Подростка окружают люди, которые имеют прямое и косвенное, близкое и дальнее отношение к нему. К ближним относятся семья, родственники, друзья, соседи... Иными словами, все, с кем он хорошо знаком, с кем то и дело общается, взаимодействует. А вот армия, милиция, производство и другие отдалены от него на некоторое расстояние. Если он не совершает серьезных проступков, то с милицией подросток скорее всего не сталкивается (если она сама к нему не является). Армия — далеко на горизонте. Ей придет время после 18 лет. Радио, газеты и телевидение оказывают сильное влияние на сознание подростка. Но они состоят из незнакомых людей. Школа занимает как бы промежуточное положение. Она стоит между двумя мирами — ближним и дальним. Учитель, особенно классный руководитель, может стать самым близким и родным человеком. Но школа как учреждение скорее дистанцирована от индивида. Чем дальше отстоит от подростка круг общения, тем меньше уровень доверия к нему (рис. 20). В 1999 г. провели международное исследование во многих странах мира и выяснили, что меньше всего подростки из разных стран доверяют информации из Интернета, чуть больше, но ненамного — средствам массовой информации. Самый высокий уровень доверия — се- 225
Рис. 20. Подросток, его ближняя и дальняя социальная среда мье. Более 50% опрошенных считают, что сведения, получаемые от родителей, самые правильные и правдивые. Специалисты заметили, что функции агентов первичной социализации обладают очень важным с точки зрения общества свойством — они взаимозаменяемы. Ровесники часто заменяют родителей, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых. Но того же самого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узкоспециализированы: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга. Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают. Начальная социализация — в основном область приписываемых статусов, продолженная сфера достигаемых. Исследования ученых показали, что уже на втором году жизни у детей возникает тяга к сверстникам, а на третьем году присутствие и мнение ро- 22Б весников начинают играть приоритетную роль в воспитании наиболее значимых положительных качеств и черт характера1.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ ПОДРОСТКА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»