Ни один социальный институт пока не может взять на себя те функции, которые выполняют подростковые группы. Они помогают усвоить навыки социального поведения, присваивают первичный статус, помогают легче пережить ослабление связей с родительским домом. Ровесники передают специфические для подросткового возраста ценностные представления и, наконец, удовлетворяют потребность в гетеросексуальных контактах. Жизнь внутри группы подростков характеризуется как «стадная». Компании подростков собираются на улице для совместного времяпрепровождения и болтовни; отправляются покататься на автомобиле, ходят в кино, на танцы или рок-концерты. Могут организовать поездку за город, чтобы покататься на лыжах или поваляться на пляже. Чтобы играть заметную роль в подростковой среде, нужно влиться в «общество» и следовать его предписаниям. По мнению А.П. Файна, интенсивное группирование, столь характерное для этого «трудного возраста», играет важную роль в становлении личности подростка, адаптации к окружающей действительности, иными словами, служит необходимым условием его социализации2. Считается, что взрослых людей лучше всего сближают между собой великие дела или мелкие грехи. Взрослых и детей — только общение и совместные игры. Кажущаяся жесткость иерархии, конкретность ролевых функций и авторитетность лидеров на том или ином этапе функционирования группы создают иллюзию ее формальности. Но меняющиеся условия существования сводят на нет всю систему поведенческих предписаний, какой бы страшной юношеской клятвой она ни была закреплена (хотя степень вариативности групповой структуры конечна и определяется характеризующими модальность группы традициями, если таковые успели сложиться). Речь, таким образом, идет о собственно неформальных объединениях, обладающих в высшей степени адаптивной структурой и быстро реагирующих на любые изменения параметров социальной среды внутренней перестановкой сил. Таким образом, тусовки и группировки — характерная метка «трудного возраста» — играют важную роль в становлении подростка. Они помогают приспособиться к окружающей действительности, подготовиться к взрослой жизни. Для подростков среднего возраста характерно стремление стать членами какой-то группы или компании, вызывающей их восхищение. Подростки добиваются признания группы, приспосабливаясь к ней. Группы сверстников играют в детстве и отрочестве очень важную роль, особенно для развития идентификаций и формирования установок. Подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и Павлова Л. Нужен ли садик: Семья или общество (www.nanya.ru). Человек. 1990. № 4. С. 46-56. 227 общине, что и они сами. Даже если «хороших друзей» у подростка меньше, чем в каком-либо ином возрасте (обычно не больше пяти), среди них в это время больше доля представителей другого пола. Это, пожалуй, единственный возраст, когда настоящая дружба не связана с сексуальными претензиями индивида. Мальчики дружат с девочками так же, как они дружили бы с мальчиками, и наоборот.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РОВЕСНИКИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»