Занятия в университетах велись на латинском языке. Преподаватели в университетах организовывали свои объединения по предметам — факультеты. Во главе факультетов стояли деканы. Совместно студенты и преподаватели избирали руководителя университета — ректора. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, философский 38 Хотя легенда утверждает, что Оксфорд был основан королем Альфредом в 872 г. 39 Городская культура. Средневековье и начало нового времени: Под ред. В.И. Рутенбурга. Л., 1986. С. 46. 580 (богословский) и медицинский. Срок обучения на разных факультетах существенно отличался: подготовка будущего юриста или медика занимала 5— 6 лет, будущего философа (богослова) — целых 15. На занятиях студенты слушали и записывали лекции профессоров. Помимо лекций организовывались и диспуты — споры по заранее поставленным вопросам40. В начале XIII в. во французских университетах, слывших лучшими в Европе, были установлены возрастные ограничения для обучения как теологии, так и свободным искусствам. Магистр теологии должен был достичь 35 лет, иметь по меньшей мере 10 лет общих штудий и 5 лет теологических. Он обязан быть добропорядочным человеком, с проверенными способностями. Чтобы стать магистром искусств, надо было достигнуть хотя бы 21 года, пройти 6 лет школьного обучения и обладать нужной лицензией. Однако прежде чем поступить на один из трех факультетов, студент должен был окончить подготовительный факультет. Он назывался артистическим факультетом41, или факультетом искусств (facultas artium). Здесь изучали «семь свободных искусств» (artes liberates). Он считался как бы младшим по отношению к «старшим»: богословскому, юридическому и медицинскому факультетам. Окончившие артистический факультет получали первую ученую степень — бакалавра искусств и могли продолжать образование на «старших» факультетах42. Прообразом для университетских программ послужил античный курри-кулум, или полный курс обучения, который проходили в два цикла (или две
ступени): первый, словесный — тривиум, в состав которого входили грамматика, риторика и логика; второй, реальный — квадривиум, состоявший из арифметики, астрономии, музыки и геометрии. Вместе семь дисциплин куррикулума были унаследованы от римской школы и систематизированы Марцианом Капеллой, Боэцием и Кассиодором. На факультете искусств читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике, которые были переведены в XII в. с арабского и греческого языков43. Каждый университет присваивал свои ученые степени, но они признавались в других странах. Эта практика сохранилась на Западе до сих пор, в отличие от нашей страны, где ученые степени и звания присваивает особый государственный орган (ВАК — Высшая аттестационная комиссия). Получить степень доктора философии Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университетов в европейской культуре. М., 1994. Артистическим он назывался потому, что по-латыни «артис» означает «искусство». Суворов М. Средневековые университеты. М., 1898. 43 Там же. Росовски Хенри. Две трети самых лучших // «Америка» (специальный выпуск об американских университетах). America Illustrated. Washington. 1993. № 442. С. 3-6. 581 в Оксфорде или Кембридже считается более престижным, нежели в любом другом университете. Присуждение ученых степеней (промоция) началось в Европе с 1362 г. Характерно, что, подавая в органы власти ходатайство об открытии в городе университета, его учредители называли его в документах не universitas4\ a studium generate. Это означало, что в противоположность местным школам, которые обслуживали потребности своего края, «общая школа», во-первых,
Ученое сообщество всегда отличало своих наиболее талантливых представителей предназначалась для преподавателей и студентов из всех стран, во-вторых, полученные здесь ученые степени должны признаваться во всем западно-христианском мире. Иными словами, получивший ученую степень («право учить») в одном университете, приобретал способность учить везде (facultas docendi ubique terrarum). Особенностью ранних университетов было то, что в качестве корпорации Studentes — тех, кто «штудирует» (вне зависимости от возраста, в качестве учителей или учеников), университеты были созданы и призваны, во-первых, учить (docere), а во-вторых, давать некоторым из выученных (прошедшим «промоцию») — licentia docendi — право учить самому. 43 К тому же слово universitas долгое время обозначало средневековую гильдию, закрытое сообщество профессионалов, а потому для открытого учебного заведения, каковым мыслился европейский университет, не совсем подходило. И лишь позже, когда данный термин твердо закрепился за новым типом высшего образовательного учреждения, ничего предосудительного в слове «университет» уже никто не видел. 582 Отсюда слово «лиценциат» (ср.-лат. licentiatus — допущенный) — преподаватель, получивший право читать лекции до защиты докторской диссертации46. Задачей университетов было отнюдь не производство знаний, а воспроизводство «образованных людей» — интеллектуалов всех профессий, и уже к концу XV в. — интеллектуалов «по профессии»47. Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия, или семестры, появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Учебный год делился на две неравные части: большой ординарный учебный период (magnus ordinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также «малый ординарный учебный период {ordinariusparvus) с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год48. Полное систематическое изложение учебного предмета по программе, приведенной в статутах, в определенные часы называлось lectio. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Дело в том, что в средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, скажем, курс философии или римского права. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Роджер Бэкон в XIII в. сформулировал это так: «Если некто знает текст, он знает все, что относится к науке, о которой толкует этот текст». Одни книги считались более важными и обязательными (ординарными) для учащегося, другие — менее важными и необязательными (экстраординарными). Различие лекций обусловило и разделение преподавателей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 ч утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 ч вечера). На профессорской кафедре, которую поддерживал треугольный пюпитр, лежала огромная книга. Слово «лекция» означает «чтение». Действительно, средневековый профессор читал книгу, иногда прерывая чтение пояснениями. Содержание этой книги студентам приходилось воспринимать на слух, усваивать на память. Дело в том, что книги в те времена были рукописные и стоили очень дорого. И не каждому было по карману купить ее. Лекция продолжалась 1—2 ч. Перед ее началом преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой, и не гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения49. Позже этим словом стали обозначать первую ученую степень в ряде стран Западной Европы и Латинской Америки; присваивается на 3—4-м году обучения в высшем учебном заведении и дает право преподавать в среднем учебном заведении. Шульман М.