К психическим функциям, реализующим чувственное познание, относятся: ощущения, восприятие, внимание, эмоции, память. В этом ряду ученые выделяют три главные формы, в которые отливается чувственное познание, — это ощущения, восприятие и представления. Каждый вид чувственного познания выполняет свою функцию, т.е. узкоспециализирован. Так, ощущение — это отражение отдельных признаков и свойств предметов (например, температура). Нам известны зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, двигательные и другие ощущения. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола, например о его окраске. Наши ощущения, впрочем, как и наше восприятие, очень субъективны. Они зависят как от состояния нашего организма, так и от состояния окружающего мира. Если ощущение может представлять сумму разрозненных отражений или впечатлений, то восприятие создает целостную картину мира, но картину не рациональную, а чувственную. Восприятие не есть механическая сумма ощущений. Благодаря включению в него отдельных ощущений, а затем сведению их воедино восприятие дает нечто новое. Соединяя в единое целое разрозненные элементы, восприятие меняет место, назначение, роль каждого элемента в зависимости от того, как этого требует общая композиция. В итоге мы получаем почти законченный образ объективного мира, но образ, повторяем, очень субъективный. Непосредственно мы ощущаем, например видим, наблюдаем или осязаем, только часть или отдельные элементы дома, но наше восприятие синтезирует их в целостный образ. Мы воспринимаем дом целиком, получаем его субъективный образ. На помощь приходят память и сознание: первая накапливает и удерживает разрозненные ощущения, второе синтезирует их. Восприятие может быть односторонним и всесторонним, глубоким и поверхностным. Воспринимая образ находящегося вне нас предмета, мы схватываем целое, не вдаваясь в детали. А можем на основе одной детали, преувеличив ее значение, составить целостное восприятие или образ явления. Детали — слуховые, зрительные, обонятельные и т.д. — поставляет человеку ощущение. Оно, как хорошая фабрика, работает без устали, поставляя из внешнего мира все новую и новую информацию. А вот как им распорядится наше восприятие — что оно сохранит в общем портрете, а что проигнорирует, — нам неведомо. Оба процесса — ощущение и восприятие — действуют бессознательно, вне нашего рассудочного контроля. Взглянув один раз на проходящего мимо человека, мы получим множество данных о нем по невидимым каналам чувственного познания, но целостный образ составим по одной-единственной детали — небрежно надетому галстуку. Грязный или помятый комбинезон может служить признаком принадлежности человека к рабочему классу, а дорогие часы — признаком принадлежности к элите общества. 80 Итак, в уравнении чувственного познания роль отдельных слагаемых выполняют наши ощущения, а функцию суммы этих слагаемых — восприятие. Оно может быть простой суммой слагаемых, а может быть произведением исходных элементов, которая не равна сумме. Восприятие завершается впечатлением — чувственным образом предмета, своего рода его портретом. Третья форма чувственного познания — представление. Известно, что представление является еще более сложным видом чувственного познания, чем восприятие. Главное в представлении — это отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом. Налицо их дистанцированность от текущей ситуации, обобщенность, усредненность образа. По сравнению с восприятием в представлении сглаживаются уникальное и единичное. Включаются в работу память (воспроизведение образов предметов, в данный момент не действующих на человека) и воображение. А воображение — это уже пристраивание к субъективному образу, созданному восприятием из разрозненных отрывков ощущения, того, чего в данный момент нет в окружающем мире, что прямо не ощущается, не видится, не осязается. Отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией, а также работа памяти позволяют комбинировать образы, их элементы, подключать воображение. Иными словами, синтеза разрозненных ощущений в целостный образ, чем прославилось восприятие, уже мало. Речь идет о гораздо более высоком мастерстве — перекомпоновке элементов в созданном единстве. Представления позволяют выходить за пределы явления, формировать образы будущего и прошлого. Итак, представление — это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»