Воплощением «счастливого брака» между чувственным и рациональным познанием является не только интуиция, но и научное исследование. И исследование, и интуиция — методы получения научного знания, хотя играют в этом процессе разные роли: интуиция используется на подготовительной стадии, а научное исследование является заключительным актом многотрудной пьесы. Исследование — процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления — материального или идеального) с целью выявления его закономерностей. Оно использует специально сконструированные инструменты и методы, начиная с телескопа, барометра и кончая психологическими тестами. Причем исследование не стоит мыслить как одноразовую акцию. К примеру, знаменитый рационализатор труда Ф. Тейлор, живший в начале XX в., исследовал законы резания и шлифовки металлов в течение 26 лет, а законы управления персоналом на предприятии изучал более 30 лет. Большинство ученых специализируются на одной-двух темах (скажем, мотива- 101 ция труда или девиантное поведение) и исследуют их всю жизнь, каждый раз добавляя нечто новое и пересматривая старое. Исследование предусматривает применение частных методов (методов, характерных для отдельных наук — физики, химии, биологии и др.) и общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, аксиоматизация, формализация и др.). Основными компонентами научного исследования считаются: постановка цели и задачи; предварительный анализ литературы по теме; формулировка исходных гипотез; организация и проведение полевого исследования (опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.); анализ и обобщение полученных данных; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Заключительным этапом любого исследования должно быть внедрение полученных результатов, а итогом исследования — получение новых научных знаний — объективной истины, т.е. соответствия вновь сформулированного знания действительному состоянию объекта, а также намеченным программой исследования практическим результатам. Пересмотр устаревших теорий, ставших на новом этапе истории заблуждением или частично истинным знанием, — одна из главных задач науки. Если сложить все знания, от которых пришлось отказаться ученым или чью истинность сегодня поставили под сомнение, то их объем, пожалуй, сравнится с только что добытыми и считающимися сегодня истинными знаниями. Яркий пример — отрицание системы Птолемея системой Коперника и ограничение справедливости ньютоновской механики квантовой физикой и теорией относительности. Словарь определяет исследование как «критическую и исчерпывающую проверку, имеющую целью пересмотр сделанных выводов и обобщений в свете вновь открытых фактов»". Ученого интересует постоянный пересмотр, испытание ранее принятых взглядов, оформленных в теоретическую модель. Подтверждение и опровержение в науке имеют равную ценность, поскольку оба ведут к созданию более совершенной теории. Как уже говорилось, проводя социологическое исследование, собрав некоторую статистическую информацию, подвергнув ее известной математической обработке и выразив в форме таблиц с распределением ответов опрошенных на вопросы анкет, социолог получает первичные данные. Ответы респондентов, полученные в ходе исследования и характеризующие их возраст, пол, профессию, занимаемую должность, уровень образования, семейное положение и т.д., дополняют и уточняют данные государственной статистики по регионам, отраслям, предприятиям, детализируют сведения о социальном и демографическом составе населения. Очень важны также г. по: Dubin R. Theory Building. N.Y.: Free Press, 1969. P. 17. 102 данные о жизненном пути опрашиваемых, их социальном происхождении, образовании родителей, трудовом пути и т.д. О том, что научное исследование не такое простое дело, свидетельствуют приводимые ниже суждения12: ♦ Специалисты знают, что в исследовании приходится делать много больше, чем представляют себе философы науки, а тексты по методологии отвечают только на часть вопросов, которые здесь возникают. ♦ Наилучший из задуманных планов исследования сталкивается с непредвиденными обстоятельствами при сборе и анализе данных. Данные, собранные кем-то, могут доказать очень мало из того, что должно быть доказано историей. Неожиданные находки стимулируют новые идеи. ♦ Научная монография в своем окончательном виде является результатом сотен решений, больших и малых, принятых задолго до того, как исследование завершено. Методологические рецепты не раскрывают тех процедур и техник, которые на практике нужны для принятия решений. ♦ П. Хаммонд собрал одиннадцать хроник исследований в том виде, в котором они были сделаны, и противопоставил им то, что часто говорят ученые о том, как они должны делаться. Причем в этих исследованиях используются самые различные методы: библиотечные исследования, опросы, полевые наблюдения и смешанные методы. «Не надо испытывать дискомфорта от того, что ваши данные не облекаются в наилучшую научную форму или что по ходу дела приходится менять план, концепцию, новые данные, которые раньше считались второстепенными. В суете дел мы забываем о том, в соответствующий момент надо поменять план исследования». ♦ Оказывается, в науке студенты часто большие доктринеры, чем их учителя. Они больше боятся сделать что-либо неправильно, меньше стремятся импровизировать и изменять план исследования. А это и характеризует профессионального исследователя. ♦ Социальное исследование есть то, что оно в реальности есть, и мы не сможем никогда избежать необходимости импровизировать, избежать сюрпризов и неожиданностей. Наука, в отличие от философии, дает не абстрактное (и потому универсальное), а конкретное (и потому ограниченное определенной областью приложения) знание. Только благодаря своей ограниченности и осторожности наука способна точно предсказывать реальные явления. В этом заключается парадокс научного познания: точное предсказание подразумевает 30,60 или 82%-ную вероятность наступления события, но никак не 100%-ную. Приблизительная точность ученого ценится гораздо выше, чем 100%-ные заверения теоретика-утописта. В прежние времена научный коммунизм научно обосновал наступление в 1980 г. коммунизма. Но прогнозируемое им событие, как известно, не произошло, хотя прогноз базировался на «научных» доказательствах и «объективных» закономерностях. Но если социолог предсказывает, что с 72%-ной вероятностью малоимущие и малообразованные слои населения в пред- или послепенсионном возрасте, особенно проживающие в сельской местности, будут голосовать на ближайших выборах за коммуни- 12 Sociologist at work: Essays on the Craft of Social Research / Ed. by P. E. Hammond. N.Y., L.: Basic Books, 1964. P. 602-603. 103 стов, то прогноз скорее всего сбудется. Оставшиеся 28% социолог отбросит на всевозможные отклонения, которые всегда присущи реальным людям. Может так случиться, что часть малоимущего пожилого электората, поддерживающего коммунистов, насмотревшись на злоупотребления местной администрации — тоже коммунистов, — разочаруется в них и станет голосовать за демократов. Но какая это часть, точно никто не знает — ни статистика, ни социология, ни местные органы власти. Приблизительность суждений социолога основана и на методологии выборочного обследования. Опрашивая 2000 человек, социолог судит о 20 000 000 людей. Хотя выборочная совокупность призвана служить точной копией генеральной, но абсолютной точности никогда достичь нельзя. Совпадение двух типов совокупностей — генеральной и выборочной — всегда будет примерным. Выборочная совокупность отражает генеральную в процентных пропорциях. Что это значит? Если в генеральной совокупности (все население России, предположим, 146 млн человек) насчитывается 52% женщин и 48% мужчин, 23% пенсионеров, 63% бедных и т.д., то и в выборочной совокупности (среди 2000 респондентов) должны сохраниться те же проценты. Даже если проигнорировать ошибку репрезентативности (отклонения процентной пропорции выборочной совокупности от генеральной), то все равно 2000 опрошенных дадут весьма приблизительную картину мнений, присущих 146 млн россиян. Тем не менее наука, несмотря на множество ограничений, дает незаменимую информацию. Встретив незнакомого человека, разведенную женщину, пенсионера или «нового русского», мы с большой долей точности можем сказать, как он будет трудиться и проводить свой досуг, выйдет ли повторно замуж и т.д. Что мы сделали? Мы идентифицировали (отождествили) незнакомого человека с его социальной группой (установили его «социальную прописку»), и, зная, как ведет себя в целом данная социальная группа, спрогнозировали поведение конкретного незнакомца. Так частная социологическая теория, оперирующая квантором существования, помогает нам в практических делах.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»