ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Древняя Греция
Древняя Греция дала миру образцы демократического образования и светского воспитания. Демократизм проявлялся уже хотя бы в том, что в стране отсутствовала единая и централизованная система обучения. Греция тогда состояла из автономных образований, была крайне разнородной и многоликой. Таким же было и образование.
Первые достоверные сведения об аттическом образовании дает знаменитый историк Геродот, который упоминает о существовании школы для подростков в 496 г. до н.э. Другой историк Павсаний упоминает иную дату рождения античной школы — 491 г. до н.э. Тогда для ее обозначений употреблялся термин «didaskaleion», означавший «место для инструкций». Более
привычное нам слово «школа» войдет в повседневный оборот позже. Дело в том, что его первоначальное значе ние — время досуга, или свободное время — обозначало на раннем этапе греческой истории только одну из особенностей образа жизни богатого класса. Действительно, только у его представителей было то самое scolh. Другим сословиям приходилось трудиться настолько много, что никакого досуга у них попросту не было.
В Греции, по всей видимости, в очень ранние времена большое внимание начали уделять образованию детей. С VI в. до н.э. изучались космология, арифметика, география, астрономия, гармония. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. Система воспитания, сложившаяся в Афинах в «век Перикла», предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического (так называемое мусическое воспитание) и физического (гимнастического) воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома. После семи лет мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога (в переводе с греческого слово «педагог» означает «сопровождающий ребенка»), который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в грамматическую школу, где обучались чтению, письму и счету, а позже (или одновременно) мальчики поступали в кифаристские школы, где учились музыке. С 12—13 лет они переходили на палестру, где получали физическое воспитание, упражняясь в пятиборье. Более состоятельные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посылали их потом в гимнасии.
В Астипалее, Микалессе, на Хиосе и в других полисах в V в. до н.э. были и частные школы. Эти школы с одним учителем имели определенную специализацию, поэтому дети от 6-7 и до 14 лет посещали обычно не одну школу, а несколько — для обучения разным предметам. Занятия происходили в
499

частных зданиях. Ученики писали на вощеных табличках, позднее на папирусе. Чтение (после усвоения грамматики) сводилось преимущественно к ознакомлению с классическими произведениями. Обучение арифметике, чтению и письму происходило одновременно (так как цифры изображались буквами). В восточной Греции, особенно в Ионии, обучение в школах, доступное для всех свободнорожденных, велось педагогами (оплачивались за счет общества) и было рассчитано на 2 года. В некоторых местах (например, в Пергаме и Теосе) существовали подобные школы для девочек, в которых их обучали преимущественно музыке и литературе.

В школе дети занимались с тремя учителями. Первый назывался грамматистом. Он обучал грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Гомера и басни Эзопа. За Гомером шли Гесиод и Феогнид ради их нравоучительных сентенций. Крупными отрывками заучивали наизусть их произведения. Вместо тетрадей школьники пользовались так называемыми диптихами, двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскрывались как книга или переплет. Внутренняя поверхность натиралась воском, на котором стилом (металлической палочкой) прорезались буквы и цифры и им же (вернее, его обратной стороной, где была лопаточка) стирались — saepe stylum verte! Края дощечек выступали, их можно было скрепить печатью, завязать веревкой и с другой стороны. В этом случае диптихи служили «конвертами» для писем, скрывая написанное на внутренних сторонах дощечек. Считать учились на камешках. Более сложные арифметические расчеты производили на абаке. Этот способ обучения известен и в современной школе22.
В Древней Греции основным методом воспитания было подражание мифологическим образцам, в том числе гомеровским героям, которые выступали образцами поведения для благородного юноши-аристократа. Воспитание рассматривалось как одна из функций государства, а основным воспитательным институтом в VIII—VI вв. до н.э. служила система религиозных празднеств, требовавших предварительного обучения «мусическим искусствам». Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны. Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на струнных инструментах — лире или кифаре.
С 12 лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно «тренирующий ребенка»). Государство и
22 Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. М., 1994.
500
семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Пе-дотриб показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям. Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для этого помещениях — палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты23.

Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ (по преданию) руководила знаменитая поэтесса Сапфо.
С 16 (в некоторых местностях Греции с 18) лет мальчики могли продолжить свое образование в гимнасиях, школах риторов и философов. Гимна-сии распространились по всей Греции. Название «гимнасий» происходит от греческого слова gymnos, что значит «голый, обнаженный». Гимнасием в Древней Греции называли здание, предназначенное для занятий физическими упражнениями или гимнастикой. В Аттике гимнасий были организованы преимущественно частным порядком, хотя и под наблюдением выборных государственных лиц — гимнасиархов. В гимнасиях, завершив курс обучения в палестрах, тренировались знатные юноши 16—18 лет, готовящиеся к состязаниям и совершенствующиеся в науках. Были при гимнасиях и комнаты, где после физических нагрузок и омовений спортсмены могли отдохнуть на удобных лавках. Там же юноши занимались с учителями риторики, выступали ораторы, философы. При некоторых гимнасиях были организованы риторские и философские школы, прославившиеся своими выдающимися учителями. Так, в Афинах в IV в. до н.э. философ Платон основал знаменитую Академию. Ее ученики собирались в гимнасий, построенном в месте, носящем имя героя Академа. А неподалеку от Афин находился Ликей (современный лицей), где преподавал Аристотель, там тоже был гимнасий24. К V в. до н.э. обязательным стало военное образование (эфебия) для юношей 18-20 лет.
иоаосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. 24 Там же.
501
Юноши в возрасте 18—20 лет проходили подготовку в эфебии. Зачатками высшего образования в Греции можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных ученых (риторов, софистов, медиков и др.). «Школы» в этих случаях именовались по имени ученого или месту обучения (Академия — школа Платона, школа киников Антисфена и Ликей Аристотеля в Афинах и др.). Образование в Греции, как правило, было доступно не только свободным, но иногда и вольноотпущенникам (многие педагоги, крупные риторы и философы были рабского происхождения). По мере распространения школьного просвещения значительное развитие в Греции получила педагогика, преимущественно как теория системы образования (Платон, Аристотель, Демокрит)25.
Уже в VI в. до н.э. в Древней Греции начали складываться философские школы — главные из них пифагорейские и софистические. Древнейшей из

них была пифагорейская, оказавшая сильное воздействие на последующее развитие философской и педагогической мысли. В пифагорейском братстве обучение и воспитание молодежи было хорошо продуманным делом. Возможно, оно являлось первым в истории инновационным образовательным учреждением. Античная школа открыла миру фундаментальный принцип, на котором стала выстраиваться вся система образования. Софисты были путешествующими лекторами, переезжавшими из одного города в другой, раздавая по пути советы и рекомендации в совершенствовании себя в ораторском мастерстве и философии. Их стремление сделать достоянием широких масс последние достижения науки и философии как ничто другое ускорило процесс инсти-туализации образования. Большую роль в этом сыграла деятельность Сократа, который в отличие от гастролирующих софистов учил только на улицах и в палестрах Афин. Наиболее популярным в тот период был особый педагогический метод Сократа, майевтика — приведение собеседника в противоречие с самим собой, который успешно применялся в малых ученических группах (5—8 человек). Вокруг Сократа сплотился круг единомышленников, считавших себя его последователями. Организационно они не оформились в школу в принятом смысле слова, а после казни учителя разбрелись по разным городам Греции, где и возникли самостоятельные школы, получившие название сократических.
25 Бузескул В.П. Античность и современность. 3-е изд. Л., 1924; Медынский Е.Н. История педагогики. М, 1947; Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. 2-е изд. М, 1963.
502
В IV в. до н.э. философские школы создавали ученики Сократа — Евклид в Мегаре (она просуществовала около 200 лет), Федон в Элиде, Антисфен в Афинах. В своей школе Аристипп, уроженец африканской Кирены, первым из учеников Сократа начал брать плату со слушателей. В 390 г. до н.э. открыл риторскую школу Исократ26. За 40 лет существования школы в ней прошло

обучение около ста учеников, из которых вышли прославленные ораторы (Иссей, Ликург), историки (Эфор, Феопомп), политические деятели и полководцы. Главным предметом занятий была систематизация правил риторики и упражнение в составлении речей. Исократ считал, что «гораздо лучше иметь правдоподобное мнение о вещах полезных, чем о бесполезных иметь точное знание». Курс был рассчитан на трех-четырехгодич-ное обучение, причем из-за высокой платы (около 1000 драхм) был доступен весьма состоятельным людям27. В конце IV в. до н.э. возникли философские школы Эпикура («Сад») и стоиков («Портик»), что превратило Афины в центр образования. В 387 г. до н.э. самый знаменитый его ученик Платон учреждает свою Академию, которую историки считают первым европейским университетом. Возникли новые научные и культурные центры в Александрии (начало III в. до н.э.) — знаменитый Мусейон с Александрийской библиотекой и в Перга-ме — Пергамская библиотека. В Александрии на базе Мусейона и Библиотеки готовили корпус учителей всех ступеней образования. Здесь трудились Архимед, Евклид и Эратосфен. В V—IV вв. до н.э. Александрия превратилась в университетский город в современном понимании слова.
Возникшие в этот период школы условно можно разделить на философские — школы сократиков, преимущественно развивавшие искусство ведения бесед (диалектику) и споров (эристику), и риторические, разрабатывающие прежде всего искусство составления разного вида речей. Среди последних особенно выделялась школа ученика Горгия и Продика, Исократа (436-338 до н.э.)2".
Софисты установили набор наук и искусств, которые должны были обеспечить свободным юношам успех на гражданском поприще. Молодых людей обучали диалектике (искусству спора) и риторике (красноречию), требовавшим в свою очередь знания мифологии, истории, законодательства. Появились учебные пособия по всем отраслям знания, многие из которых были написаны философами стоической школы.
Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М., 1994. 7 Johnson H. A note on the number of Isocrates pupils // American J. of Philology. 1957. Vol. 78. P. 297-
Мочапова И.Н. Метафизика Ранней Академии и проблемы творческого наследия Платона и Аристотеля //AKADEMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Межвуз. сб. Вып. 3. СПб., 2000. С. 226-237.
503
С создания цепочки школ софистов начинается формирование регулярного школьного обучения, положив основу последующему образованию в
Европе. Именно с софистов начинается становление высшего образования. Важнейшая роль в истории античной педагогики принадлежит Аристотелю. Его сочинения стали базовыми учебниками по логике, физике, метафизике и другим наукам. Система древнегреческого образования легла в основу не только римского, но и позднейшего европейского и арабского.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Древняя Греция» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ТВОРЧОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ЗІ СТВОРЕННЯ НОВОГО ...
Аудит оборотних засобів, інших необоротних матеріальних активів. ...
СУТНІСТЬ ВАЛЮТИ ТА ВАЛЮТНИХ ВІДНОСИН. КОНВЕРТОВАНІСТЬ ВАЛЮТИ
Аудит резервного капіталу
Где центр тяжести летящей ракеты?


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (06.12.2012)
Переглядів: 1221 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП