ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

КОШКИ В НАШЕЙ КУЛЬТУРЕ
Однако настоящее признание и всеобщая любовь пришли к кошке позже—в XIX в. Скульпторы, живописцы, поэты обращались к ней в своем творчестве. В художественной культуре кошка выступает символом таинственности и независимости. По степени загадочности с кошкой может соперничать лишь одно создание — женщина, через которую и с помощью которой и произошло, если верить Киплингу, близкое знакомство человека с этим удивительным и грациозным существом. Кошки, по всей видимости, появились не случайно среди людей и не случайно они так близко стоят к женщинам. Грация и изящество, ум и находчивость, ловкость и быстрота реакции, великолепная пластика и бесспорная красота, независимость и отстраненность — эти и другие, изначально присущие кошке черты сделали ее другом и спутником женщины на все времена. Женщины видят в кошках недостижимый идеал для себя. Для женщины они — воплощенная мечта о красоте, независимости и свободе, не ограниченной ничем и поэтому вдвойне привлекательной.
Кошеклюбили аристократы и простолюдины, богачи и бедняки. Известна история о том, как одному из узников лондонского Тауэра кошка спасла
293
жизнь. Она согревала его своим теплом и приносила голубей. По закону в Тауэре выдавалась самая скудная пища, но правила не запрещали заключенным употреблять еду, приносимую с воли, поэтому он мог спокойно питаться доставляемыми кошкой птицами.
Кошки всегда привлекали художников своей свободой, независимостью, заключенной в них магической силой, грацией, изяществом и физическим совершенством. Всегда художник чувствовал искушение по-своему раскрыть сущность кошки, дать свою трактовку образа этого удивительного создания. Виттор Пизанелло и Иероним Босх, Альбрехт Дюрер и Поль Девос, Ватто и Жан-Батист Удри, Теофиль Жерико и Оноре Домье, Мане и Ренуар, Пикассо и Шагал... Список можно продолжать очень долго. Некоторые художники, такие как «кошачий Рафаэль» Г. Минд, Л. Вэйн и Г. Роннер, сделали кошек главным объектом своего творчества, другие обращались к этой интереснейшей теме эпизодически. Леонардо да Винчи посвятил кошке картину «Мадонна с кошкой», что было очень смело по тем временам. Ренуар в своих работах подчеркивал в кошках женское начало, изображая их рядом с девушками в характерном для своего твор чества романтическом антураже. Француз Эруар, значительную часть своего творчества посвятивший девушкам легкого поведения, изображал их вместе с кошками, так как считал кошек весьма чувственными животными. Б. Грин в своей гравюре «Аббат ведьм» показал кошку читающей книгу рядом с пляшущими ведьмами15.
Трехцветная кошка, по мнению славянских крестьян, приносит счастье тому дому, где живет; семицветный кот является еще более верным залогом благополучия. В мифологии древних славян много примет и поговорок, связанных с кошками: «На чих кошки говори ей: "Будь здорова!" — зубы болеть не будут», «Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видать», «Нечисть прячется в черную кошку на свят Ильин день (2 августа)», «Кошка умывается — гостей созывает», «Кто кошеклюбит — будет жену любить». А согласно еще одной народной примете, приобретать кошку нужно такой масти, какого цвета волосы у хозяина.
С кошками связано огромное количество примет у всех народов мира. Самые интересные из них связаны с цветом кошки. Белый цвет кошки означает связь с зарей, но таких кошек очень не любят домовые и дворовые, а потому в народе считали, что лучше их в хозяйстве не держать, чтобы не вредил домовой. Кошки серого цвета — это как бы промежуточное звено между белыми и черными, что называется, «ни нашим ни вашим». Поэтому русский народ относился к ним где-то со страхом, а где-то с почтением. Серая кошка, по всей видимости, живет в дружбе с домовым и через него предупреждает человека о грядущей опасности. Рыжий или златовласый кот связан с символом огня и солнца. У русского народа он является покровителем любви и брачного ложа, защищает дом от нечистой силы. Связь кошки с пожаром, огнем существует в мифологии германских народов. Геродот, отмечая мисти-
13 Абрамов А. Женщина и кошка— загадка тысячелетий (http://www.moscowcatmuseum.com).
