ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

СПАРТА
Особенно жестко государство регламентировало воспитание и обучение в Спарте — главном городе области Лакония (юго-восточная часть Пелопоннеса), давшем название целому государству. В начале VI в. до н.э. здесь сложилось военное государство со своей системой воспитания солдат, солдатских жен и солдатских матерей. Государство в Спарте осуществляло тотальный контроль не только над общественной, но и над личной жизнью граждан, вмешиваясь в бытовые вопросы (отсутствие свободы в выборе про-
2(1 Степанко М. Классическое китайское образование. Китай, Япония // Образование за рубежом. 2003. № 2.
496
фессии, обязательное участие в совместных трапезах — сисситиях, простая одинаковая одежда, запрет на владение золотом и серебром, запрет на использование при строительстве дома каких-либо инструментов, кроме топора и пилы и т.д.)> в брачно-половые отношения (узаконенные пережитки кросскузенного брака и др.) и воспитание детей (уничтожение слабых младенцев; строжайшее воспитание в «стадах» — агелах с семилетнего возраста и т.д.). Жизнь гражданина всецело была подчинена интересам государства.

Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти. При рождении ребенка только государство определяло, вырастет из него здоровый гражданин или нет. Отец приносил его в «лесху», место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в «апотеты», пропасть возле Тай-гета. Воспитание детей считалось в Спарте одной из главных общественных обязанностей гражданина, было делом исключительно государства.
Сильные новорожденные проходили курс спартанского воспитания. Первые годы жизни мальчик проводил дома. Кормилицы не пеленали детей, давая рукам, ногам и телу полную свободу, приучали их есть немного, не брезгуя никакой пищей, не бояться темноты, не капризничать и не плакать.
С 7 лет воспитание брало на себя государство, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям и военной муштре, разбившись на особые отряды. Чтению и письму они учились крайне немного. Спартанские девочки также проходили атлетическую подготовку, включавшую в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья. Кроме того, с малых лет их приучали отличать хорошее от дурного и судить о поведении граждан. В ответе должны были заключаться и причина, и доказательство, но в краткой, сжатой форме.
Чем старше возраст, тем суровее подготовка и жестче воспитание: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, обыкновенно без одежды. Спали они на постелях, сделанных из тростника. Жили подростки практически на самообеспечении, так как их намеренно приучали доставать себе все необходимое воровством. Попадавшегося без пощады били плетью. Так формировались ловкость и бесстрашие.
Достигший совершеннолетия и показавший успехи в обучении мог претендовать на заметное место в обществе. Однако те из спартиатов, которые не смогли удовлетворительно пройти испытания, не допускались в аристократическое «братство трехсот». В 20 лет молодой спартиат присоединялся
497
к фидитии, т.е. компании сотрапезников из пятнадцати человек, продолжая свое военное обучение совместно с ними. Он имел право вступить в брак, но навещать жену мог лишь тайком. Происхождение из знатной семьи, хотя и требовалось для успешной карьеры, не было тем не менее обязательным. В 30 лет спартиат становился полноправным гражданином и мог участвовать в народном собрании, но львиную долю времени он проводил в гим-насии, лесхе (что-то вроде клуба) и фидитии.
Плутарх в «Жизни Ликурга» так описывает социальные отношения. Обращаясь к каждому отдельному взрослому мужчине-спартиату, власть пыталась регулировать его поведение путем поощрения и наказания. Убежденный холостяк наказывался государством и был презираем обществом. С другой стороны, отец трех сыновей освобождался от воинской повинности, а отец четырех детей — от каких бы то ни было обязанностей перед государством. Пытались регулировать и качество потомства путем подбора супружеских пар по евгеническому принципу. Спартиатский муж получал полное общественное одобрение, если, не удовлетворенный качеством потомства, уходил от жены к другой женщине, с которой надеялся получить лучшее потомство. Так же общество относилось и к женщине, если она в аналогичной ситуации выбирала себе другого мужа.
Поскольку воспитание захватывало все слои населения и строилось на основе единой концепции, плана и технологии, охватывало все виды жизнедеятельности человека, в том числе труд, учебу и досуг, то можно говорить о первой в истории системе тотальной социализации, подчиненной милитаристским принципам. Милитаризация всей жизни спартиатов означала, что они постоянно находились в положении воинов, живущих в военном лагере. Спартанская консти туция, изобретенная Ликургом в IX в. до н.э., требовала от граждан соблюдения жесткой дисциплины и подчинения закону независимо от возраста, пола и социального происхождения. Спартанцам было запрещено заниматься чем бы то ни было, кроме военного дела. Труд — дело периэков и илотов. Ликургова реформа ввела возрастные классы; дети также распределялись по возрастным группам, причем старшие присматривали за младшими и обучали их. Эти юношеские объединения были первоначальной ступенью подготовки к взрослым «общим столам». Всего было сорок таких «годовых классов»; все члены их были военнообязанными. Высшей точкой тринадцатилетнего образования спартанского мальчика была аттестация для вступления в один из «общих столов». Процедура принятия во фратрию была основана на кооптировании, и единственный «черный шар» означал отказ в принятии. Кандидат, которого кооптировали в «общий стол», оставался бессменным членом его в течение сорока лет. Он вносил регулярные взносы пожертвованиями и деньгами. Предательство или трусость, проявленные на войне, влекли за собой неминуемое исключение из фратрии21.
21 Тойпби А. Спартанцы (http://blacklight.hl.ru).
498
Спарта в отличие от других древнегреческих полисов не произвела на свет ни одного известного мыслителя или ученого. Но зато она прославила античность выдающимися героями и патриотами. Тем не менее Спарта проиграла не только интеллектуальное, но и, как следствие, политическое и экономическое соперничество в Древней Греции. Интеллектуальный капитал и в ту эпоху имел решающее значение.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СПАРТА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Перспективи використання супутникових мереж
Аудит вибуття тварин
Синоніми (ідеографічні, стилістичні, контекстуальні, перифраза, е...
Перевірка постановки обліку капітальних інвестицій на підприємств...
Аудит загальновиробничих витрат


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (06.12.2012)
Переглядів: 698 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП