ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

СТУПЕНИ И ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
Познание, по Канту, проходит несколько ступеней. Первая ступень познания — чувственное созерцание. Его возможности и содержание обусловлены, с одной стороны, спецификой органов чувств (в этом плане Кант полностью разделял взгляды Давида Юма), а с другой — присущими чувствам априорными, т.е. не взятыми из опыта, формами созерцания, которыми, по Канту, являются восприятие пространства и восприятие времени. Способность к восприятию пространства и времени, по Канту, не приобретается из опыта человека, а дается ему, как награда, до получения всякого опыта, даже до первого столкновения с реальностью.
Сознание только пользуется подарком, используя его и как готовую формовку, в которую укладывается вся сумма получаемых в течение жизни впечатлений и ощущений, и как некий эталон, помогающий упорядочивать другие восприятия и чувства, группировать их либо по очереди появления (время), либо по месту расположения (пространство).
И лишь второй ступенью у Канта выступает рациональное познание. Оно выше чувственного созерцания и качественно отличается от него. Ведь результатом предыдущей ступени являются никому не понятные чувственные образы. Они могут быть размытыми, обманчивыми, неустойчивыми. Совсем другое дело — разум. Это мастер, а не подмастерье. Он лепит совершенные конструкции из сырого материала, доставляемого из кладовой чувственно-
77
го познания. Над разумом природа не властвует и ничего ему не навязывает. На второй ступени человек свободен создавать какие угодно идеальные конструкции, творить то, чего не было, нет и никогда не будет в природе.
Благодаря деятельности рассудка в сознании человека образуются понятия, которые, по Канту, содержат в себе не представления об окружающей действительности, а знания сущности предметов и явлений. Вот что обо всем этом пишет великий философ:
«Наше знание возникает из двух основных источников души: первый из них есть способность получать представления (восприимчивость к впечатлениям), а второй — способность познавать через эти представления предмет (спонтанность понятий). Посредством первой способности предмет нам дается, а посредством второй он мыслится в отношении к представлениям (как одно лишь определение души). Следовательно, созерцания и понятия суть начала всякого нашего познания, так что ни понятия без соответствующего им некоторым образом созерцания, ни созерцания без понятий не могут дать знание... Наша природа такова, что созерцания могут быть только чувственными, то есть содержать в себе лишь способ, каким предметы воздействуют на нас. Способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть только у рассудка. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Поэтому в одинаковой мере необходимо делать чувственными (то есть присоединять к ним в созерцании) предмет, а свои созерцания постигать рассудком (verstandlich zu machen) (то есть подводить их под понятия). Эти две способности не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из их соединения может возникнуть знание. Однако это не дает нам права смешивать долю участия каждого из них; есть основания тщательно обособлять и отличать одну от другой»3.
Если чувственное познание происходит как бы само собой — мы просто созерцаем, ощущаем, воспринимаем окружающий мир или сопереживаем событиям, — то рациональное познание — это каждодневный труд. Его помощники, рассудок и разум, трудятся, добывая из бесконечного множества впечатлений немногие понятия о сущности вещей. Правда, и здесь помогает природа. Если чувствам она дала априорные формы пространства и времени, то рациональное познание она снабдила врожденными особенностями рассудка. Они не приобретаются человеком из опыта или путем обучения, но заложены изначально. Эти априорные формы Кант назвал категориями чистого рассудка, другими словами — всеобщими и необходимыми категориями научного мышления. Всего их 12, они объединяются в четыре группы: категории количества (единичного, всеобщего и особенного), категории качества (наличия, отсутствия и ограничения), категории отношения (субстанции/ акциденции, причины/следствия, взаимодействия) и категории модальности (возможность/невозможность, существование/несуществование, необходимость/случайность). Если у нас нет априорных категорий чистого рассудка, то нет и рассудочного мышления, а также возникающих на его базе логических способностей и навыков научного познания.
Кант И. Критика чистого разума. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 154-155.
78
Современная философия считает, что познание проходит две главные ступени — чувственное и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание — низшая ступень — осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. В нем оказываются задействованными пять органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, являющиеся орудиями связи человека с внешним миром. Чувственные образы — это единственный источник всех наших знаний о внешнем мире. Но в чувственных образах фиксируется преимущественно внешняя сторона явлений, познается только единичное.
На второй ступени — рациональном (логическом) познании — происходит выявление общего, существенного. Основным инструментом здесь выступают мышление и разум. Используя данные, полученные с помощью органов чувств, человеке помощью суждений, умозаключений и понятий познает закономерности окружающего мира. Абстрагируясь от земного и

суетного, ученый погружается в мир вечного и идеального и только там создает непреходящие научные теории. Идеализации — обязательный элемент научного мышления.
Научными идеализациями надо считать представления Ньютона об идеальном пространстве и времени. Великий физик трактовал абсолютное пространство как безотносительное внешним факторам состояние материи, остающееся всегда одинаковым и неподвижным. Точно так же и абсолютное истинное или математическое время само по себе и в силу своей внутренней природы течет одинаково, безотносительно к чему-либо внешнему, а потому должно именоваться длительностью. В отличие от них относительное пространство и относительное время представляли собой в некотором роде чувственную, или внешнюю, оболочку первых двух, нечто неистинное. Поставив рациональное выше чувственного, воображаемое — выше реального, Ньютон только тогда и смог создать свою гениальную теорию.
Обе ступени процесса познания — чувственная и рациональная — находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют друг друга. Они обязательно должны быть союзниками в общем деле. Когда же одно стремится господствовать за счет другого, объективно верное знание получить невозможно.
Процесс познания включает и другие формы мыслительной деятельности: предвидение, фантазию, воображение, мечту, интуицию. Ученые, да и мы с вами часто основываем свои действия на интуиции, которая может оказаться истинной или ложной. Профаны, т.е. люди, не имеющие профессионального научного образования (каковыми пока являются все студенты), как и ученые, на 70—80% доверяют своей интуиции, считая ее источником познания. Так оно и есть. Однако ученые имеют несомненное преимущество — они способны критически проверить интуитивное озарение, обращаясь к накопленному человечеством научному знанию либо к собственным экспериментам. Ученых можно считать лицами, главной профессиональной обязанностью которых является постоянная ревизия устоявшихся знаний и замена их новыми. Иногда они напоминают бригаду рабочих, занятых текущим ремон-
79
том функционирующего оборудования, иногда — группу конструкторов, изобретающих принципиально новое устройство.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СТУПЕНИ И ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Все про стандарт CDMA
Контроль за дотриманням розрахункової дисципліни
РЕГІОНАЛЬНІ МІЖНАРОДНІ КРЕДИТНО-ФІНАНСОВІ ІНСТИТУЦІЇ
Аэродинамическая труба
Період окупності


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 1898 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП