Традиционная система религиозного и этического воспитания делала ставку на заучивание отрывков из Библии, заповедей и правил общежития. Такой подход направлен на формирование того, что можно назвать добродетелями — честность, добросовестность, самообладание, дружелюбие. Еще Аристотель составлял подобный список, который включал в себя умеренность, терпимость, гордость, добросердечность, правдивость и справедливость. Такой метод, основанный на чтении моралей и изложении правил поведения, сегодня оказался несостоятельным. В настоящее время учителя пытаются использовать новый подход, получивший название разъяснения 21 Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М, 1992. С. 166—167. 700 ценностей. При этом рассматривается не содержание моральных приоритетов, а процесс их приложения к конкретной ситуации. Метод разъяснения ценностей — методический подход, основанный на разъяснении школьникам основных моральных ценностей, что помогает им лучше понять собственные убеждения и приоритеты. Учитель придумывает ситуации, имеющие непосредственное отношение к жизни школьников и их повседневным проблемам. Целью такой работы является не простое насаждение в умы учеников определенного набора нравственных понятий. Задача ставится шире: помочь учащимся правильно оценить свои внутренние убеждения и поступки; научить их взвешивать
Моральные ценности — наиболее важный элемент школьного образования все «за» и «против» того или иного решения, предвидеть вероятные последствия решения и уже на основании этого анализа делать выбор; научить находить средства достижения поставленных целей, не идущие вразрез с собственными моральными установками. Использование этого подхода помогло многим школьникам стать более самостоятельными в отстаивании собственного мнения и следовании принятым решениям. За рубежом придумано множество упражнений и методических разработок, которые могут быть использованы на классных занятиях с применением метода разъяснения ценностей. Выбор альтернатив. Учитель задает ученикам несколько вопросов: «Вы предпочитаете копить или тратить?» «Вы индивидуалист или коллективист?» «Вы предпочитаете умственную или физическую работу?» Диапазон ценностей. Учащимся предлагается оценить свое отношение к самому себе и одноклассникам, чтобы понять свою роль и место в коллективе. Им может быть задан, например, такой вопрос: «Как далеко вы готовы зайти в своих поступках, чтобы завоевать признание товарищей?» Их ответ может лежать в самом широком диапазоне — от «Готов на все!» до «И пальцем не шевельну!». Шкала предпочтений. Школьникам предлагается разместить в соответствии со своими предпочтениями готовые ответы на поставленные вопросы. Например: Где бы вы хотели провести воскресный день? —- На пляже. В лесу. На распродаже в магазине. 701 Какая проблема на сегодняшний день представляет для вас наименьший интерес? — Освоение космоса. Жизнь за чертой бедности. Обороноспособность государства. Экология.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Метод разъяснения ценностей» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»