Одним из важнейших аспектов дисциплины является последовательность ее проявления — это касается и отдельных действий каждого из родителей и их взаимной согласованности. Непоследовательность требований, предъявляемых родителями, создает в семье нестабильную, нервную обстановку, что, естественно, не способствует нравственному развитию подростков, а иногда приводит к их враждебности и даже совершению противоправных поступков. Но, однако, непоследовательность в отношении дисциплины не является решающим фактором. Если в семье все же преобладает атмосфера взаимопонимания, то, скорее всего, даже в случае непоследовательных действий родителей поведение подростка не станет антисоциальным. Но если непо- 201 следовательность накладывается на враждебные отношения в целом, то ее воздействие окажется разрушительным. Родители, предпочитающие воспитывать своих детей с помощью разумных словесных доводов и советов, оказывают на них более положительное влияние, чем те, кто строго контролирует детей. Используя методы, направленные на понимание и внутреннее принятие неких ценностей и стандартов, родители добиваются того, что подросток (особенно если в семье существует взаимная привязанность) склонен слушать и принимать их. Объяснение и поощрение с целью направить или исправить поведение ребенка способствует нравственному росту, в то время как физические наказания и постоянные придирки ведут скорее к антисоциальному поведению и правонарушениям. Родители, полагающиеся на карательные меры, не достигают истинной цели дисциплины: формирования совестливости, умения плодотворно общаться и сотрудничать с окружающими. Жестокие наказания, особенно на фоне негативных в целом отношений, ведут к тому, что ребенок вырастает черствым, равнодушным, недисциплинированным. Вместо того чтобы научить отзывчивости, подобные меры ослабляют чувствительность, дети привыкают бояться и ненавидеть, они не хотят заботиться о других, не стремятся заслужить одобрение. Подростки из авторитарных семей, где строгость родителей не сочетается с интересом к ребенку и участием в его делах, наиболее послушны и конформны по отношению к требованиям взрослых, однако у них отмечается более низкая самооценка. Подростка можно заставить подчиниться, но как только угроза наказания извне исчезает, его поведение становится потенциально антиобщественным. Такое воспитание получили многие преступники. Излишняя снисходительность со Пестрые факты стороны родителей также ведет к от- ставанию в социализации и нравственном развитии ребенка, поскольку детям не помогают учиться контро лировать себя. При отсутствии внешнего регулирования ребенок остается как бы вне морали. Подросткам необходимо родительское руковод ство, они стремятся к нему. Без него они могут вырасти «испорченными» и скорее всего будут отвергнуты сверстниками за недостаток или отсутствие уважения к другим людям, самоконтроля, постоянства, внутреннего стержня. Подростки, оценивающие себя строго в соответствии с ценностями родителей или учителей, как правило, избегают лжи и не совершают правонарушений, чего нельзя сказать о молодых людях, привыкших к чрезмерной независимости и не уважающих поведение родителей и учителей. Атмосфера в семье либо способствует, либо препятствует приобщению подростков к жизненным ценностям родителей. Авторитетное воспитание, т.е. такое, при котором одновременно присутствуют и поддержка и контроль родителей, ведет к тому, что дети охотно перенимают ценности своих родителей. Но подобное происходит не всегда, даже если родители готовы к 202 авторитетному стилю. Причины могут лежать в той сфере, которую они не в состоянии контролировать, а именно в области эмоций. Трудноуправляемые дети создают проблемы как для себя, так и для родителей. Причиной часто служит их эмоциональная возбудимость и импульсивность. Родители, загруженные многочисленными проблемами, не связанными с социализацией, сбиваются с ног, пытаясь обуздать ребенка. Поскольку они не являются в сфере воспитания профессионалами, нет ничего удивительного в том, что у них ничего не получается. Обратиться же к профессиональным психологам и педагогам мешают такие причины, как материальная нужда, психологическая предубежденность (в одном случае, боязнь получить ярлык «неблагопо лучного ребенка», в другом — недоверие к специалистам, часть которых действительно показывают свое бессилие), отсутствие устойчивой и длительной практики обращения к посредникам в России. Импульсивный ребенок навлекает на себя множество неприятностей, начиная с опасных игр и неловкого обращения с колющими предметами, кончая дополнительными негативными санкциями со стороны родителей. Они, отчаявшись справиться с ребенком, стараются достичь эффекта единственно доступным средством — поркой. У субъекта и объекта первичной социализации, т.е. родителей и детей, появляется общий синдром — эффект накопленной агрессии друг к другу. Импульсивные подростки неспособны к самодисциплине. Наблюдения за импульсивными и плохо управляющими своим поведением младшими школьниками и подростками показали, что родители таких детей часто конфликтуют между собой и расходятся во взглядах на воспитание. Родители оказываются плохими социализаторами, они не готовят своих детей к решению таких школьных задач, как обучение чтению, письму и рисованию, не требуют от детей школьных успехов, а также редко дают им возможность участвовать в работе по дому или в воспитании младших сестер и братьев. Сочетание родительского пренебрежения и отторжения с пониженными требованиями к ребенку может в конечном итоге сделать его поведение неуправляемым. Чтобы научиться читать, писать и считать, ребенок должен проявить некоторую самодисциплину, например сидеть тихо и сосредоточенно. Неуправляемый ребенок рискует не научиться читать за первые три или четыре года обучения, и если учителя и родители не наверстают упущенное в четвертом или пятом классе, последующее школьное обучение становится непосильным бременем для ребенка. В школьной среде они попадают в круг аутсайдеров, с трудом находящих общение со сверстниками. Спасаясь от изоляции, они поддерживают асоциальные формы общения и поведения, например коллективный прогул уроков и употребление наркотиков (алкоголя, табака). Бунтуя на словах, подростки тем не менее смотрят на родителей как на социальный эталон поведения. На них особенно угнетающе действуют ссоры между родителями, их неудачи или проявления нечестности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СЕМЕЙНАЯ ДИСЦИПЛИНА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»