М. О социокультурных функциях университетов (исторический взгляд) (http:// www.mis.rsu.ru). Кубланова Б.М. Как обучались в средневековом университете // Книга для чтения по истории средних веков. Ч. 1. М., 1951. Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII—XIII вв. // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941; Кубланова Б.М. Как обучались в средневековом университете // Книга для чтения по истории средних веков. Ч. 1. М., 1951; Документы по истории университетов Европы XII—XV вв. Учеб. пособие. Воронеж, 1973. 583 На занятиях студенты слушали и записывали лекции профессоров и магистров. От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные и повторительные вечерние. В один и тот же час, в одном и том же помещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авторов. Студенты записывали эти выдержки, затем переводили и комментировали. Ученость преподавателя проявлялась в его умении разъяснить прочитанное, связать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и научных понятий. Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Поскольку книги в то время шли по цене нынешних компьютеров, школяры брали их в прокат. Уже в XIII в. университеты начали накапливать рукописи, копировать их и создавать собственные учебные пособия. Аудиторий в современном смысле слова долгое время не существовало. Студенты собирались в определенном месте в обусловленные часы. К примеру, в Париже то была улица Соломы (Фуар), названная так потому, что студенты сидели на полу, на соломе, у ног учителя. Часто преподаватель читал лекции узкому кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одними из первых перешли к практике стационарных помещений, а с XIV в. города взялись строить специальные здания под университетские аудитории. Позднее появилось подобие парт — длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином50. Наряду с лекциями средневековые профессора прибегали к активным формам обучения — еженедельным диспутам с обязательным присутствием студентов. Диспут (disputatio) являл собой одну из самых распространенных форм преподавания. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник — бакалавр — вел дискуссию, т.е. отвечал на вопросы и комментировал выступления. При случае магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались свободные диспуты (без заранее оговоренной темы). В таком случае обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма раскованно, прерывая оратора свистом и криками. Не спасал и дубовый барьер, в дело шли не только весомые, но и увесистые аргументы. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками51. В XII в. против известного профессора Гильома Шампо из Парижского университета выступил молодой ученый Пьер Абеляр. В завязавшемся споре признанному мэтру никак не удавалось одержать победу и он потребовал изгнать юного «еретика» из столицы. Абеляр обосновался в пригороде Парижа, но оставался в курсе университетских дел. После очередной лекции 50 Пиков ГГ. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993. 51 Игнатович В. История английских университетов в средние века. СПб., 1861. 584 в стужу или зной неутомимые студенты, преодолевая по 30 км, приходили к Абеляру и сообщали все сказанное Шампо. Абеляр готовил очередную порцию контраргументов, а студенты, вооружившись ими, вновь и вновь загоняли Шампо в тупик. Схоластический спор, длившийся много месяцев, закончился блестящей победой Абеляра. Убеленный сединами профессор признал не только правоту молодого противника, но и счел возможным передать ему свою кафедру. Однако у средневекового диспута были и другие значение и функции. Собственно говоря, disputatio — это не только и не столько спор о тезисах и отдельных понятиях, сколько способ исследования определенной проблемы, a disputator — это не только тот, кто спорит, рассуждает, но это еще и «исследователь»52. Если лекции основаны на пассивном восприятии материала, активизируя прежде всего память, то диспуты развивали творческое мышление и логику рассуждений. Чтобы получить допуск к экзамену, студент должен был прослушать в заранее оговоренной последовательности определенное число лекций и быть участником указанного числа диспутов53. Возможно, что в эпоху становления университетского куррикулума средневековый диспут заменял собой нынешние семинары и экзамены в одном лице. Как и сегодня, диспуты могли быть бесполезной тратой времени, если тема не касалась реальных проблем, а была посвящена выяснению таких, скажем, вопросов, как «Может ли быть больше одного ангела в одном и том же месте?». Самым распростра ненным методом проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод pro et contra, sic et поп (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров держал речь по широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течение нескольких дней собирал со школяров все «за» и «против». Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут «о чем угодно» (disputatio de quodlibet)54. По окончании обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал «право на преподавание» (Hcentio docendi), становясь «лиценциатом». Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир55. 52 Латинско-русский словарь. Сост. Г. Шульц. 4-е изд. СПб., 1877. С. 177. Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М., 1908. С. 27. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие. М., 1996. Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993. 585 Первоначально как преподаватели (magistrorum), так и студенты (scolarium) в университетах жили и проводили занятия в так называемых коллегиумах (collegium). Обнаружены свидетельства тому, что средневековые преподаватели жили в неподходящих условиях. У них даже не всегда было университетское жилье. Поскольку жилища были маленькими, те, кто жаждал обширной аудитории, открывал свою «школу» под открытым небом, там, где было больше простора — на перекрестках и площадях56. В качестве основных дидактических методов в университетах утверждаются лекции, семинары, коллоквиумы и т.д. Университетское образование складывалось из чтения лекций и диспутов. На лекции профессор зачитывал, а позже объяснял заранее оговоренную книгу. На диспутах требовалось точно установить, обосновать и защитить церковное вероучение или какое-то научное положение. Крупным ученым считался тот, кто обнаружил больше всех ловкости и остроумия в диспутах. Так формировались основы систематического и углубленного дискурса, который сегодня считается пережитком прошлого, интеллектуальным наследием средневековых университетов57.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КУРРИКУЛУМ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»