоды демократических преобразований становится властительницей дум и законодателем моды. Политологов и социологов приглашают в избирательные кампании, их советы используют для решения многих государственных вопросов, а также как средство манипуляции общественным сознанием, особенно в политической борьбе.
В начале 1990-х гг. социология «приобретает полноправный с другими науками статус и даже оказывается чрезвычайно модной. Социологов часто приглашают выступать в средствах массовой информации в качестве комментаторов, консультантов, социологические исследования связываются исключительно с опросами общественного мнения; значительно число заказов на исследования, поступающих от государственных и прочих организаций; социология становится обязательной дисциплиной во всех вузах; высок конкурс на открывшиеся социологические факультеты и отделения». Пик активности российских социологов «пришелся на рубеж десятилетий, когда социально активные ученые входили в правительства, были избраны в парламенты, организовывали политические партии, входили в состав актива политических движений, становились важными деятелями правящей или оппозиционной элиты — иными словами, выполняли свою миссию, лично и непосредственно применяли свои профессиональные знания для служения обществу... Именно в это время население оказалось наиболее чувствительным к практически любым выступлениям социологов... в Болгарии в самом начале 1990-х гг. социологов даже обвинили в срыве выборов, посчитав, что именно они публикацией симпатий избирателей предопределили исход голосования»10.
10 Бутенко И.А. Указ соч. С. 22-23.
133
Политический активизм, как показывает история, чрезвычайно выгоден социологии и социологам. По своей природе это племя разрушителей тоталитарных режимов и закрытых обществ, противников идеологической монополии и цензуры слова. Выполнив свою историческую миссию, социологи моментально включаются в демократические преобразования, и большинство из них добиваются высоких постов при новой власти. «Как показали результаты исследования, среди ученых-обществоведов, выступающих в 1997 г. по социальным вопросам в СМИ, треть занимали руководящие должности в различных добровольных ассоциациях, обществах и комиссиях. К деятельности других (не научных) добровольных ассоциаций, а также политических партий оказались причастны еще 35% (в том числе 12% в качестве оплачиваемых специалистов). Похожая активность в эти годы наблюдается и в Польше, где доля таких социально активных лиц составила около
50%. Среди делегатов III съезда РОС (1997 г.) 42% участников опроса сообщили, что являются членами, а то и президентами каких-либо ассоциаций, и еще 35% — что регулярно занимаются другой общественной работой»".
Во второй половине 1990-х гг. в России и бывших социалистических странах начался спад социального активизма. Новый демократический порядок стабилизируется, министерские портфели и властные полномочия давно распределены, новые институты, в том числе исследовательские, какие только можно было создать, уже созданы. Угасание социального романтизма позволяет пристальнее взглянуть на окружающую действительность и разглядеть в ней наряду с позитивными и негативные явления. Причем в России негативных явлений и нерешенных социальных проблем (рост преступности, коррупции, безработица, социальная поляризация, бедность, демографический спад и др.) оказывается больше, чем в восточноевропейских странах. Социологическое сообщество как бы раскалывается: одна часть продолжает придерживаться продемократической позиции и, несмотря на признание отрицательных явлений, поддерживает власти; другая часть сообщества, настроенная чрезмерно критически, отходит к прокоммунистической оппозиции и требует изменения существующего строя.
Таким образом, в динамике социального активизма наступила новая фаза, которую можно считать стадией прозрения и раскола. В такие моменты общественное мнение утрачивает свою прежнюю роль. Митинговая демократия уходит в прошлое. Социологи отходят от активной социальной и политической борьбы, больше внимания уделяют внутринаучной тематике, проведению фундаментальных исследований, разработке теоретико-методологических вопросов, преподаванию и подготовке научных кадров. Одновременно наблюдаются общее снижение уровня политизации населения, рост недоверия населения к институтам власти и СМИ, спад общественного интереса к социологическим исследованиям. Социология выходит из моды.
Рыночные реформы, о необходимости которых долгое время говорили советские социологи, осуществившись, поставили их, как и всю науку, в крайне бедственное положение. Низкая зарплата и задержки ее выплаты не позво-
генко И.А. Указ соч. С. 26-27.
134
ляют поддерживать достойный для современной интеллигенции уровень и образ жизни. Вместе со всем народом, социальная судьба которого все время была предметом переживания российской социологии, ученые обнищали и оказались вынуждены бороться за выживание. «Интенсивная пролетаризация ученых ускорила процесс их относительного и абсолютного обнищания, вынуждающего отказываться от социального активизма ради заработков и/или других форм самообеспечения. Таким образом, недавний и значительный социальный подъем довольно быстро сошел на нет, социальная активность социологов угасла. Значительная часть возможностей, предоставляемых социологу возникающим гражданским обществом (и прежде всего возможности их профессионального вклада в управление социальными процессами), оказалась недоступной»'2, — пишет И.А. Бутенко.
Социальный активизм — отличительная черта не только российской, но не в меньшей степени и всей западноевропейской интеллигенции. А. Эйнштейн, Н. Бор, П. Пикассо, Э. Золя, Ж.П. Сартр, Ив Монтан, Дж. Фонда прославились не только своей профессиональной, но и общественной деятельностью. Именно их социальный и политический активизм позволяет называть их интеллектуалами. Интеллектуалы используют свой личный авторитет и статус, завоеванные в науке, изобразительном искусстве, литературе, для участия в политических дебатах. Их голос становится услышанным в силу их известности. Профессиональный статус является гарантией высокого общественного статуса.
Российская интеллигенция, выделившись два века назад из образованного сословия и, как единственный носитель знаний, добровольно приняв на себя роль наставника народа, сегодня со своей задачей справляется не лучше, чем 100 и 50 лет назад. В революционные и переходные периоды она находится на передовых позициях, выступает инициатором и автором многочисленных социальных реформ, разворачивая общественный корабль не всегда в том направлении, которое ведет к благополучию и процветанию. В спокойные периоды, называемые временем застоя и стагнации, интеллигенция, в том числе и социологи, уходят в тень.
Социальный эскапизм — явление, противоположное социальному активизму, — был присущ западным интеллектуалам в 1980-е, а российским — в 2000-е гг. «Внутренняя эмиграция» социологов проявляется в самых разных формах: отъезд за рубеж, уход из науки в коммерцию, отказ брать на себя социальную ответственность за предлагавшиеся ранее проекты переустройства общества, акцентирование позиции нейтрального наблюдателя в исследовании, дистанцирование от служебных и властных постов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТИВИВМ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Вимоги до висновку за результатами перевірки нематеріальних актив...
КАПІТАЛ ПІДПРИЄМСТВА ТА ЙОГО ЕКОНОМІЧНА СУТНІСТЬ
БАНКИ ЯК ПРОВІДНІ СУБ’ЄКТИ ФІНАНСОВОГО ПОСЕРЕДНИЦТВА. ФУНКЦІЇ БАН...
Аудит виробництва продукції у тваринництві. Мета і завдання аудит...
Банківські послуги та їх види


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 670 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП