Серьезную борьбу за чистоту сознания от напластований здравого смысла стала вести феноменология. Эдмунд Гуссерль (1859—1938), немецкий философ, основатель феноменологии как философского движения, мечтал создать философию «как строгую науку», в которой бы не было ничего предвзятого, надуманного, принятого на веру. Эмпирические знания основаны на предпосылках науки и здравого смысла. Ученый должен воздерживаться от необоснованных суждений. Его сознание должно освободиться от любых предпосылок здравого смысла, принимаемых на веру научных или религиозных постулатов, от любых условностей самого воспринимающего субъекта. Все эти предпосылки «выносятся за скобки» — в этом заключается философский метод феноменологической редукции. Феноменологи «выносят за скобки» все, что обусловлено нашей обыденной жизнью, и в первую очередь ставят под сомнение истины здравого смыс- 25 ла — например, утверждение, что наш мир реально существует, что он объективен и един для всех существ и т.д. Может быть, это и так, но с философской точки зрения это еще следует доказать. Феноменологическая социология, взращенная на почве философской феноменологии, тоже борется за чистоту сознания, но ее интересует то, что остается за скобками, — «жизненный мир», т.е. мир, к которому мы принадлежим в нашей естественной дофилософской установке. «Естественнаяустановка» — это наивная точка зрения практически действующих индивидов, в рамках которой существование природного и социального миров не подвергается сомнению, а принимается на веру. Феноменологическая социология, также как и феноменологическая философия, воздерживается от естественной установки, но при этом пытается ее изучить и понять, какую роль эта установка играет в повседневном конструировании социального мира6. Последователь Гуссерля австрийский философ и социолог, один из основоположников социальной феноменологии Альфред Шюц (1899—1959) стремился проложить тем самым путь от «жизненного мира» к миру науки; он доказывал, что наука не только не противоположна так называемому здравому смыслу, но их подход к миру в принципе идентичен, что наука есть лишь один из многих возможных типов построения знания в «жизненном мире», а потому ее претензии на истинность отражения социальной действительности лишены всякого основания. Не только профессионал-социолог судит о социальном мире как ученый — каждый практический деятель выступает, как говорил Шюц, «обыденным социологом», т.е. использует для своих объяснений социального мира те же орудия, что и социолог-профессионал, и располагает пусть не всегда явно сформулированной, эксплицитной, но целостной концепцией общества, сконструированной в соответствии с целями его практической деятельности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АНАЛИЗ И РАЗРУШЕНИЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»