Древняя Греция дала миру образцы демократического образования и светского воспитания. Демократизм проявлялся уже хотя бы в том, что в стране отсутствовала единая и централизованная система обучения. Греция тогда состояла из автономных образований, была крайне разнородной и многоликой. Таким же было и образование. Первые достоверные сведения об аттическом образовании дает знаменитый историк Геродот, который упоминает о существовании школы для подростков в 496 г. до н.э. Другой историк Павсаний упоминает иную дату рождения античной школы — 491 г. до н.э. Тогда для ее обозначений употреблялся термин «didaskaleion», означавший «место для инструкций». Более привычное нам слово «школа» войдет в повседневный оборот позже. Дело в том, что его первоначальное значе ние — время досуга, или свободное время — обозначало на раннем этапе греческой истории только одну из особенностей образа жизни богатого класса. Действительно, только у его представителей было то самое scolh. Другим сословиям приходилось трудиться настолько много, что никакого досуга у них попросту не было. В Греции, по всей видимости, в очень ранние времена большое внимание начали уделять образованию детей. С VI в. до н.э. изучались космология, арифметика, география, астрономия, гармония. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. Система воспитания, сложившаяся в Афинах в «век Перикла», предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического (так называемое мусическое воспитание) и физического (гимнастического) воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома. После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово «педагог» означает «сопровождающий ребенка»), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в грамматическую школу, где обучались чтению, письму и счету, а позже (или одновременно) мальчики поступали в кифаристские школы, где учились музыке. С 12—13 лет они переходили на палестру, где получали физическое воспитание, упражняясь в пятиборье. Более состоятельные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посылали их потом в гимнасии. В Астипалее, Микалессе, на Хиосе и в других полисах в V в. до н.э. были и частные школы. Эти школы с одним учителем имели определенную специализацию, поэтому дети от 6-7 и до 14 лет посещали обычно не одну школу, а несколько — для обучения разным предметам. Занятия происходили в 499
частных зданиях. Ученики писали на вощеных табличках, позднее на папирусе. Чтение (после усвоения грамматики) сводилось преимущественно к ознакомлению с классическими произведениями. Обучение арифметике, чтению и письму происходило одновременно (так как цифры изображались буквами). В восточной Греции, особенно в Ионии, обучение в школах, доступное для всех свободнорожденных, велось педагогами (оплачивались за счет общества) и было рассчитано на 2 года. В некоторых местах (например, в Пергаме и Теосе) существовали подобные школы для девочек, в которых их обучали преимущественно музыке и литературе.
В школе дети занимались с тремя учителями. Первый назывался грамматистом. Он обучал грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Гомера и басни Эзопа. За Гомером шли Гесиод и Феогнид ради их нравоучительных сентенций. Крупными отрывками заучивали наизусть их произведения. Вместо тетрадей школьники пользовались так называемыми диптихами, двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскрывались как книга или переплет. Внутренняя поверхность натиралась воском, на котором стилом (металлической палочкой) прорезались буквы и цифры и им же (вернее, его обратной стороной, где была лопаточка) стирались — saepe stylum verte! Края дощечек выступали, их можно было скрепить печатью, завязать веревкой и с другой стороны. В этом случае диптихи служили «конвертами» для писем, скрывая написанное на внутренних сторонах дощечек. Считать учились на камешках. Более сложные арифметические расчеты производили на абаке. Этот способ обучения известен и в современной школе22. В Древней Греции основным методом воспитания было подражание мифологическим образцам, в том числе гомеровским героям, которые выступали образцами поведения для благородного юноши-аристократа. Воспитание рассматривалось как одна из функций государства, а основным воспитательным институтом в VIII—VI вв. до н.э. служила система религиозных празднеств, требовавших предварительного обучения «мусическим искусствам». Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны. Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на струнных инструментах — лире или кифаре. С 12 лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно «тренирующий ребенка»). Государство и 22 Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. М., 1994. 500 семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Пе-дотриб показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям. Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для этого помещениях — палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты23.
Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ (по преданию) руководила знаменитая поэтесса Сапфо. С 16 (в некоторых местностях Греции с 18) лет мальчики могли продолжить свое образование в гимнасиях, школах риторов и философов. Гимна-сии распространились по всей Греции. Название «гимнасий» происходит от греческого слова gymnos, что значит «голый, обнаженный». Гимнасием в Древней Греции называли здание, предназначенное для занятий физическими упражнениями или гимнастикой. В Аттике гимнасий были организованы преимущественно частным порядком, хотя и под наблюдением выборных государственных лиц — гимнасиархов. В гимнасиях, завершив курс обучения в палестрах, тренировались знатные юноши 16—18 лет, готовящиеся к состязаниям и совершенствующиеся в науках. Были при гимнасиях и комнаты, где после физических нагрузок и омовений спортсмены могли отдохнуть на удобных лавках. Там же юноши занимались с учителями риторики, выступали ораторы, философы. При некоторых гимнасиях были организованы риторские и философские школы, прославившиеся своими выдающимися учителями. Так, в Афинах в IV в. до н.э. философ Платон основал знаменитую Академию. Ее ученики собирались в гимнасий, построенном в месте, носящем имя героя Академа. А неподалеку от Афин находился Ликей (современный лицей), где преподавал Аристотель, там тоже был гимнасий24. К V в. до н.э. обязательным стало военное образование (эфебия) для юношей 18-20 лет. иоаосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. 24 Там же. 501 Юноши в возрасте 18—20 лет проходили подготовку в эфебии. Зачатками высшего образования в Греции можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных ученых (риторов, софистов, медиков и др.). «Школы» в этих случаях именовались по имени ученого или месту обучения (Академия — школа Платона, школа киников Антисфена и Ликей Аристотеля в Афинах и др.). Образование в Греции, как правило, было доступно не только свободным, но иногда и вольноотпущенникам (многие педагоги, крупные риторы и философы были рабского происхождения). По мере распространения школьного просвещения значительное развитие в Греции получила педагогика, преимущественно как теория системы образования (Платон, Аристотель, Демокрит)25. Уже в VI в. до н.э. в Древней Греции начали складываться философские школы — главные из них пифагорейские и софистические. Древнейшей из
них была пифагорейская, оказавшая сильное воздействие на последующее развитие философской и педагогической мысли. В пифагорейском братстве обучение и воспитание молодежи было хорошо продуманным делом. Возможно, оно являлось первым в истории инновационным образовательным учреждением. Античная школа открыла миру фундаментальный принцип, на котором стала выстраиваться вся система образования. Софисты были путешествующими лекторами, переезжавшими из одного города в другой, раздавая по пути советы и рекомендации в совершенствовании себя в ораторском мастерстве и философии. Их стремление сделать достоянием широких масс последние достижения науки и философии как ничто другое ускорило процесс инсти-туализации образования. Большую роль в этом сыграла деятельность Сократа, который в отличие от гастролирующих софистов учил только на улицах и в палестрах Афин. Наиболее популярным в тот период был особый педагогический метод Сократа, майевтика — приведение собеседника в противоречие с самим собой, который успешно применялся в малых ученических группах (5—8 человек). Вокруг Сократа сплотился круг единомышленников, считавших себя его последователями. Организационно они не оформились в школу в принятом смысле слова, а после казни учителя разбрелись по разным городам Греции, где и возникли самостоятельные школы, получившие название сократических. 25 Бузескул В.П. Античность и современность. 3-е изд. Л., 1924; Медынский Е.Н. История педагогики. М, 1947; Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. 2-е изд. М, 1963. 502 В IV в. до н.э. философские школы создавали ученики Сократа — Евклид в Мегаре (она просуществовала около 200 лет), Федон в Элиде, Антисфен в Афинах. В своей школе Аристипп, уроженец африканской Кирены, первым из учеников Сократа начал брать плату со слушателей. В 390 г. до н.э. открыл риторскую школу Исократ26. За 40 лет существования школы в ней прошло
обучение около ста учеников, из которых вышли прославленные ораторы (Иссей, Ликург), историки (Эфор, Феопомп), политические деятели и полководцы. Главным предметом занятий была систематизация правил риторики и упражнение в составлении речей. Исократ считал, что «гораздо лучше иметь правдоподобное мнение о вещах полезных, чем о бесполезных иметь точное знание». Курс был рассчитан на трех-четырехгодич-ное обучение, причем из-за высокой платы (около 1000 драхм) был доступен весьма состоятельным людям27. В конце IV в. до н.э. возникли философские школы Эпикура («Сад») и стоиков («Портик»), что превратило Афины в центр образования. В 387 г. до н.э. самый знаменитый его ученик Платон учреждает свою Академию, которую историки считают первым европейским университетом. Возникли новые научные и культурные центры в Александрии (начало III в. до н.э.) — знаменитый Мусейон с Александрийской библиотекой и в Перга-ме — Пергамская библиотека. В Александрии на базе Мусейона и Библиотеки готовили корпус учителей всех ступеней образования. Здесь трудились Архимед, Евклид и Эратосфен. В V—IV вв. до н.э. Александрия превратилась в университетский город в современном понимании слова. Возникшие в этот период школы условно можно разделить на философские — школы сократиков, преимущественно развивавшие искусство ведения бесед (диалектику) и споров (эристику), и риторические, разрабатывающие прежде всего искусство составления разного вида речей. Среди последних особенно выделялась школа ученика Горгия и Продика, Исократа (436-338 до н.э.)2". Софисты установили набор наук и искусств, которые должны были обеспечить свободным юношам успех на гражданском поприще. Молодых людей обучали диалектике (искусству спора) и риторике (красноречию), требовавшим в свою очередь знания мифологии, истории, законодательства. Появились учебные пособия по всем отраслям знания, многие из которых были написаны философами стоической школы. Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М., 1994. 7 Johnson H. A note on the number of Isocrates pupils // American J. of Philology. 1957. Vol. 78. P. 297- Мочапова И.Н. Метафизика Ранней Академии и проблемы творческого наследия Платона и Аристотеля //AKADEMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Межвуз. сб. Вып. 3. СПб., 2000. С. 226-237. 503 С создания цепочки школ софистов начинается формирование регулярного школьного обучения, положив основу последующему образованию в Европе. Именно с софистов начинается становление высшего образования. Важнейшая роль в истории античной педагогики принадлежит Аристотелю. Его сочинения стали базовыми учебниками по логике, физике, метафизике и другим наукам. Система древнегреческого образования легла в основу не только римского, но и позднейшего европейского и арабского.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Древняя Греция» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»