Ранжирование — это оценка социальных типов по какой-то количественной шкале. Например, вы строите шкалу популярности политических лидеров, на которой в иерархическом порядке сверху вниз расположены самые популярные (у них максимальный балл), менее популярные и самые непопулярные фигуры (минимальный балл). Или, скажем, вы начинаете оценивать какие-то социальные типы с точки зрения богатства. Ваш здравый смысл свидетельствует, что проживающие в четырехкомнатной квартире наверняка богаче, чем проживающие в однокомнатной, а проживающие в двухкомнатных и трехкомнатных квартирах занимают промежуточные позиции. Так, используя какой-то признак (в данном случае — жилищную обеспеченность), вы ранжируете социальные группы. Получившаяся шкала может быть весьма приблизительной, субъективной, либо точной, выраженной количественными признаками. Стихийный социолог, как и начинающий ученый, не должен ставить целью немедленно достичь научно значимых результатов. Главное, что вам удалось проранжировать многочисленные явления, среди которых вы раньше никак не могли установить порядка, т.е. соединить их в иерархическую шкалу и определить меру повышения или снижения выделенного признака. К примеру, вы интуитивно, только на уровне здравого смысла можете проранжировать лиц, злоупотребляющих алкоголем. Вы построите шкалу, на верхней позиции которой будут находиться «окончательно спившиеся», ниже разместятся «алкаши», «хроники», «пьяницы», внизу — «пьющие», «выпивающие», «поддающие», «прикладывающиеся», «употребляющие». Возможно, что все перечисленные понятия выражают совершенно разные уровни алкоголизма, а возможно, что их можно сгруппировать, укрупнить, считая, к примеру, что «выпивающие» и «поддающие» выражают одну степень, но разными словами. Любая социальная шкала условна. Ни один врач, психолог или нарколог не скажет, сколько литров в год требуется, чтобы отнести человека к разряду «поддающих» или «алкашей». Нет такой количественной меры. Специалист, к помощи которого всегда прибегает социолог на ранней стадии составления своей программы, может только охарактеризовать модели поведения и образ жизни основных социальных типов, выделенных по критерию алкоголизма. Он скажет, что «окончательно спившиеся» — это обитатели социального дна, они принадлежат к андерклассу. Вся жизнь их посвящена добыванию алкоголя: сутра они стоят у магазина, выклянчивая деньги на «пузырек», всю мебель, которая была у них в доме, они давно продали и т.д. Напротив, самой легкой степени алкоголизма подвержены практически все взрослые люди, большинство из которых умеренно выпивают по праздникам. Конечно, на первых порах социологу трудно будет правильно классифицировать, например, такой поведенческий акт, как поиск повода к выпивке. К какой категории следует отнести таких людей? Но со временем, когда вся шкала будет заполнена, про-градуирована, им обязательно найдется место.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНОЕ РАНЖИРОВАНИЕ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»