Теория когнитивного диссонанса подчеркивает тот факт, что человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих социальных отношений в каком-либо важном аспекте. Жалобы одиноких людей типа «Мне хотелось бы иметь больше друзей» или «Никто по-настоящему не понимает меня» заставляют думать, что важную роль в ощущении одиночества играют не только объективное количество и качество межличностных связей, но и их субъективная оценка. Человек может быть буквально перенасыщен встречами с людьми, тем не менее чувствовать себя одиноким. У него могут оставаться по-прежнему хорошие взаимоотношения с коллегами, но он жалуется на одиночество потому, что со временем у него повысились требования к качеству таких отношений. Теория когнитивного диссонанса, которую иногда называют еще теорией социального сравнения, исходит из того, что на одиночество влияют не только действительные социальные связи индивида, не только его психический тип, специфика его поведенческих и эмоциональных составляющих, но также образец, или стандарт, социальных отношений, на который он равняется, к которому стремится. В модели диссонанса выделяются способы восприятия и оценки одинокой личностью своей социальной жизни, а не способы ее оценки внешними наблюдателями. Ни у одного из нас подобные стандарты не сформулированы в четкой форме. Они весьма расплывчаты и заданы жизненным опытом. Однако интуитивно мы точно знаем две вещи: что значат для меня лично комфортные отношения с другим человеком; что означают хорошие, полнокровные отношения между людьми вообще на основе опыта других людей. Человек, чья жизнь предельно содержательна и чрезвычайно плодотворна, будет ожи дать от взаимоотношений высокого уровня удовлетворения, но если он не встречает соответствующей себе среды общения, у него возникает чувство одиночества. Нереалистичные стандарты и представления о дружбе или семейной жизни могут породить трудности в общении. Мы также сравниваем наши отношения с неким общим стандартом и чувствуем себя несчастными, если наша настоящая жизнь стала хуже, чем она была раньше или чем она есть у других. Американские социологи К. Кут-рон и Л. Пепло попросили студентов колледжа оценить их нынешние дружеские взаимоотношения и сравнить их с опытом школьной дружбы. Вос- 385 приятие студентами нынешних отношений как худших по сравнению с прошлыми объяснялось одиночеством на данный момент. В другом исследовании было доказано, что для пожилых людей «понятие прошлого "Я"» является эталоном оценки настоящего опыта25. Английский исследователь Та-унсенд предположил, что пожилые люди переживают различные типы социальной изоляции, обусловленные различного рода сравнениями: изоляция по контрасту с равными себе (сравнение со сверстниками), по контрасту с другим поколением (сравнение с молодежью) и по контрасту с изоляцией предшествующей группы (сравнение с предыдущими поколениями пожилых людей)26. В свое время Дж. Уайтхорн27 выдвинул предположение о том, что одиночество — результат несовпадения между истинным «Я» и тем, как видят «Я» другие, принявшего форму глубокого личностного переживания (диссонанса). Эту идею эмпирически проверил в своем исследовании П. Эдди28. Он выдвинул гипотезу о том, что одиночество связано с несоответствием между тремя аспектами самовосприятия: • самовосприятием личности (актуальное «Я»); • идеальным «Я» личности; • представлением личности о том, как ее видят другие (отраженное «Я»). В ходе опроса студентов он выявил положительную корреляцию между одиночеством и несоответствием между актуальным и идеальным «Я» (0,71), одиночеством и несоответствием между актуальным и отраженным «Я» (0,71), одиночеством и несоответствием между идеальным и отраженным «Я» (0,63). Позже было установлено, что одиночество глубже переживают пожилые люди, чьи самооценки отличаются от оценок, даваемых им другими. В течение ряда лет В. Серма с помощью группы аспирантов и студентов Йоркского университета в Торонто (Канада) собирал данные о случаях одиночества в форме автобиографических отчетов, структурированных интервью, анкет и тестов, определяющих тип личности. Кроме того, ранее автор получил несколько сотен очерков об одиночестве из трех других университетов: Орегонского, в Сан-Франциско и в Торонто19. Согласно данным различных исследований, только 1—2% опрошенных никогда не чувствовали себя одинокими, а от 10 до 30% людей испытывали глубокое чувство одиночества со скачкообразными колебаниями в течение большей части своей жизни. Примерно три из четырех опрошенных сообщили о чувстве одиночества, испытанном в то время, когда они никоим образом не были физически изолированы от других людей... более тяжелая форма одиночества характерна для ситуаций, когда человек не испытывает недостатка в общении. Гораздо труднее пре- '3 Пепло Н.Э., Мицели М., Мораш Б. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 174. 26 Townsend P. The family life of old people. L., 1957. 27 Whitehorn J. С On loneliness and the incongruous self image// Annals of Psychotherapy. 1961. N 1. P. 15- 17. 2S Eddy P.D. Loneliness: A discrepancy with the phenomenological self. Unpublished doctoral dissertation. Adelphi College, 1961. 29 Серма В. Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 227-243. 386
Одиночество возникает в результате несовпадения между истинным «Я» (тем, как видите себя вы) и тем, как видят «Я» другие одолеть чувство одиночества, которое не проходит, несмотря на то что мы находимся в обществе друзей или членов семьи... Имеются данные, свидетельствующие о том, что длительная и полная изоляция от общества в целом может привести к сильному душевному расстройству и полностью парализовать способности человека (например, в случае одиночного заключения в тюрьме или когда человек оказывается на необитаемой территории в результате кораблекрушения или авиакатастрофы)30. Многие психологи рассматривают одиночество скорее как субъективное переживание, нежели такое внешнее состояние человека, которое могут объективно наблюдать и оценивать беспристрастные судьи. И это действительно так, поскольку одиночеству могут быть присущи такие проявления, как безмятежность, спокойствие, погруженность в себя, самососредоточенность, которые не проявляются ни в выражении лица, ни в позах человека.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»