Некоторые социологи видят причины семейного неблагополучия (неустойчивость брака, разводы, дезорганизация общения в семье и социализации детей, нуклеарность и малодетность семьи) в том, что супруги все более стремятся удовлетворить свои высшие потребности за пределами семьи. Иначе говоря, семья и родительство становятся неконкурентоспособными по сравнению с такими ценностями, как повышение социального статуса, уровня образования, материального благополучия и т.п., что и приводит к росту числа неблагополучных семей. Но если следовать такой логике, то родители, запустившие семью, должны быть на вершине успеха в бизнесе, политике или искусстве21. Ничего подобного. В большинстве неблагополучных семей и родители неблагополучные. В нестабильных парах супруги характеризуются низким уровнем социальной адаптации, повышенной агрессивностью, низким уровнем эмоциональной устойчивости, острым ощущением своей неудачливости, алкоголизмом и беспорядочными половыми связями. В благополучных семьях родители передают детям духовные ценности (стремление к познанию, творчеству, самосовершенствованию и радости от этого), формируя самостоятельность, профессиональные навыки. Напротив, в неблагополучных семьях духовные ценностные ориентации не играют большой роли в жизни родителей, а характер общения таков, что передача культурного наследия детям практически отсутствует. Очень большое значение для родителей из неблагополучных семей имеют аффилиативные ценности (потребность принадлежать к определенной группе и занимать какое-либо место в ней, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви). Они формируют чувство зависимости от мнения других, ложного коллективизма,которое правильнее назвать стадностью. Став родителем, такой человек вовлекается в бесконечную последовательность хаотичных действий по воспитанию. Стремясь руководить другими, он толком не знает, как управлять собственными поступками. Неблагополучные родители не умеют понять 20 Степанчук О. Офицеры России: ступени падения // Советская Россия. 2003. № 39 (12382). 10 ап реля. 21 Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социологические исследова ния. 1995. №7. С. 93. 350 мысли, чувства и желания детей, неспособны направить взросление ребенка в нужное русло. Короче говоря, они не могут выковать из своих детей личность потому, что сами не являются таковой. Семилетний опыт консультирования родителей из неблагополучных семей убедил А.Н. Елизарова в том, что их отличает непостоянство и непредсказуемость. Родительские реакции на детское поведение импульсивны, случайны и зависят от множества посторонних условий, в том числе от колебаний настроения. Детям редко объясняют, почему им не следует так поступать. Воспитание строится по принципу запретов и наказаний. В результате у ребенка не вырабатываются нормы, которые могли бы регулировать его поведение. Он постоянно нуждается во внешнем контроле, что вполне соответствует неосознанному желанию родителей быть вовлеченными в постоянную воспитательную деятельность. Однако благодаря этому родительские функции со временем становятся все более обременительными для них. Наступает момент, когда супруги стараются избавиться от непосильной заботы и, частично или полностью, покинуть семью22.
Стиль общения супругов между собой и родителей с детьми весьма примечателен. Он эмоционален, часто бессодержателен и мелочен. Взаимные придирки, ссоры по пустякам. В разговорах преобладают темы, которые эмоционально возбуждают, динамичны, полны неожиданностей (возбуждающие подробности угона автомашины, поведение законченных пьяниц окрестного района и т.д.). Много времени уходит на выяснение отношений, часто с применением физической силы и нецензурной лексики, и очень мало — на чтение книги, обсуждение увиденного, нравственные беседы. Здесь формируется особая картина мира. В окружающих людях, даже родственниках, родители видят постоянную угрозу, скрытую зависть и намерение принести им вред. Других, но не себя, они подозревают в распутстве, воровстве, алчности. Не добившись успеха в жизни, причину они видят не в себе, а в других. Подобные ценности передаются по эстафете, и вскоре их дети начинают видеть мир злобным, неприветливым, враждебным. Не умея распознавать психологию людей, неблагополучные родители заранее настраиваются к ним неверным образом. Не понимая или не принимая реакции окружающих, они часто совершают ошибки, делают все новые промахи и еще больше катятся вниз по социальной лестнице. С продвижением вниз растет уровень агрессивности и раздражительности. И все это выливается на самых слабых — детей. У взрослых в таких семьях, как правило, нет постоянной и любимой профессии. Они часто меняют место работы, не ладят с начальством, выпива- Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социологические исследования. 