На протяжении всей своей педагогической деятельности я неоднократно использовал уроки старого резчика, они помогали мне создавать эффективный подход к обучению. Более того, они позволили лучше осознать бремя ответственности, которое ложится на плечи тех, кто посвятил свою жизнь воспитанию молодежи, но чьи усилия критикуются как неудачные и неумелые. Неизбежно возникает вопрос: кто виноват? Учитель, который делает слишком мало, или общественность, которая требует слишком много? По ряду причин школьная система такова, что трудно ожидать от работников образования ответа на этот вопрос. К чести мыслящих американских педагогов, в стране существуют эффективные государственные и частные школы — в городах, пригородах и в сельской местности. Степень эффективности зависит от нравственной ответственности педагогов за интеллектуальное и физическое здоровье учащихся. Масштабы зла, причиняемого изощренными техническими достижениями ничего не ведающим людям, доказывают, насколько легко великие знания, не подкрепленные мудростью, направить
во вред человеку. Как пишет Эрнст Боуер, «самый опасный результат образования — это прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью». Мудрость заставляет знания склониться перед любовью, творящей бескорыстное добро, той самой, что близка к библейскому толкованию величия. Идею различения знаний и мудрости подчеркнул бывший секретарь Ассоциации американских медицинских колледжей Фред Заплел, так определивший задачи подготовки студентов: «Наша организация не считает нужным забивать их головы большим количеством научной информации. Мы отдаем предпочтение классическому широкому образованию. Врачам необходимо образование, а не выучка», [арри Роше, президент колледжа Хиллсдейл (штат Мичиган), пишет, что образование «нужно определить как сохранение, совершенствование и передачу ценностей от одного поколения к другому. Средства передачи включают в себя разум, традиции, моральное воспитание и самоанализ». К сожалению, большинство американских учителей не уделяют им должного внимания, снижая тем самым эффективность образования учащихся.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Потери и приобретения» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»