На протяжении своей жизни человеку много раз приходится что-то или кого-то терять — утрачивать. Умирает близкий человек и это — утрата. Утратой может стать прекращение романтических отношений. Есть, разумеется, и мелкие утраты, которые вызывают у нас сожаление, горечь, обиду. Но они не приводят нас к стрессу или нервному припадку. Только крупные утраты могут привести в такое состояние, которое мы именуем горем или скорбью. Утрата любви, особенно первой, — тяжелейшее из испытаний. Некоторые режут себе вены, бросаются из окна или иным способом пытаются покончить жизнь самоубийством. Такая утрата может резко перевернуть или изменить нашу жизнь, изменить наши взгляды на жизнь и людей. Нередко она приводит к тому, что юноши разочаровываются в девушках вообще, и наоборот. Большинство людей способны испытывать не только сильную привязанность к кому-то, но и горе, потеряв эту привязанность. Подростки очень болезненно переживают утрату любви: их «Я» еще формируется, у них нет опыта и способностей справляться с неудачами. Со временем они научатся легче переносить расставания. Они станут мудрыми взрослыми людьми, которые понимают, что на нем или на ней свет не сошелся клином, что появится новая увлеченность, что все пройдет. Но подростку кажется, что вместе с расставанием с любимым человеком он расстается с жизнью. У него все в первый раз и в самый серьезный. Утрата любви для подростка — это прежде всего расставание с несбывшейся мечтой. Когда у подростков начинаются романтические отношения, они склонны фантазировать по поводу своего будущего. Они могут мечтать о свадьбе, рождении детей, совместной жизни в течение долгих лет. Романтическая любовь — это не что иное, как возникновение привязанности между людьми. Узы любви сравнивают с теми связями, которые существуют между детьми и их родителями. Нас делает чувствительными кпо-тере значимого для нас человека сама природа ощущения привязанности к кому-либо. Чтобы забыть о глубоких и сильных отношениях, требуется длительное время и немало усилий. 19 Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 44—45. 249 Горечь потери может способствовать ухудшению успеваемости, возникновению проблем со здоровьем, пренебрежению своими обязанностями, появлению неопрятности в одежде. Подростки могут уйти в себя, проводить все больше времени в одиночестве, предаваться размышлениям и фантазиям о своем бывшем возлюбленном под сентиментальную музыку. Подросткам может казаться, что они больше уже никого не полюбят. Утрата любви может стать для подростка сильным стрессогенным фактором. Потеря любви является одной из основных причин самоубийств среди подростков. Как справиться с собой Ниже приведен ряд советов, заимствованных из научной литературы, которые могут помочь подросткам пережить утрату своей любви. 1. Дайте им понять, что испытывать напряженные чувства в порядке вещей. Нужно позволить подросткам и чувствовать, и страдать. 2. Способствуйте тому, чтобы они выражали свои чувства и мысли. 3. Научите их, как можно излить свое горе. 4. Призывайте их больше полагаться на семью и друзей — тех, кто может разделить их боль и не станет отделываться лишь общими словами. В этом случае могут оказаться весьма полезными друзья, ранее пережившие подобную утрату любви. 5. Позвольте им передохнуть, чтобы пережить случившееся. 6. Способствуйте сохранению баланса между потребностью подростка в поддержке и необходимостью побыть наедине с самим собой. 7. Призывайте их следить за собой — не забывать об отдыхе, правильно питаться и поддерживать физическую форму. 8. Предложите им убрать подальше предметы, напоминающие о былой любви. Это позволит избавиться от мыслей об этой утрате. 9. Помогите им посмотреть на себя как на жизнеспособных людей, понимающих, что боль с течением времени ослабнет.
10. Помогите им понять, что в будущем у них будут и взлеты, и падения и что чувство печали все равно будет их время от времени посещать. 11. Посоветуйте им не принимать пока никаких важных решений и избегать каких-либо значительных изменений в своей жизни; скажите им, что период горьких переживаний — не лучшее время для решительных шагов. 12. Побуждайте их находить новые способы своего времяпрепровождения и открывать для себя новые возможности. Покажите им, как это можно сделать: пусть найдут себе какое-то увлечение, заведут новых друзей, займутся новым видом трудовой деятельности. Это поможет им вернуть чувство уверенности в собственных силах. Подростки могут обожать человека, с которым они совершенно незнакомы, и представлять себе романтические встречи с ним. Чем менее реальны их действительные романтические контакты, тем больше вероятность, что они вообразят себе, что сильно влюблены в кого-то, и начнут фантазировать по поводу этих несуществующих отношений. Часто предметом обожания становится человек более старшего возраста, причем даже и того же пола. 250 Крайняя форма этих выдуманных романтических отношений называется эротоманией. Эротомания — это иллюзорное представление о том, что вас любит другой человек. Эротоман верит, что этот человек стремится завязать с ним отношения и передает ему тайком какие-то послания; он истолковывает все происходящее как доказательства любви к нему этого человека и объясняет противоречивые действия со стороны последнего робостью, гордостью, ревностью или желанием испытать их любовь.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «УТРАТА ЛЮБВИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»