Сегодня ни один специалист — ни у нас, ни за рубежом — не берется восстановить точную историю мафии, этимологию термина «мафия» на основе строго подтвержденных эмпирических данных и научных концепций. В литературе существует несколько версий происхождения слова «мафия»: одна связывает его с лозунгом патриотов Сицилии, другая — с арабским завоеванием острова, третья — с романтической историей безутешной матери, потерявшей дочь, четвертая... Одни специалисты прослеживают историю мафии и соответствующего термина вплоть до IX в., когда Сицилию завоевали арабы. Арабское слово maf(f)ja означает «место спасения» (Arlacchi). Тогда многие сицилийцы скрывались в горах, где основали тайное общество, которое поддерживало родовитые сицилийские семьи и поддерживало национальные ценности. В XI в. Сицилию захватили викинги, которые стали господствующим сословием, а сицилийцев превратили в рабов. Беглые рабы-сицилийцы укрывались среди холмов, где возводили «мафии» — опорные пункты сопротивления. В XV в. на острове появились новые захватчики — испанцы со своей инквизицией и орудиями пыток. Сицилийские крестьяне вновь были вынуждены искать защиту за стенами укрепленных мафий. 7 Источник: Jlamoe Ю.В. Организованная преступность постсоветской России — государство в государстве? // Экономическая теория преступлений и наказаний [http://corruption.rsuh.ru/magazine/ 4-2/n4-04.html]. 922 Согласно другой лингвистической версии, слово «мафия» впервые появилось в эпоху французского завоевания острова в 1282 г. Лозунгом для сицилийских патриотов, боровшихся с захватчиками, стали слова: «Morte alia Francia Italia anela!» («Смерть французам во всей Италии!»8). Заглавные буквы девиза и дают слово MAFIA. Примерно в это время на Сицилии были организованы отряды бойцов, которые собирали с крестьян подать в обмен на защиту от набегов внешних врагов — французских морских разбойников, банд наемников из Северной Италии, алжирских и турецких пиратов. Именно эти отряды самообороны придумали боевой клич, превратившийся в самоназвание.
Отряды вооруженных сицилийцев, облагающие данью соотечественников, стали объединяться в единую систему только в 1862 г., когда конституция Сицилии провозгласила отмену феодального режима. Мафии казалось, что этот закон навязан им Северной Италией, поэтому она предложила свои услуги Джузеппе Гарибальди, который двумя годами раньше помог сицилийским повстанцам в борьбе с правительственными войсками. По третьей легенде, в 1282 г., в пасхальный понедельник девушку-сици-лианку в день ее свадьбы изнасиловал французский солдат (или несколько солдат). Мать девушки, обезумев от горя, кричала: «Ma fia! Ma fia!» (Моя дочь! Моя дочь!). На другой день, в пасхальный вторник, в стране вспыхнул бунт, который вошел в историю под названием «Сицилийская вечерня» (сигналом к нему якобы послужил колокольный звон, призывающий прихожан к вечерне). Члены сицилийской мафии возводят свое происхождение к средневековой секте последователей св. Франциска ди Паоло, будто бы основанной в 1185 г. В XVIII в. члены этой секты, или тайного общества, обитали в подземных пещерах Палермо, днем молились, а ночью, как говорили в народе, совершали вылазки, чтобы мстить за угнетенных бедняков. Самый древний документ, где обнаружено слово «мафия», датируется 1658 г., и в нем оно приводится как прозвище «магары» — женщины, которая занималась магией. Много позже его стали использовать для обозначения криминальных явлений на Сицилии. В 1838 г., когда слово «мафия» еще не приобрело своего нынешнего значения, генеральный прокурор Трапани дон Пьетро Уллоа в своем рапорте писал: На Сицилии нет служащего, который не раболепствовал бы перед сильными мира сего и который не пытался бы извлекать выгоду из своей должности. Эта всеобщая продажность привела к тому, что народ стал прибегать к средствам очень странным и опасным. Во многих местностях существуют братства в виде сект, которые провозглашают себя партия- 8 Другой вариант перевода: «Смерть Франции, вздохни, Италия». 