294
ческие свойства кошек, писал: «Когда вспыхивает огонь, кошки приходят в завороженное состояние, заставляющее их стремиться к огню. Перескакивая через головы своих хозяев, они прыгают прямо в огонь...»
Черная кошка означала связь с ночью. Даже темные грозовые тучи германцы зовут кошачьим именем (bellerkater). Вообще черной кошке крепко не повезло. Это масть дыма, нечистой силы, поэтому с ней до сих пор связано одно из самых известных суеверий — если черная кошка дорогу перебежит — быть несчастью. В Великобритании долгое время считалось, что, если черная кошка пересекает ваш путь или входит в ваш дом, это значит, вас ждет удача. В Америке считается, что удачу приносит белая кошка, а от черной — одни неприятности. Это происходит оттого, что во времена пионеров, первых переселенцев, черная кошка ассоциировалась с дьяволом так сильно, что безоговорочно стала олицетворением зла и злых сил.
В Древнем Египте считали, что священная кошка осеняет благодатью тот дом, в котором она живет и хозяева которого ухаживают за ней. Надписи на древних могилах говорят нам, что «кошка дарует жизнь, благополучие и здоровье, она делает это каждый день и обеспечивает спокойную старость».
Трехцветная кошка или кошка с глазами разного цвета пользовалась особым почитанием еще в Древнем Египте. Рыже-бело-черная кошка олицетворяет три мира, три вида магии: мир разума, мир тела, мир эмоций. По народному поверью ,«приносит счастье тому дому, в котором живет». Трехцветная кошка, по всей видимости, выступает истинным защитником человека и ограждает его от нечистой силы, потому (как говорят в народе) «леший не заходит в деревни, где живут трехцветные кошки». В Японии трехцветные кошки «ми-ке» пользуются уважением даже в наше время. Особенно почитают трехцветок рыбаки, которые считают, что они обладают способностью предчувствовать приближение бури. Кошек берут на рыбную ловлю, чтобы они обеспечивали безопасность и хороший улов16.
Проявлением веры в сверхъестественную кошачью силу был варварский обычай закапывать кошку под фундамент строящегося здания. Этот обычай иногда объясняется как попытка защитить с помощью «кошачьего духа» дом от крыс и мышей, но возможно, что он очень древний и является одной из форм языческого жертвоприношения. На юге Франции широко распространена вера в волшебных котов — метаготов, приносящих счастье и процветание дому, их любят и за ними старательно ухаживают. В Шотландии верили, что кошка не должна спать около новорожденного ребенка, потому что она может нанести ему вред, высосав его жизнь. А у славян перед первым укладыванием младенца в колыбель клали кошку, чтобы ребенок лучше спал. Однако и в Шотландии, и на Руси считалось, что если кошка или собака перепрыгнет через покойника, то он станет вампиром. В этом случае кошка должна быть немедленно убита. Такая жестокость по отношению к кошке отражается в шотландском заклинании под названием «Та-гарм» (Taghairm).
В средневековой Европе считалось, что крысы и мыши состоят в тесной связи с ведьмами и колдунами. В Древнем Египте олицетворением зла были мыши, без устали пожиравшие все запасы зерна. Издавна встреча с крысой считалась плохим предзнаменованием, а сам зверек выступал как символ
16 Эти загадочные кошки, или Кошки сами по себе // Энергия. 2002. № 12. С. 67—70.
295
коварства и злобы. Напротив, жители острова Крит ему поклонялись. Легенда гласит, что народ избавился от захватчиков только благодаря хвостатым посланцам бога Аполлона, перегрызшим кожу на ремнях вражеских щитов. А в Индии, во время эпидемии чумы, люди выносили изломов чаши с водой для почитаемых ими святых идолов — грызунов. В Японии крыса — символ благополучия и богатства.
