Здравый смысл как теория повседневной жизни использует в своем арсенале приемы мышления, очень напоминающие научное познание. Поскольку они не соответствуют строгим требованиям научного метода, но основываются лишь на здравом смысле и обыденном сознании, мы вправе отнести их к стихийной, т.е. самодеятельной или любительской, социологии. Стихийная социология — это складывающееся в процессе социализации человека социологическое видение мира (социологический образ мышления), которое опирается не на достижения научного знания, а на личный жизненный опыт и здравый смысл. Термин «стихийная» существует не только в нашей науке («folk sociology»), но и во многих других, в частности в антропологии («folk anthropology»), и подразумевает обыденные суждения и обыденные ответы, которые дают люди в домашней обстановке, за стойкой бара, в дружеской беседе, на извечные вопросы, задаваемые профессиональными учеными. Вопрос о смысле жизни, врожденных привычках или о том, куда идет страна, интересует людей не только после того, как они выпьют. Вопрос о конечности человеческого существования, бесконечности вселенной и смысле жизни задает еще ребенок, а повзрослев, он всю свою жизнь пытается получить на них ответ. Наряду с этими вопросами человек задает себе множество других, весьма непростых даже с научной точки зрения вопросов, выступая в роли стихийного социолога или антрополога. При поступлении на социологический факультет американских абитуриентов проверяют на наличие особого видения: если у юноши или девушки нет задатков социологического видения мира, то они считаются профнепригодными. Предполагается, что любовь к социальному познанию, особому подходу и анализу происходящих вокруг событий профориентированные лица приобретают в течение своей учебы и прохождения раннего этапа социализации (его называют также первичной социализацией). Обучение в вузе отшлифует приемы стихийной социологии, превратит их в точный инструмент научного познания, но склонность и задатки к занятию социологией должны проявиться еще в школьные годы. К главным приемам стихийной социологии относятся: 1) социальная типологизация, 2) социальная категоризация и 3) социальное ранжирование. Все они опираются на здравый смысл, формируются в повседневной реаль- 16 ности и служат критерием профпригодности социолога. Научившись типо-логизации, категоризации и ранжированию, можно с большей легкостью разобраться в сложнейших понятиях сок пологий, например в социальной стратификации, которая подразумевает распределение больших масс людей сверху вниз по размерам дохода, объ^ vry властных полномочий, уровню образования и престижу профессии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Приемы здравого смысла» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»