923 ми и которые не проводят собраний, воооще не устанавливают между своими членами никаких связей, кроме общей зависимости по отношению к главе братства, которым здесь является землевладелец, а там — священник. Общая касса выручает их в нужде, а также в тех случаях, когда надо добиться отставки одного чиновника или подкупить другого, когда надо защитить кого-то или засудить невиновного. Народ научился договариваться с преступниками. Когда случаются кражи, появляется посредник, который предлагает свою помощь для возвращения украденных вещей. Многие высокопоставленные служащие магистрата покрывают существование таких братств, покровительствуя им... Невозможно добиться от городских полицейских, чтобы они патрулировали улицы, невозможно найти свидетелей преступлений, совершаемых средь бела дня. И в центре этого беспорядка — столица, со своей роскошью, со своими феодальными претензиями в середине XIX в., город, где живут 40 тыс. пролетариев, существование которых зависит от капризов сильных мира сего. В этом средоточии всей Сицилии торгуют общественными должностями, покупают правосудие, совращают невинность...9 Что касается публичного появления слова «мафия», то, по одной версии, его в 1862 г. впервые употребил Джузеппе Риззуто (Giuseppe Rizzuto) в своей пьесе под названием «I Mafiosi della Vicaria» («Мафия в Викарии», так называлась тогда тюрьма в Палермо), повествующей о тайных преступных группах, а согласно другой — префект Палермо маркиз Филиппо Гвалтерио в своем донесении от 1865 г. Во всяком случае о мафии как о состоявшемся, причем
именно социальном, феномене уже в мае 1875 г. заместитель префекта Палермо кавалер Сораньи писал министру иностранныхдел: «Мафия (...эта огромная организация... которая распространилась на весь социальный организм и, действуя противоположными методами запугивания и покровительства, пытается подменить собою публичную власть...) имеет ныне большую силу, нежели правительство и закон». Первый словарь сицилийского диалекта, в который включено слово «мафия», — словарь Трайны, изданный в 1868 г. Здесь это слово представлено как новый термин, завезенный на Сицилию жителями Пьемонта, т.е. чиновниками и солдатами, появившимися здесь после похода Гарибальди, хотя не исключено, пишет Ф. Кальвио, что сам термин происходит из Тосканы, где maffia (с «ff») означает «нищета», а словом smaferi обозначают сбиров, т.е. полицейских агентов. Трайна полагает, что оба эти слова указывают на тот тип людей, которых на Сицилии называли мафиози. Мафиози обладает самоуверенностью и надменностью сбира, но это одновременно и отверженный, поскольку «воистину нищим можно назвать того, кто почитает себя великим человеком исключительно благодаря грубой силе; это обнаруживает в нем великую грубость, т.е. то, что на деле он является не чем иным, как великой скотиной». Следовательно, мафия — это «видимость отваги и твердости духа»10. 9 Цит. по: Калъви Ф. Повседневная жизнь итальянской мафии. М., 2000. С. 26-27. 10 Кальви Ф. Указ. соч. С. 23. S24
Таким образом, в самой Италии единства мнений о происхождении и сущности мафии нет. Одни авторы полагают, что это широко разветвленная преступная организация, другие призывают не преувеличивать опасности, утверждая, что мафия — это определенный стиль жизни, а мафиозо — определенный тип людей. Так считал один из самых крупных специалистов по сицилийским народным традициям Джузеппе Питре из Палермо (1841—1916): «Мафия — это не секта или организация, у нее нет ни правил, ни уложений. Мафиози же — это не вор и не бродяга, и если в связи с новыми веяниями этот термин применяют теперь к ворам и бродягам, то только потому, что у не слишком образованной публики не было достаточно времени, чтобы понять значение этого слова, к тому же обычно она не утруждает себя знанием того, что в отличие от вора или бродяги мафиози бывают исключительно храбрыми и твердыми людьми, людьми, которые никогда не попадаются на удочку, и в этом смысле быть мафиози — важно и даже нужно. Мафия — это сосредоточенность на самом себе, чрезмерное полагание на собственную силу — первого и последнего арбитра в любом деле, в любом конфликте, материальном или идейном; отсюда — нетерпимость по отношению к чужому превосходству, а еще более — к чужому высокомерию. Мафиози хочет, чтобы его уважали, и почти всегда сам уважает других. Если он оскорблен, то он не полагается на закон, на