Наука — самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования. Хотя первые ростки научного знания обнаруживаются в древнеегипетском и древнегреческом обществах в V в. до н.э., настоящий ее расцвет наступил только в Новое время (XVI—XVII вв.) и был тесно связан с научно-техническим прогрессом и индустриальной революцией. Основная функция науки — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительно сти. Цель научной деятельности — получение нового знания. Цель образования — передача нового знания новым поколениям людей, т.е. молодежи. Если нет первого, то не будет и второго. В этом смысле наука важнее образования. В большинстве европейских стран два процесса — получение и распространение нового знания — стараются не разрывать. Поэтому западные университеты выполняют обе функции — научную и педагогическую. Универ- 706 ситетский профессор — одновременно ученый-исследователь и педагог-практик. В СССР и России сложилась иная традиция. Здесь науку делают одни люди, а образование — другие. Большой наукой занимается Академия наук, имеющая в своем составе более 450 научно-исследовательских институтов, а образованием занимается Министерство образования Российской Федерации, которому подчинены сотни тысяч школ и вузов. Социальный институт науки весьма сложно организован. Наука — это тысячи университетов и лабораторий, институтов, библиотек и музеев, журналов и монографий, миллионы научных сотрудников. Наука как социальный институт складывалась постепенно в последние 300 лет. В это же время формировались институты гражданского общества, национальных государств и рынка. Сегодня карьера организаторов науки уже неотделима от государственной и корпоративной структур и жизни. Обладание научной, ученой степенью, званием, престижной премией доказывает ныне не уровень научных достижений, социальный статус, а общественный престиж и популярность их носителей. Организационные формы науки интегрированы в политику и экономику, а выдающиеся ученые часто являются значимыми фигурами на политической арене — как внутренней, так и международной. Взять хотя бы академика А.Д. Сахарова. В 1960-е гг. он трудился над созданием водородной бомбы, в 1970-е гг. его преследовал КГБ за антисоветскую деятельность, в 1990-е гг. его именем названы улицы, парки и проспекты. До первой промышленной революции, свидетельствуют историки, наука являла собой институализацию человеческого любопытства. Сегодня это передовая отрасль мировой экономики, обслуживающая государства и корпорации. Некогда свободная от политики университетская наука ныне сильно изменилась. Именно из политики в XX в. в науку пришли иерархии должностей и званий, в том числе и в академическую. А из экономики — стремление к получению прибыли, представление о научном результате как товаре1. Научное знание стало товаром массового потребления и на рынке продуктов оно вытесняет уже все прочие виды овеществления человеческой деятельности. Поскольку в Европе и США университеты — это место приращения фундаментальных знаний, а также место обучения им подрастающего поколения, то университетскую систему называют также академической. В нашей стране произошло размежевание двух сфер — университетской, где только преподают, и академической, где только исследуют. Поэтому нам отождествлять университетскую, фундаментальную и академическую науку, считать их различными выражениями одного и того же, нельзя. За рубежом подобное считается само собой разумеющимся. Правда, существуют некоторые нюансы. В слово «университет» вкладывается скорее учебно-административный (если можно так выразиться) смысл, а в термины «академи- Кордонский С. Кризисы науки и научная мифология // Отечественные записки. 2002. № 7. 707 ческий», «фундаментальный» — научно-поисковый, исследовательский. Академическая сфера традиционно рассматривается как самое престижное место деятельности. Наука в СССР занимала весьма привилегированное положение. Она была масштабной и сравнительно хорошо финансировавшейся сферой. В целях обеспечения военной и технологической безопасности страны исследования велись по всему фронту фундаментальных и прикладных наук и дали немало выдающихся открытий, вместе с тем такая научно-техническая политика привела к определенным издержкам в формировании научной сферы. Стремление сохранить паритет с другими странами по всем направлениям научно-технического развития реализовывалось путем образования большого числа научных учреждений, не имевших зачастую нужного кадрового и технического потенциала и в силу этого не вышедших на мировой уровень исследований2. В постсоветской России наука оказалась одной из тех отраслей, для которых последствия перехода к рынку носили наиболее деструктивный характер. Значительное уменьшение объемов финансирования науки по сравнению с уровнем 1991 г. создало неблагоприятную ситуацию, последствия которой наше общество будет ощущать еще не одно десятилетие.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»