Армия, как и школа, выполняет важную функцию в социализации людей. В первую очередь она затрагивает мужское население. Если в стране функционирует наемная профессиональная армия, то воинской службой охватываются широкие возрастные категории мужчин. Там, где существует обязательная воинская служба для всех мужчин определенного возраста, например с 19 до 22 лет, воинским ремеслом, если не считать офицерского состава, занята только одна возрастная категория, после прохождения службы мужчины возвращаются к обычной гражданской жизни и работе в гражданской промышленности. Военная служба — это область особых отношений между людьми повышенной властности. Здесь действует принцип единоначалия, беспрекословного выполнения приказаний начальника, какими бы опасными ни были их последствия. Фактически командирам (начальникам) предоставлены чрезвычайные права без гарантий того, что они будут пользоваться ими во благо подчиненных. Военная служба представляет собой для значительной части личного состава, особенно проходящей службу по призыву, начальный этап профессиональной деятельности, когда молодые люди, не имеющие практики и жизненного опыта, с неустоявшейся психикой оказываются в сложных, зачастую экстремальных условиях18. Военная служба — особая форма деятельности человека, характеризующаяся повышенным риском. Уже по своему предназначению, предполагающему участие военнослужащего в служебно-боевой деятельности, в силу своей специфики военная служба не может быть безопасной, ибо сопряжена с вооруженной защитой Отечества, боевым столкновением с противни ком. Кроме того, в войсках имеется большое количество сложного и опасного в эксплуатации вооружения и военной техники. Воинская деятельность часто требует высокого напряжения физических и психических сил, нередко их перенапряжения, что может стать причиной морально-психологического срыва и, как следствие, привести к воинским преступлениям, самоубийствам, заболеваниям19. Период службы не проходит бесследно для юношей. Они приобретают качества, которые не смогли бы приобрести «на гражданке»: физическую ловкость и выносливость, дисциплинированность и ответственность, чувство товарищества и т.п. Вместе с тем воинская служба, как и школьная учеба, может сформировать не только положительные, но и отрицательные качества. В частности, если между окончанием школы и поступлением в вуз вклиниваются годы службы в армии, то кризисный процесс перехода к новому стабильному состоянию может не только затянуться, но углубиться и даже зайти в тупик. За 2—3 года армейской службы бывший школьник успевает забыть все или большинство знаний, полученных 18 Шерстнев А.Д. Безопасность военной службы как социальная проблема // Социс. 1995. № 12. С. 22-26. 19 Там же. 130 в школе. Демобилизованный молодой человек имеет меньше шансов на поступление в вуз, нежели вчерашний школьник. Кроме того, армейская служба может вовсе отбить охоту поступления в вуз и серьезным образом переориентировать ценностный мир индивида. В СССР для демобилизованных из рядов Вооруженных Сил существовали, во-первых, специальные институты посредничества в виде рабфаков и подготовительных факультетов, куда их зачисляли вне конкурса и бесплатно, во-вторых, для таких абитуриентов существовала особая квота и привилегии, которые позволяли бывшим военнослужащим поступать либо вне конкурса, либо по особой графе. Сегодня и льготы, и институты посредничества практически ликвидированы, а поскольку в современную российскую армию идут главным образом дети из низших слоев общества, то доступ к высшему образованию для них стал не просто затруднительным, но практически невозможным. В результате вместо всеобщего и общедоступного высшего образования наше общество получает элитарную модель университетского образования. В обществе, где служба в армии считается обязательной для всех мужчин, два пола ставятся в неравные условия. Годы армейской службы негативно сказываются на мужчинах, но не на женщинах. Девушки не проходят службу в Вооруженных Силах, они поступают в университет со свежими знаниями. Если добавить и то обстоятельство, что в учебе девушки проявляют себя более прилежными (нельзя говорить о том, кто из двух полов более способный и талантливый, поскольку никакие научно обоснованные исследования разницы зафиксировать не могут), то неудивительно, что студенческую массу, особенно на гуманитарных специальностях, составляют в основном женщины. В результате в СССР и России женщины являлись и являются более образованной частью населения. Тем не менее по служебной лестнице активнее продвигаются мужчины. Чем выше руководящий пост, тем больше мужчин и меньше женщин. Вторые заняты преимущественно исполнительским умственным трудом. Учителя начинают стращать армией уже десятиклассников: не будешь хорошо учиться — не поступишь в институт, а не поступишь туда — пойдешь в армию. Таким образом, невзгоды армейской службы выступали средством педагогического воздействия еще в 1970—1980-е гг., а не только в последнее десятилетие, как иногда думают. Армию противопоставляли вузу как зло противопоставляют добру. Учиться в университете для человека благо, а служить в армии — мучение и зря потраченное время. Школьным хулиганам администрация грозила: по тебе тюрьма плачет или по тебе армия плачет. Армия и тюрьма как негативные педагогические практики находились на одном уровне. Время воинской службы как особый период социализации имеет не только минусы, но и плюсы. Конечно, попав на службу, особенно принудительно, человек вынужден оторваться от привычной жизни, временно отложить реализацию жизненных планов или изменить ее тактику. Но вместе с тем 131
Армия — это некий социальный институт с воспитательными функциями армия — самый мощный и эффективный дисциплинатор, альтернативы которому человечество за 40 тыс. лет своего существования так и не придумало. Сюда отправляют строптивых, своенравных и привыкших к неограниченной свободе, часто понимаемой как вседозволенность и безответственность, на «перековку», обуздание своих прихотей и импульсивного поведения, воспитание воли и характера. Армейская служба приучает человека и к другой важной области деятел ь-ности — ритуально-церемониальной. В армии высока степень ритуализа-
ции повседневных отношений: отдание чести старшему по званию, соблюдение норм субординации, обращение к другому лицу по форме, военная выправка, тренировка парадного шага и многое другое. Все это существовало и в древних армиях, хотя, возможно, и в ином виде. Но уже несколько тысяч поколений мужчин на планете с тех пор прошли через суровую школу социализации и приобрели благодаря армейской службе важнейшие мужские качества. 132 В некоторых солдатских альбомах можно прочитать такие сентенции: «армия ума не дает, но дурь вышибает», т.е. доводит до нормы, принятой в сообществе. Выходит, что армия представляется прежде всего неким социальным институтом с воспитательными функциями. Задача этого института состоит в доведении до нужных габаритов сырого материала — закалке, утруске, усушке, формовке. Функцию неформальных (первичных) агентов социализации в период армейской службы выполняют: а) рядовые того же года призыва («салаги»); б) военнослужащие старшего года призыва («деды»); в) сержанты; г) старшина; д) командир роты. Начиная с более старших чинов офицеры воинской части выступают уже в роли формальных агентов социализации, поскольку не осуществляют ежедневных контактов с объектом социализации, непосредственно не занимаются процессом воспитания и обучения. Их распоряжения выполняют посредники, а именно агенты первичной социализации. В селе, где прошло детство значительной части советских людей старшего поколения, в армию не попадали только те, кто успевал раньше попасть на скамью подсудимых. Но куда бы он ни попадал, молодой человек неминуемо должен был пройти через дисциплинарный институт. «Конечно, армия и тюрьма не приравнивались друг другу и воспринимались как разные варианты судьбы, определяющейся, правда, примерно в одном и том же возрасте. Между прочим, получить судимость и не попасть из-за этого в армию было трагедией, поскольку тем самым жизненный сценарий такого неудачника приобретал иную, отличную от его одноклассников и приятелей конфигурацию и дальнейшая судьба нередко была предопределена»20.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РОЛЬ АРМИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»