Продолжительность, функции и способы воспитания были различными у разных народов, разных классов и в разные исторические эпохи. Так, воспитание в высшем и среднем классах было более продолжительным, чем в рабочем классе. У обеспеченных слоев детство считалось периодом относительной беззаботности и неучастия в тяжелом труде. У каждого народа, эпохи и класса были свои методы ухода за детьми. В странах с холодным климатом младенцев днем и ночью предпочитают держать в люльке спелену-тыми, а с теплым — носить в платке или на перевязи за спиной. Одевают их легко или вовсе не одевают. Когда этнографы и социологи сравнивают национальные стили воспитания детей по степени их строгости, соотношению наказаний и поощрений, взаимоотношению между старшими и младшими, системе ценностных предпочтений, то выделяют самые разные исторические и региональные типы воспитания. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. Ему подчинялась система семейного обучения и воспитания, которые отражали характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной. Они строились на равноправной основе, вот почему обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые, как сказано в древнем источнике, следовало «связать в единый узел». Видимо, поэтому слова «знание», «учение» и «узел» изображались одним и тем же иероглифом. Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Выполняя родительский долг наставника, египтяне считали, что поступают праведно и обеспечивают счастливое существование предкам в загробном мире. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, на одну чашу весов кладут душу, а на другую «кодекс поведения» (март). Если чаши уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения, которые служили стимулом формирования нравственности и отражали идею край- 155 ней важности воспитания и обучения: «Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец»1. Каждый глава семьи жил в своем доме, будь то роскошный дворец с драгоценной мебелью или жалкая лачуга с циновкой на полу. Понятия «построить дом» и «взять жену» были для египтян синонимами. Художники и скульпторы изображают египетскую семью весьма привлекательно. Отец и мать держатся за руки или обнимают друг друга за талию. Детишки жмутся к родителям. В настенных росписях в гробницах муж и жена по-прежнему изображаются рядом, объединенные вечностью, как и при жизни. В Египте почитают родителей: на склоне лет старики живут в семье, окруженные заботой. Древние египтяне были очень чистоплотными и использовали множество косметических средств. Были особые мази, избавляющие от запаха пота, мази для складок на теле, мази, молодящие и очищающие кожу, мази от пятен и прыщей на лице. Мясо даже вельможи употребляли лишь по праздникам, и не потому что его было мало, а потому что негде было его хранить. Они очень заботились о чистоте тела, одежды и своих жилищ. Правилом хорошего тона было умывание по нескольку раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Умывальные принадлежности состояли из тазика и кувшина с носиком, которые обычно находились под столом с блюдами. Везиры, высшие судьи, правители номов тоже превращали свой утренний туалет в церемонию. Младшие братья и прочие родственники собирались вокруг хозяина дома. Семья не собиралась за утренним завтраком. Главе семьи подавали еду сразу после умывания. Он получал хлеб, пиво, кусок мяса, вырезку и пирог («шенес»). Его жена завтракала, пока ее причесывали, или сразу по окончании туалета4. В отличие от древних египтян и греков, считавших идеалом благородного героя, древние римляне культивировали идеал независимого земледельца. Доминировало семейное воспитание. Рабы и дети равно подчинялись отцу семейства, авторитет матери сохранялся в течение всей жизни. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни, мальчики получали практическое воспитание. У римлян не привились элементы греческого воспитания (гимнастика, обучение музыке, пению, танцу), они, стесняясь наготы, отвергли палестру и спорт, предпочитая бои гладиаторов и публичные зрелища. В Японии учитель часто обращается к поощрениям, нежели к наказаниям. Воспитывать означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при явном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поста- 3 Образование и литература Древнего Египта (http://www.tmn.fio.ru). 4 Подробнее см.: Мошпе П. Египет Рамсесов. М., 1989. 156 вить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат усилия. Японцы считают, что чрезмерное давление, направленное на достижение сиюминутного послушания, в будущем может дать обратный результат. С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно балуют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно. Он начинает подавлять в себе порывы, которые в раннем дет стве никто не ограничивал. Он учится вести себя подобающе, уважать старших, чтить долг и развивать преданность семье. По мере взросления жесткость регламентации поведения сильно возрастает.
