В традиционной школе важнейшими ценностями являются управляемость (послушание, дисциплинированность, исполнительность), нормативность (соответствие стандарту, заданным нормам) и одинаковость (однородность, типичность). Кроме нее только у двух социальных институтов те же ценности — армии и тюрьмы. И пространственные приоритеты. В одном месте нары в два ряда, в другом — койки в казарменном порядке, в третьем — парты в три шеренги. Да и методы воспитания во многом схожие. Их можно выразить фразой: «Здесь вопросы задаю Я!» В конце учебника — список обязательных вопросов, на которые должен ответить ученик. А почему не учитель? Или почему у школьника не могут возникнуть собственные вопросы? С первых лет школьной жизни ребенка учат отвечать не на свои вопросы, а на те, которые придуманы другими: учителями, авторами учебников, призванными, так пишут в методических разработках, развивать творческое воображение учащихся. Знания, умения, навыки соответствуют заданным стандартам, поведение отвечает установленным нормам. Чем меньше отличается ответ 690 ученика от рассказа учителя, от текста учебника, тем больше шансов у него получить высшую оценку16.
Традиционный подход, который господствовал в средней школе на протяжении 2000 лет, предполагал, что существует общепринятый набор знаний, которые отражают основы наук и описываются в учебнике. Школьнику остается только добросовестно их выучить. Наилучший прием — понимание, а затем запоминание материала с его последующим повторением (в задачах и вопросах). Учитель призван выполнять следующие функции: организовывать, контролировать и оценивать ход учебного процесса. Таким образом, его работа заключается в том, чтобы донести до учащихся научно разработанный программный материал. Письменные работы, контрольные, годовые оценки и переход от одного уровня знаний к другому — все это обязательно входит в школьную учебную программу.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Традиционная система образования» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»