Главным достоинством рационального познания считается не новизна информации, не открытие нового (к чему пригодно и чувственное познание), а проникновение в суть вещей, обнаружение того, что скрыто от поверхностного взгляда. Для этого человечеству пришлось разработать мощнейшие средства, которые не были дарованы ему природой. Можно выразиться сильнее: рациональное познание — это целиком искусственный мир. Высшая точка развития этого мира — наука и техника, которые подняли человечество до высот цивилизации и вместе с тем придвинули его к краю пропасти — к техногенной катастрофе. Переход чувственного отражения к абстрактному мышлению для многих ученых представляет такую же загадку, какую представляет скачок от примитивных гоминид к современному человеку. Антропологи убеждают нас в том, что у обезьянолюдей не было ничего, что могло бы привести нас к созданию науки, культуры, общества. Переход от чувственного познания к рациональному и сегодня кажется не постепенной эволюцией, а неожиданным скачком. В известной мере следы экстраординарного скачка сохранились по сию пору в раздвоенности человеческой личности. Никому из нас не удалось соединить в гармоническое целое мир чувств и логику разума. Когда в человеке говорит одно начало, другое часто молчит или отступает. Чувства действуют вопреки и во вред нашему рассудку, побуждая к таким поступкам, которые при наличии здравого разума мы никогда бы не совершили. Два противоположных начала сосуществуют в человеке по принципу дополнительности: каждое будет тянуть личность в свою сторону, но без них она не может существовать. Возможно, что чувства и разум, чувственное и рациональное познание — не две стороны одного целого, а два параллельных мира, два разных измерения человеческого существа. Вот почему человек, в отличие от животного, внутренне противоречив, непоследователен и часто губителен для самого себя.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общие контуры проблемы» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»