Для китайской и японской культур характерно понятие «подобающего места», требующее от каждого человека точного знания собственных прав и обязанностей и неукоснительного следования им. В Японии и Китае люди редко имеют возможность уединиться, скрыться от ока общественности. Отсюда вытекает одна из целей воспитания — научить людей щадить чувства друг друга, быть терпимыми, сглаживать возможные конфликты. Гибкость — одна из главных добродетелей. Система образования в Стране восходящего солнца выстроена достаточно жестким образом. Японские детишки проходят жесточайший отбор, позволяющий выявить среди них самых умных, талантливых и трудоспособных. Время, когда выпускники школ сдают экзамены в высшие учебные заведения, в Японии называют «экзаменационным адом». Ведь от поступления в то или иное учебное заведение зависит будущее место работы. Система «пожизненного найма» обеспечивает японцев работой до самой пенсии, но что это будет за работа и как сложится карьера, часто зависит от того, какое учебное заведение окончил выпускник. Иностранцы отмечают любовь японцев к форме, стремление «быть как все». Япония — одна из немногих стран, в которых школьная форма не только сохраняется, но и фасон ее не меняется уже более ста лет. Она впервые была введена в Токийском императорском университете в 1885 г. Сразу стало престижным демонстрировать свою принадлежность к студенчеству, и форма быстро прижилась не только в других университетах, но и во многих школах. В наши дни она обязательна в средних школах. У мальчиков это черные брюки и черный, реже темно-синий, глухой китель со стоячим воротником. Форма девочек заимствована из Европы и копирует морской стиль: блузка с флотским воротником и темно-синяя юбка-клеш. Обязательный атрибут школьной формы — ранцы, над дизайном которых трудятся лучшие модельеры страны. Как и форма, они были заим- 157 ствованы из Европы в середине XIX в. За образец взяли немецкие солдатские ранцы, емкие, удобные и почти не стесняющие движения. В Японии в отличие от нас нет неполных семей и семей алкоголиков. Здесь, как и в Китае, процветает культ семьи. Культ государства тоже есть, но семья считается важнее. Концепция государства такова: все государство — семья, император — отец нации, там все — семья. Поэтому в Японии семейное воспитание гармонично вписывается в школьное. В основе педагогических традиций Древнего Китая лежат принципы семейного канона, который формировался и оттачивался на протяжении многих веков. Считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище — картинки с изображением нравоучительных сценок5. Основополагающий принцип традиционной культуры Китая — конфуцианская культура наньнюй юбе (мужчины и женщины должны соблюдать разные правила поведения), а также наньнюй шоу буцинь (общение между мужчиной и женщиной не должно быть близким). Такие нормы поведения породили обычай разъединения полов. В семье мальчики и девочки воспитывались на разных половинах дома. В традиционном Китае запрещалось добрачное общение молодежи, хотя у всех или большинства европейских народов оно разрешалось. С этой целью у последних практиковались посиделки, совместные развлечения, игрища, ухаживания, молодежные союзы. По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека — это сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков. С уважением к традиции всегда связано почтение к тем, кто эту традицию передает, — старшим, и в первую очередь к собственным родителям. Добродетели сыновней почтительности Конфуций придавал первостепенное значение, считая ее основой всех остальных добродетелей, и прежде всего человечности. Эта добродетель стала пользоваться совершенно исключительным социальным престижем. На втором месте среди семейных добродетелей он называет уважение и любовь к старшим братьям (ди). Воспитание начиналось с семьи, с малолетства, с приучения к культу предков и нормам сяо, к строгому соблюдению церемониала в семье и особенно на людях, в обществе. В простых крестьянских семьях конфуцианское образование часто этим и ограничивалось; в более зажиточных семьях детей учили грамоте, знанию письменных канонов, классических конфуцианских сочинений. С первых шагов жизни каждый китаец в быту, обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов 5 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М, 1982. 158 и ритуалов действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими традициями6.
Главное правило жизни, основу воспитания в конфуцианстве составляет точное следование церемониям и обрядам (ли), которые представляют собой внешнее выражение долга, любви, преданности. Чем сложнее и точнее исполнение той или иной церемонии, тем лучше. Поэтому все взаимоотношения в кругу семьи, или на работе, или в обществе должны строиться на церемониях. Целью в конфуцианстве является обретение характера благородного мужа, т.е. человека, который верен, справедлив, предан императору и добр к народу. Достигнуть этого можно при помощи своих сил через исполнение церемоний. В Англии придерживаются иных методов. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. В их традициях относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Мягкость и нежность они проявляют скорее к собакам и кошкам.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»