Кошка занимала важное место не только в религии Египта. В Китае в образе кошки изображался бог сельского хозяйства. У жителей Перу — богиня плодородия, в Ирландии почиталось божество с кошачьей головой. Ныне все религии мира считают кошку храмовым, чистым существом. В Суздале, Владимире и других русских городах можно увидеть в воротах и дверях храмов вырезанные оконца на уровне земли. Они предназначены для кошек. Содержание кошек при православных храмах приветствуется, и не только за кошачьи способности в ловле мышей, но и за ту особую атмосферу и теплоту, которую создают эти загадочные зверьки одним своим присутствием.
Стоит вспомнить и легенду о пророке Магомете и его любимой кошке Муэссу. Однажды он заснул в своем единственном халате, вместе с ним заснула и кошка. Когда он проснулся, кошка спала на рукаве его халата. Чтобы ее не тревожить, он отрезал рукав. Считалось, что кошку нельзя беспокоить, если она спит, что кошки могут видеть призраков. Они могут покидать свое физическое тело и перемещаться в астральном теле где угодно, заглядывать в другие измерения. Нередко новоселы пускают кошку в дом. Она своим видом должна изгнать злых духов.
Известно, что в церкви существует разделение на животных чистых и нечистых. К последним, например, помимо собаки, относятся верблюд, заяц и даже тушканчик. Кошка в храме ходит, где вздумается, а собаке вход запрещен даже на территорию церкви. Это не случайно, а разъяснение можно обнаружить в Библии. Здесь говорится, что после грехопадения Адама вся живность была поделена на два сорта — высший и низший. Возможно, в связи с этим в русских деревнях появилось поверье: принести домой живого зайца — к смерти в семье.
Как это ни грустно, но лучший друг человека — собака — во многих мифах и легендах мира олицетворяет зло. Причины этому самые разные: нечистоплотная она, воет на луну, да и перед покойником. По исламским представлениям, ангелы никогда не войдут в дом, где живет пес. Существует предание о том, что при сотворении мира Бог оставил новенькое тело человека под присмотром собаки и пошел за душой. Нечистый отвлек сторожа меховой шубой, а сам наплевал и нагадил на человека. Бог не смог очистить свое творение и вывернул его наизнанку. Поэтому у людей грязное нутро, а собака навечно проклята.
Мировой фольклор и сказки полны умными и удачливыми проходимцами, такими, как кот в сапогах, чья хитрость принесла его хозяину королевскую дочь и королевство в придачу. Кошка — непременный персонаж русских сказок. Кот-Баюн был наделен голосом, «слышимым за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, так напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого не отличишь, не знаючи, от смерти». В английских и шотландских сказках кошка часто выполняет роль помощника. Например, в сказке «Как Джек ходил счастья искать» кот в компании с други-
296
ми животными помогает герою спастись от разбойников, пугая их своими криками. Иногда кошка помогает случайно, не помышляя об этом. В сказке «Том — мальчик с пальчик» кошка, принимая Тома за мышь, случайно открывает лапой дверцу его клетки и выпускает его на свободу. В другой сказке, «Старушка и поросенок», кошка оказывает помощь вместе с другими. Черный кот в Британии — постоянный атрибут колдуна. Такой персонаж, например, появляется в английской сказке «Питер-простачок». В народных сказках кошка не всегда привязана к дому: она может убежать от хозяев, путешествовать, жить одна в лесу.
В мировую литературу вошло множество кошачьих знаменитостей. Благодаря Льюису Кэрроллу, написавшему «Алису в стране чудес», всемирно известным стал Чеширский Кот. Среди известных стихотворений А.С. Пушкина есть в том числе и про кота: «У Лукоморья дуб зеленый». Среди муль-

тяшных героев прославились кот Том из сериала «Том и Джерри», кот Мат-роскин из деревни Простоквашино, маленький бездомный котенок по имени Гав, кот Леопольд с популярной фразой «Ребята, давайте жить дружно!».
Не только кошки, но и связанные с ними техники и ритуалы сегодня являются составным элементом моды и престижного поведения. Многие полагают, что мумифицированную кошку можно обнаружить лишь в могиле фараона, но на самом деле традиция мумификации животных сохранилась до настоящего времени. В Америке любители домашних животных начинают обращаться к древней технике мумификации. Здесь мумификация собаки стоит 20 тыс. долл., кошки — девять.
Сегодня существует несколько музеев кошки. Самый первый музей был создан в Базеле. Швейцарский музей славится изобилием материалов о кошках и многообразием экспонируемых статуй (самая маленькая — 5 мм, самая большая — 1,5 м), картин, рисунков, пасхальных яиц, почтовых марок, украшений, предметов мебели. В распоряжении посетителей музея находится большая тематическая библиотека.
Вторым после швейцарского стал музей кошек в Шяуляе, который юридически существует с 1990 г. Число экспонатов здесь измеряется тысячами, они выставляются в Каунасе, Ионаве, Мажейкяе. Сейчас в музее свыше 10 тыс. экспонатов, прибывших из многих стран мира: Канады, США, Мексики, Кубы, Англии, Португалии, Франции, Германии, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Польши, Дании, Бельгии, Китая, Японии, Австралии, Африки и др. Самую ценную часть экспонатов музея составляют фигурки кошек, выполненные из фарфора, янтаря, глины, стекла, мрамора, хрусталя, разных металлов, меха, тканей. В музее собрано также много детских рисунков со всего мира. В музее хранится 4 тыс. стихотворений об этих жи-
297
вотных. Частные музеи кошек есть в Амстердаме, Москве. Парижский музей Лувр обладает выдающейся коллекцией статуэток кошек, отлитых из бронзы в Египте.
В Москве в 1993 г. открылся уникальный Музей кошки. В коллекции живопись, графика, скульптура, керамика, батик, гобелен, костюмы, аппликации, куклы, инсталляции, показывающие кошку глазами художников, а также книги, сувениры, фотографии, фильмы, мультфильмы, открытки, игрушки и другие вещи и предметы, так или иначе связанные с кошками. Особая часть коллекции — выставочная программа «Женщины и кошки», показывающая сущность взаимоотно шений женщин и кошек. В музее проходят несколько ежегодных мероприятий: конкурс красоты «Женщина и кошка», Большой международный художественный проект МЭЙЛ-АРТа и конкурс «Детский кошачий рисунок», собирающий детские рисунки со всей России и СНГ, лучшие из которых включаются в детскую коллекцию музея.
Московский музей хорошо известен за пределами России, он участвует в крупных международных форумах, таких как Всемирные кошачьи шоу ФИФЕ (Нидерланды, Арнем, 1996 и Италия, Милан, 1999) и самые большие в мире ежегодные Национальные кошачьи шоу, проводимые с 1887 г. в Лондоне (мы показывали свою коллекцию в 1996, 1997, 1998 и 1999 г.). Музей осуществляет много специальных мероприятий: фестивали, выставки, конкурсы, результатом которых является лучшее понимание кошек детьми и, соответственно, лучшее к ним отношение.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОШКИ В НАШЕЙ КУЛЬТУРЕ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Дохідність на акцію
Послідовність аудиту нематеріальних активів
ПОХОДЖЕННЯ ТА РОЗВИТОК ЦЕНТРАЛЬНИХ БАНКІВ
СУТНІСТЬ ТА ОСОБЛИВОСТІ ФУНКЦІОНУВАННЯ ГРОШОВОГО РИНКУ
Формування звітних фінансових документів


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (06.12.2012)
Переглядів: 834 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП