ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ЭТНОЦЕНТРИЗМ И АККУЛЬТУРАЦИЯ
Культурная нормативная адаптация представляет собой способ, каким индивид или группы пытаются приспособиться к культурному конфликту. Культурологи выделяют две основные формы адаптации: этноцентризм и аккультурацию.
98
Этноцентризм означает склонность представителей большой социальной группы (политической партии, религиозной общины, профессии, национальности) считать ценности и нормы своей группы как самые лучшие, а нормы и ценности другой группы как худшие.
Этноцентризм коренится в обыденной психологии и неумении смотреть на себя критически. Психологическим источником этноцентризма становится эгоизм. Ребенок рассматривает себя как пуп земли. По мере взросления у него меняются мировоззрения, ценностные ориентации, взгляды, установки. Меняется все, остается лишь способность ставить себя во главу угла, считать свою точку зрения правильной, а другого человека — неправильной.
В результате возникают непрекращающиеся споры на парламентской трибуне, непримиримая борьба между разными политическими партиями и представителями разных идеологических ориентации. Межэтнические конфликты в Югославии и России в середине 90-х гг. опять же проистекали из того, что одна социальная группа считала собственную стратегию развития страны, собственную политику правильной, а ориентацию другой группы неправильной. Поэтому первые силой навязывали свою линию вторым.
Само по себе слово «этноцентризм», состоящее из двух частей: «этнос» — нация, народность и «центризм» — схождение к середине, — предполагает,

что в основе всех других групповых конфликтов лежит конфликт между разными национальными ценностями. Этноцентризм формируется двумя путями: стихийно и целенаправленно. В первом случае ограниченность контактов с представителями других культур создает естественное чувство превосходства своей культуры над культурами других народов. Во втором случае государство, оградив жителей страны от остального культурного мира «железным занавесом», систематически через средства массовой информации воспитывает граждан в духе превосходства своего общества над другими. В годы социализма в нашей стране было создано «стройное научное» учение о превосходстве социализма над капитализмом.
При целенаправленном формировании этноцентризма он чаще всего переносится из сферы межнациональных отношений в область идеологических отношений. В СССР основной точкой зрения, с которой гражданам предлагалось оценивать все явления в окружающем мире, была классовая позиция. Этот мировоззренческий прием назывался принципом партийности. Он требовал судить о литературных героях, других странах и культурах, событиях повседневной жизни и т.п. с позиций «самого передового класса — пролетариата». Все, что не считалось признаками или проявлениями образа жизни, норм и ценностей рабочего класса, объявлялось либо буржуазным, либо мещанским. И с культурными «отклонениями» велась непримиримая
99
борьба, начиная с перевоспитания (взятие девианта на поруки, наставничество) и заканчивая физическим истреблением.
Черты другой культуры или элементы другого социального уклада, особенно чуждого собственному, оценивались негативно. Им присваивались всевозможные идеологические лейблы (этикетки, названия). Так, советские пропагандисты активно выступали против «пережитков мещанства», «родимых пятен капитализма», «происков империализма».

Американский этноцентризм
Удивительно то, что умалению предавалась более развитая культура и более эффективный экономический строй. Построение социализма в бедной стране требовало изоляции ее граждан от внешнего мира и создания иллюзии благополучия. Только при таких условиях можно было сплотить нацию и мотивировать людей на героический, часто безвозмездный, труд на благо общества. Правительство боялось влияния Запада, запрещало поездки в другие страны и открытые контакты с иностранцами. Специальные карательные органы следили за соблюдением этих требований. В представителях иной культуры идеологи нашего общества видели «шпионов» и «диверсантов», а в собственных гражданах, контактирующих с иностранцами, «врагов народа» и «предателей».
Этноцентризм, т.е. принятие исключительности собственной культуры, повышает уровень солидарности общества. По мнению ученых, он уменьшает вероятность возникновения в обществе аномии и долю тех, кто чувствует себя «лишенным корней». Поэтому он выполняет позитивную функцию. Вместе с тем слепое преклонение перед собственной культурой и идео-
100
логией, неспособность объективно взглянуть на себя часто ведет к переоценке собственных сил, которая в случае межнационального или межгруппового конфликта может обернуться поражением.
Этноцентризм порождает массу предрассудков в отношении других социальных групп, служит основой возникновения враждебности к другим нациям и расам, выступает причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он создает ненужные затруднения при общении представителей разных культур и народов. Даже ученые, обязанные быть объективными, не всегда могут избавиться от этноцентризма и судить о другой культуре или стране непредвзято. Поэтому этноцентризм выполняет также негативную функцию. В целом специалисты уверены, что негативные стороны этноцентризма перевешивают позитивные.
К аккультурации относят контакты представителей разных культур. Результатом таких контактов становится перенятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает.
Можно привести бесчисленное количество примеров аккультурации. В XIX в. Россия присоединила к своим границам много новых культурных

