Общее образование включает в себя начальное, основное и среднее (полное). Сейчас продолжительность обучения в средней школе составляет 11 лет: 1—4-й классы — начальное образование, в результате которого учащиеся приобретают устойчивые навыки письма, счета и чтения; 5—9-й классы — основное (базовое), дающее подготовку и освоение разных типов мышления по основным направлениям физико-математических, естественных и гуманитарных наук; 10-е и 11-е классы обучаются по программе среднего (полного) общего образования, позволяющего расширить и углубить знания. Дети начинают учиться в 6—7-летнем возрасте. В рамках модернизации образования в 2002 г. 2000 учеников в качестве эксперимента обучаются по 12-летней программе. До сих пор сохраняется сеть вечерних общеобразовательных заведений, предназначенных для рабочей молодежи. В последние годы число таких заведений сократилось, равно как и количество школ, где обучение ведется в две и более смены. Общеобразовательная школа призвана решать три основополагающие для общества и личности задачи: а) способствовать интеграции молодежи в социокультурную жизнь общества и формировать личность; б) дать молодежи базовые знания для безболезненного перехода к трудовой деятельности или профессионального самоопределения; в) обеспечивать профессиональную ориентацию молодежи. Б71 Основой среднего образования выступает школа. Школа (лат. schola) — начальный тип учебно-воспитательного учреждения. Она содержится на средства государства или частных лиц и обществ. По характеру сообщаемых знаний все школы делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования — на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся — на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии — на светские и религиозные (конфессиональные). В толковом словаре Ожегова слово «школа» имеет 4 значения: • учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения; • выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт; • направление в области науки, искусства; • система обязательных упражнений (в фигурном катании). Общеевропейское слово «школа» (польское — szkola, немецкое — die Schule, английское — the school, французское — I'ecole) восходит к древнегреческому scolh — «сколэ», обозначающему прежде всего досуг, свободное время, отдых, праздность, медлительность, неторопливость, а уж потом — занятие на досуге, ученую беседу, учебное занятие и упражнение и, наконец, философскую школу. Кроме того, из Древней Греции к нам пришли и такие слова, как гимназия, лицей, музей, библиотека, академия, собственно педагогика, дидактика, логика, психология. Отсюда и первоначальное значение школы как союза товарищей, некоего неформального кружка, который объединял людей на основе общих целей путем их воспитания и обучения для решения определенных задач. Это позже школа превратилась в формальную организацию, учебное учреждение, лицензирующее свою деятельность, арендующее помещение, нанимающее и оплачивающее штат учителей и производящее множество других действий, которые требуют от любого государственного или частного заведения. Общеобразовательные школы осуществляют обучение, физическое и эстетическое воспитание детей и подростков. На начало 1995/1996 учебного года в 68,4 тыс. государственных общеобразовательных школах России обучались 21,5 млн учащихся. Во многих регионах развивается негосударственное образование. На начало 1995/1996 учебного года в России функционировало 525 негосударственных общеобразовательных школ, в которых обучались 45,8 тыс. человек. В настоящий момент число общеобразовательных школ остается стабильным, приближаясь к 70 тыс. В них обучаются 20 млн детей. Охват общим образованием в Российской Федерации является одним из самых высоких в мире и составляет 81 % от численности населения в возрасте от 7 до17 лет включительно (табл. 14). Общее образование можно получить в школах двух типов — государственных и частных. Частные школы являются платными и существуют за счет средств, которые отдают за обучение детей родители. Те и другие принимают форму обычной школы, специализированной школы, гимназии или лицея. В 2000-е гг. отмечается невиданная доселе тенденция: в то время как число начальных (в основном в сельской местности) и основных школ сокращается, растето количество средних (полных), школы дифференциро- 672 Таблица 14 Статистика образования в России1
Учебные годы 1992/ 1993 1993/ 1994 1994/ 1995 1995/ 1996 1996/ 1997 1997/ 1998 1998/ 1999 1999/ 2000 2000/ 2001 2001/ 2002 Общее число учащихся (тыс. чел.) 20503 20565 21104 21521 21682 21683 21429 20641 19821 19190 Число дневных государственных общеобразовательных учреждений 68270 68110 68187 68446 68259 67862 67321 66367 65899 65665 Из них: начального образования 17215 17231 17142 17124 16769 16332 15781 15346 14848 14237 основного образования 14539 14145 13944 13755 13596 13378 13198 12808 12586 12401 с углубленным преподаванием ряда предметов 7026 6849 7525 8200 8097 7580 6159 5596 5316 5298 негосударственных общеобразовательных учреждений 368 447 525 540 570 568 662 вались по видам — стали появляться гимназии и лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов. На начало 2001/2002 учебного года действовало 7192 гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов. Гимназия — общеобразовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, углубленные по предметам гуманитарного профиля. Лицей — общеобразовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, углубленные по предметам технического или естественно-научного профиля. Основными задачами гимназий и лицеев, как и других общеобразовательных учреждений, являются: создание условий для развития склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, развития интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. Профессиональное образование в России имеет три уровня в порядке повышения квалификации — начальное, среднее и высшее. И все эти ступени призваны решить одну — главную — задачу: дать человеку профессию. Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведений; институты повышения квалификации специалистов с высшим образованием; учебные центры для переобучения безра- Российское образование. Федеральный портал (www.edu.ru). 673 ботных; отделения и филиалы зарубежных учебных заведений; негосударственные учебные заведения; обучение и стажировку за рубежом. Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж. Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж — основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.
Общее образование — наиболее важный социальный институт Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Средние специальные учебные заведения находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации. Сегодня в системе обучается 2,3 млн молодых людей и девушек. В международных документах эта система называется образованием третьей ступени (third level). Оно обеспечивает получение профессионального образования трех уровней: среднего, высшего (университетского) и послевузовского (послеуниверситетского). Значения данного показателя по некоторым странам мира приведены в табл. 15. 674 Таблица 75 Численность лиц, получающих образование третьей ступени
Страна Год Численность учащихся, тыс. человек Число учащихся, приходящихся на 10 тыс. населения, человек Россия 1990 5 100 345 1993 4 587 310 1995 4 641 314 Австралия 1993 964,2 545 Германия 1993 1875,1 231 Китай 1993 4505,2 38 Польша 1993 583,1 151 США 1993 14 473 561 Япония 1991 5 248 424 Источник: Россия и страны мира: Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1996. С. 9-11 109-159. Профессионально-технические училища, по данным отечественных социологов, являются самой непрестижной формой обучения. Этот факт подтверждался тем, чго в ПТУ и СПТУ учились в основном дети рабочих, слабо успевающие или постоянно нарушающие школьную дисциплину. Как правило, представители профессионально-технических училищ давали самый высокий процент преступности среди всей учащейся молодежи2. В последние годы существования СССР список профессий, по которым готовили ПТУ, достигал 1400 наименований. В начале 1999 г. в соответствии с принятыми федеральными стандартами этот список был резко сокращен. Современная образовательная система Индии похожа на нашу. Как и в России, там очень мало детских садов, поэтому почти все школы принимают детей в возрасте трех лет. Первые три класса разделяются на младший садик, средний и старший. В возрасте шести лет ребенок поступает в 1 -й класс. С 1-го по 8-й класс считается Primary School (начальная школа), с 9-го по 12-й — Secondary School (средняя школа). В 11 -м классе дети уже выбирают предметы в зависимости от собственных предпочтений. После окончания школы большинство детей участвуют в разных конкурсах для поступления в профессиональные вузы с хорошей репутацией — в основном это медицинские, военные или технические. В то время как государственное обучение является бесплатным, стоимость обучения в частных школах — примерно 20-50 долл. в месяц. В престижных школах-интернатах — около 200-400 долл. в месяц1. Большинство таких школ было основано англичанами более ста лет назад в живописных местах для своих детей. Они являются элитными школами Индии. Получить место в этих школах очень трудно. В отличие от школ родители предпочитают отдавать своих детей в государственные вузы. Стоимость же обучения в частных институтах составляет около 7-8 тыс. долл. В престижных университетах существуют гранты и дотации для талантливых детей, получив- Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997. Яковлев А. Индийский вариант (http://ps.lseplember.ru). Б75 ших высокие результаты в различных тестах и конкурсах. Те же, у кого нет больших денег и они не смогли поступить в вуз с государственной дотацией, едут учиться в страны СНГ и Восточной Европы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»