1995. № 7. С. 94. 351 ют с товарищами, не берегут оборудование и орудия труда, не следят за собой и своим рабочим местом. Отец полностью устраняется из жизни своей семьи, столкнувшись с неудачами, и мать становится единственной кормилицей и воспитательницей детей. У них ярко выражено скептическое или пренебрежительное отношение ктаким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость. Честный труд, полагают они, для дураков, а умный может и должен нарушать, обманывать, ловчить, если остается непойманным. Их поведением управляет не стремление достичь высоких целей, а желание избежать отрицательных последствий собственных действий или собственного бездействия. Детей такие неудачные социализаторы ругают не за то, что кого-то обманул, побил или уронил, а за то, что теперь им придется с кем-то разбираться, перед кем-то извиняться и т.д. Духовные потребности не исчезают у этих людей, но, видимо, постоянно дают о себе знать в стремлении чем-то заполнить духовный вакуум. Для этого, как отмечал В. Франкл, можно ходить на танцы, заглушая ощущение бессмысленности существования громкой музыкой и шумом; пассивное наблюдение болельщика, когда он де лает вид, что самое важное в мире — какая команда выиграет тот или иной матч, также относится к этому ряду. Сюда же относится чтение детективов, просмотр боевиков и фильмов ужасов23. Удобным средством бегства служит секс. Но, предаваясь ему, неудачные социализаторы нередко забывают об этических нормах, о том, что дети являются незримыми наблюдателями их поступков. Для детей подобные действия становятся психотравматическими. Отсюда девиантное поведение, ведущее к суицидам в подростковом и юношеском возрасте. Равнодушие к труду и человеческим ценностям передается детям. В результате формируется новое поколение маргиналов, пополняющих социальное дно. Другим удобным средством бегства от ощущения бессмысленности собственной жизни является профессиональная сверхвовлеченность. Современное общество породило массовый тип семьи, которую можно назвать карьерной. Родители в такой семье живут в постоянной погоне за работой, зарплатой, экономическим и социальным престижем. Они поглощены борьбой для того, чтобы достичь высокого социального статуса, который, однако, постоянно ускользает от них. Что передают эти родители своим детям? По сути дела, единственной реальной идентификацией с фигурой отца является его неудовлетворенность своим трудом и своим местом в обществе, а единственным требованием, предъявляемым к ребенку, — добиться того успеха или положения, какого не смогли достичь родители и прежде всего отец24. Сверхвовлеченность в производство, наряду с погоней за материальными благами и ориентацией на развлечения, приводит к педагогической запущенности детей и, как следствие, — к девиантному поведению. 23 Франкл В. Человек в поисках смысла. Сб. / Пер. с англ. и нем. М., 1990. С. 241-243. 24 Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социологические исследова ния. 1995. № 7. С. 95. 352 Наблюдая поведение современной молодежи, отечественные социологи отметили две характерные тенденции: усиление в 90-е гг. комплекса радикального гедонизма (стремление к удовольствиям и наслаждениям как высшей цели жизни) и страсть к насилию. По данным В.Е. Семенова, примерно каждый четвертый школьник готов бежать из школы. Из-за грубости и побоев учителей «в бегах» находится немалая часть воспитанников детских домов и интернатов. В чем они ищут утешения — в бродяжничестве, насилии, рок-музыке? Анализ текстов эстрадных песен показывает, что в них отсутствуют такие ценности, как труд, семья, любовь, чувство родины и дружбы, зато есть эскапизм (уход от реальности в мир иллюзий) и культ насилия. Приверженность к насилию формируется нормами подростковой группы. Но это только одна сторона явления. А другая состоит в том, что юношеское насилие служит зеркалом насилия со стороны взрослых. Поданным исследователя Н.Ф. Кафырина, 13% подростков подвергаются насилию со стороны отца, 9% — со стороны матери. Еще чаще насилие исходит от незнакомых ровесников (49%). Культ насилия, зародившись в семье или во дворе, переносится на улицу — к посторонним прохожим. В ответ на словесное оскорбление до 50% тинейджеров готовы немедленно применить силу. Чтобы приобрести авторитет в группе, нужно уметь хорошо драться или быть физически сильными. Социализация молодежи замкнута рамками своего поколения: преобладают контакты в среде сверстников. По данным З.В. Сикевич, общение с ними заняло первое, а общение с родителями — почти последнее, 11-е место.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НЕУДАЧНЫЕ СОЦИАЛИЗАТОРЫ: ПЛОХИЕ РОДИТЕЛИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»