регионов: Польшу, Кавказ, Среднюю Азию. Переселившиеся туда русские перенимали местные обычаи и традиции, сохраняя при этом свои собственные. Но и местное население теснее познакомилось с русской культурой и многое позаимствовало из нее. Это пример аккультурации, явившейся следствием территориальных завоеваний и присоединений.
В 1968 г. американская армия, более 10 лет воевавшая во Вьетнаме, покинула юго-восточную страну. Некоторые молодые американцы взяли в жены вьетнамских девушек. В США им пришлось заново проходить процесс социализации, т.е. обучения новым нормам и ценностям. То же самое происходило после Второй мировой войны, когда американские солдаты женились на японских девушках. В том и другом случае мужчины не оставались на родине своих жен, а увозили их в США. Мужчина играет в данном случае активную культурную роль и вынуждает женщину приспосабливаться (адаптироваться) к нормам родной для него культуры.
Такое приспособление и одновременно переобучение называютресоци-ализацией. Ресоциализация — сущность процесса аккультурации, ибо она может происходить только со взрослым человеком.
Итак, аккультурация представляет собой процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию), или усвоение норм и ценностей
101
чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.
Итак, этноцентризм представляет собой такую форму культурной адаптации, которая основана на изоляции одной группы от другой, дистанцировании и отчуждении от нее. Другую группу не приемлют, считают ее враждебной себе.
Напротив, аккультурация представляет собой процесс частичного принятия другой культуры, заимствования из нее всего, что нужно для жизни в новой среде, в новом обществе. Принимать можно только то, что нравится, что уважается и ценится. Стало быть, при аккультурации можно наблюдать позитивное отношение к другой культуре как к чему-то родственному, близкому. Несколько миллионов русских эмигрировало в разные годы в Америку. Все они проходили аккультурацию. Они срослись с новой родиной, считают ее своей и гордятся тем, что они натурализованные американцы.
Третья форма культурной адаптации — культурное обновление. Если аккультурация требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций, то процесс культурного обновления ведет к полному освобождению от них. Результатом служит полное вытеснение старых обычаев и ценностей новыми. Пример культурного обновления личности — тюремное заключение, где происходит почти полный отказ от ценностей «гражданской» культуры и перенятие норм криминального мира.
Врезка
Я. Могутин
Брайтон-Бич — заповедник «развитого
социализма»
В Нью-Йорке, где все жизненное пространство поделено между человеческими стаями, Брайтон-Бич — это такая же колония для русских, как [ар-лем — для чернокожих, Чайнатаун — для китайцев или Маленькая Италия — для итальянцев. 40 минут на метро от центра города и вы оказываетесь в странном месте, где все вокруг говорят только по-русски. Русские названия магазинов и кафе, русские вывески и объявления... На Брайтон-Бич не покидает ощущение, будто находишься в Советском Союзе 60-х гг. Оказавшись в новом мире, наши соотечественники не стали жить по его законам и обычаям. Кажется, все, о чем они мечтают, — это воссоздать здесь ту серую и убогую жизнь, которой они жили там, до эмиграции.
В Нью-Йорке всю жизнь можно прожить без знания английского, не выходя за пределы своего квартала и общаясь только с представителями своей диаспоры — как большинство с Брайтон-Бич, китайцев в Чайнатауне и негров, которые родились в гетто черных кварталов и говорят на сленге, малопонятном даже для большинства ньюйоркцев. Настоящую русскую речь здесь тоже не услышишь, в основном это чудовищная смесь местечковых диалектов, щедро сдобренная русско-американским сленгом и матом...

По вечерам толпы русских эмигрантов выходят на дощатый пирс брайтонского пляжа для прогулки и общения. Все знают друг друга и чинно раскланиваются при встрече. Двумя основными темами являются покупки и политика. В Нью-Йорке, где каждый может выбирать себе имидж и одежду по усмотрению, «бывшие русские» выделяются однообразием своего вида и умением сочетать несочетаемое: пиджак с физкультурными штанами, костюм с кроссовками и кепкой-бейсболкой.
Брайтон-Бич похож на зоопарк не только дикостью местных нравов и обычаев, но и агрессивным неприятием всего того, что хоть как-то противоречит этим нравам и обычаям. Обитатели Брайтон-Бич, не стесняясь, громко комментируют внешность окружающих в метро и на улице. Вечером многочисленные русские рестораны и кафе переполнены посетителями, и столы буквально ломятся от блюд и выпивки. Едят так, как будто в последний раз. Под громкий аккомпанемент пьяных цыган и блатных бардов воротилы местного бизнеса с важным видом разговаривают по радиотелефону. В русских магазинах преобладают колбасы, развешанные повсюду, как рождественские украшения. Для большинства русских эмигрантов мечта о хорошей жизни ассоциируется с колбасным изобилием.
Аргументы и факты. 1996. № 2
102
Культурное обновление наблюдается при эмиграции. Эмигрант может пройти либо аккультурацию и частично сохранить старые ценности, либо культурное обновление и полностью отказаться от них. Отличить два явления можно по результатам. Американский писатель русского происхождения Владимир Набоков, в детстве увезенный в США родителями, постепенно стал писать и мыслить по-английски. Советский философ Александр Зиновьев, покинувший страну в зрелом возрасте, пишет и думает по-русски. Более того, его мировоззрение и идеи не изменились со дня эмиграции. Он аккультурировался, но культурно не изменился. Он не принял западного образа жизни и ценностей западной культуры, хотя живет и публикуется в Западной Европе.
Как мы уже говорили, ассимиляция — это процесс усвоения одной группой (национальным меньшинством) культурных черт другой группы (большинства нации), что происходит при эмиграции людей в страну с иной культурой. Он тесно связан с аккультурацией и этноцентризмом. Негры в США на протяжении 200 лет впитывали черты доминирующей культуры почти до полного растворения в ней и потери своей культурной самобытности. Культурное растворение может быть полным и частичным.
В результате культурной ассимиляции возникали целые страны, в частности Бразилия. В конце XIX в. она начала интенсивно заселяться выход-
Врезка
Жан-Батист Ромен
Культура стран Карибского бассейна:
сохранение и развитие самобытности
Для культурной самобытности Гаити несут опасность аккультурация, ассимиляция и коммерциализация. Экспансия европейской культуры ведет к вырождению и истощению своей собственной.
В детских садах малышам рассказывают европейские сказки. Маленькие гаитянцы лучше знают сказки Перро, чем сказки своего собственно-

го народа. В средней школе изучают французский, английский, испанский, латынь, а гаитянская культура и язык остаются неизвестными. Искусство Гаити находится под угрозой утраты самобытности. Художники, если они дети состоятельных родителей, едут учиться в Европу и Америку, Талантливые художники встречаются среди них редко, а настоящие таланты из народа не имеют возможности получить хорошее об-

разование. Подражание западной живописи — наипростейший способ добиться успеха. Искусство все более приобретает коммерческий характер. Художник редко творит, не преследуя корыстные цели. Он пишет для того, чтобы продать, и то, что хорошо продается. Его толкают на это люди, называющие себя меценатами. Искусство становится источником дохода, времени для самоусовершенствования художнику не остается.
Обучившиеся за границей певцы редко обращаются к народной песне. Подражая западной моде, гаитяне пренебрегают особенностями местного климата и образа жизни. Большинство женщин выпрямляют волосы, что непрактично в условиях жаркого климата. Мужчины ходят в пиджаках и галстуках, а женщины в черных платьях, хотя на Гаити круглый год стоит нестерпимая жара.
Гаитяне исключительно религиозны. Однако с самого начала колонизации им навязывалась религия угнетателей. Новые понятия внесли сумятицу. Колонизаторы говорили: чистота бела, как белый человек, и ангелы тоже белы. Грех и дьявол черны, как черный человек. Понятно, что после этого местные жители не захотели иметь черную кожу. И в то же время они восстают против белого цвета, проповедуя образ черного Христа.
Культуры — диалог народов мира. 1984. № 3. С. 57-74
103
цами из Германии, Италии, Восточной Европы, Японии и стран Средиземноморья. Иммигранты постепенно ассимилировались в общую культуру, которая создавалась на пересечении португальской, африканской и латиноамериканской (индейской) культур. Бразилия представляет «плавильный котел» даже в большей степени, чем США и Канада, где этнические группы еще сохранили свою самобытность и самоидентификацию. Этнические меньшинства в США, скажем, русские или китайцы, живут полузамкнутыми общинами, сохраняя свой язык и традиции. В Бразилии только в Сан-Пауло сохраняются этнические (японско-бразильские) районы, во всех других частях страны нации и культуры перемешаны.
В Бельгии, Швейцарии или Голландии употребляются разные языки (в Бельгии французский, голландский и немецкий; в Швейцарии немецкий, французский и итальянский), которые выражают разные культурные и исторические реальности. Здесь признается культурная самобытность каждой этнической группы. В Канаде же, которая официально считается двуязычной нацией, продолжают отрицать политическую и культурную самостоятельность франкоговорящей группы населения. В населении Канады 25% имеют британских предков, 24% французских, 16% относят себя к «другим европейцам» и 28% имеют «смешанных» предков.
Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации. Раньше на это не обращали внимания, поэтому одна нация поглощала другую, растворяя в себе без остатка культуру покоренного народа. Так было во времена европейской колонизации в странах Латинской Америки и Африки.
Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам. Так, вСШАмил-лионы людей разговаривают на английском и на своем этническом языках, отмечают

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЭТНОЦЕНТРИЗМ И АККУЛЬТУРАЦИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Оцінка ймовірності та здійснюваності інвестиційного проекту
ФОРМИ І ПРОЦЕДУРИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ
Аудит руху необоротних активів
Аналіз рентабельності роботи позичальника
ВАРТІСТЬ ГРОШЕЙ


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (06.12.2012)
Переглядів: 773 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП