Статистика и социология образования — две отраслевые дисциплины, сформировавшиеся — одна в рамках социальной статистики, а другая в рамках социологии,— во второй половине XX в. в связи со стремительным ростом в нашей стране общего среднего и высшего образования, заинтересованности советского правительства в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства, введением широкой системы учета и переписи населения, а также началом эмпирического исследования социальных процессов в обществе при помощи социологических методов. 152 Свободное время школьников. М, 1969. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Правильное использование свободного времени школьника — одно из средств воспитания // Советская педагогика. 1966. № 6. Поддубная Р.А. Свободное время школьника как фактор формирования его личности (на материалах конкретно-социологического исследования свободного времени учащихся общеобразовательных школ). Свердловск, 1972. Лапшов В.А. О бюджете учебного времени школьников // Социс. 2001. № 4. С. 102-107. В опросе участвовали 1433 школьника из самых разных городов России. Ежедневно в течение первого полугодия 1997-98 учебного года интервьюер опрашивал учащихся о затратах времени на выполнение домашнего задания, посещение уроков и факультативов, чтение книг. Время измерялось с точностью до 5 мин. 471 Социология образования во многом опирается на данные государственной статистики. Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит сведения о численности, составе и движении обучающихся; профессиональной подготовке и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ, мастеров и педагогов профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений157. В отечественной статистике измерение уровня образования населения осуществляется в момент проведения переписи. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Уровень образования отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. В переписи он формализуется следующим образом: высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее и начальное образование. Уровень образования можно также регистрировать через количество лет обучения. Из статистики известно, что средний уровень образования в народном хозяйстве России — 9 лет, а в США — 14 лет. Наиболее распространены в статистике такие обобщающие показатели уровня образования, как: • процент грамотных среди населения в возрасте от 9 до 49 лет; • число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 человек в возрасте старше 15 лет; • число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 занятого населения; • число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте старше 15 лет158. При проведении выборочных обследований населения, кроме обобщающих показателей, могут быть построены показатели на основе числа лет обучения. При этом наличие начального образования приравнивается к 4 годам обучения, высшего — к 15 годам. Такое измерение позволяет построить показатель «средний уровень образования в годах обучения». Наконец, в статистике и социологии используются качественные показатели, не обязательно нуждающиеся в точном количественном измерении. К ним относится, в частности, образовательный потенциал общества — накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования. 157 Социальная статистика: Учеб. / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. М., 1997. С. 295. 158 Там же. С. 297. 472 При сборе информации о среднем образовании используются школьные переписи, в ходе которых регистрируются на определенный момент времени характеристики школ, педагогов и учащихся. Статистика также оперирует показателями динамики средней численности учащихся в одном классе или средней численности учащихся на одного учителя, средней доли учащихся, занимающихся в первую смену, или доли учащихся, посещающих группы продленного дня. Такой анализ предусматривает построение индексов переменного, постоянного состава и структурных сдвигов в системе образования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СТАТИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»