В музеях и церквах, расположенных в прекрасной лесистой местности к северо-востоку от Москвы, выставлены удивительные скульптуры — мировые шедевры, глядя на них, можно поучиться мастерству и с точки зрения искусства, и с точки зрения просвещения. Так называемая старая деревянная скульптура Пермской области представляет собой изваяния святых почти в натуральный рост. Они созданы неизвестными крестьянскими умельцами XVII—XVIII вв. Вдохновение, с каким выполнена каждая деталь в скульптурах, заставило специалистов назвать такой стиль «духовным монументализмом». Знатоки искусства не перестают удивляться тому, что творения крестьян несут на себе несомненный отпечаток высокой классики — чистоты и мощи античности и Ренессанса. Одна скульптура, которую я увидел в Перми, особенно потрясла меня. Она являла собой расписной образ апостола Павла. Казалось, что взгляд его постоянно встречался с моим. В левой руке он держал книгу, правая была поднята так, как это обычно делали великие проповедники всех времен. Мне повезло, что вскоре после окончания средней школы моим наставником стал резчик по дереву, живший неподалеку от нашего дома. Как и пермские мастера, он больше всего любил ра-
ботать с массивным брусом древесины, из которого искусно вырезал замечательные скульптуры пророков и патриархов. В то время я все дни напролет проводил в университетских аудиториях, где слушал лекции о классических методах великих учителей — от софизмов Сократа и афоризмов Иисуса до «внутренних факторов» Яна Амоса Коменского и коллективистских идей Макаренко. Мы изучали «Диалоги» Платона о разуме и добродетели, фрагменты Евангелия о человеческой и божественной сути Христа, «Великую дидактику» Коменского, дневники Макаренко и бесчисленное количество других источников, раскрывающих перед будущим педагогом всю мощь интеллектуальной традиции человечества. Выходные дни, свободные от университетских занятий, коротались за беседами в мастерской, усыпанной стружками. Там я наблюдал, как мой наставник уверенными движениями превращал деревянный брус в произведение искусства. Он не позволял мешать ему, пока работа окончательно не завершалась. Я понял, что самыми главными компонентами его работы были время, талант и инструменты, навыки владения которыми он постоянно совершенствовал. Его творения, как и работы пермских мастеров, говорили языком духовного монументализма.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мастерство педагога» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»