правосудие, но самолично его вершит; когда же ему для этого недостает силы, он действует с помощью других людей, которые чувствуют так же, как и он»1'. С термином «мафия» связано немало легенд, мифов и романтический подход к собственной истории. Так, некоторые исследователи доказывают, что в нем заложен вовсе не преступный, а, скажем так, тендерный оттенок, обозначающий бесстрашное начало в мужчине. Героизация термина — естественная реакция населения на неоднократные волны завоеваний. В IX в. Сицилию завоевали арабы, в XI в. — норманны, в XII в. — французы, в XV в. — испанцы, а кроме них на остров вторгались греки, немцы и австрийцы. Тайные общества мужчин-воинов, скрывавшихся на холмах и в горах, являлись неотъемлемым звеном протестного движения сицилийцев. Мафия олицетворяла не только общенациональное движение освобождения от иностранных завоевателей, но и локальные очаги сопротивления крестьян против феодалов, а также вооруженной защиты самих феодалов от банд разбойников, нападавших на их замки и поместья. Мафиозо считался эдаким Робин Гудом, «рыцарем из народа», «человеком чести». И в наши дни на Сицилии все еще много сторонников полной автономии от Италии. Жители острова даже считают, что говорят не по-итальянски, а по-сицилийски. Правительство не может победить мафию не в последнюю очередь потому, что для местных жителей мафиозо — свой, а чиновник, назначенный из Рима, — чужак. 11 Цит. по: Кальви Ф. Указ. соч. С. 23-24. 925 Долгое время мафия как объединение людей, в основном связанных кровными узами, была чисто деревенским явлением, и задачи ее очень отличались от нынешних. В течение веков сицилийские земли принадлежали дворянам. Удаленность от центральной власти создавала для синьоров на Сицилии немало проблем. Самая большая среди них — частые разбои, выражавшиеся в похищении людей и требовании за них выкупа, а также кража скота. Для того чтобы защитить себя, владельцы имений заключали соглашения с единственной силой, способной поддерживать хотя бы видимость порядка, — мафией. Сицилийские мафиози по-своему поняли этот вид деятельности. С одной стороны, мафия сдерживала бандитов, но не уничтожала их до конца, чтобы синьоры постоянно нуждались в их услугах, а с другой — мафиози под видом разбойников сами завладевали хозяйским добром, которое, по их мнению, не всегда наживалось справедливым способом. Нередко для обеспечения своей безопасности синьоры покидали сельские имения и перебирались в город, поручив заботу о них управляющим «га- белотти» (gabelloti)12, которые должны были поддерживать порядок и взимать арендную плату. Управляющими чаще всего оказывались члены мафии. Если рассматривать эту ситуацию с позиций социологии, в этот момент произошла кардинальная перестройка классовой структуры. Состав высшего класса — сицилийских землевладельцев — полностью сменился: место легальных синьоров — представителей классических европейских феодалов — заняло новое поколение нелегальных баронов — донов. Габелотти, сельские администраторы не были аристократами по крови13. Сельские менеджеры вытеснили земельных баронов и вскоре сами стали баронами, но только криминальными. Эти нувориши вскоре захватили власть в сельской местности Сицилии. Они не наследовали по местья, а перекупали их у своих бывших хозяев. Но это не самое главное, считают итальянские социологи. Очень опасны те преступные методы, которыми они добивались богатства. Кальвио в связи с этим пишет: На Сицилии не было ни революции, ни просвещенного абсолютизма, земля перешла от баронов к «буржуа» (буржуа в кавычках, поскольку нельзя 12 По другой версии, «габелотти» именовались не наемные управляющие, а некие арендаторы, которым сдавали свои земли сельские дворяне, а те богатели и превращались в местных князьков. Ониформировали собственные вооруженные отряды, собирали с крестьян подати, обеспечивали ихпослушание и вскоре сделались первыми предпринимателями — владельцами мельниц, прессовдля оливок и винограда, ростовщиками и одновременно реальной военной силой. 13 Английский социолог Эрик Ж. Хобсбом назвал габелотти новым господствующим классом сицилийской сельской экономики. 926 говорить о существовании буржуазии на Сицилии в собственном смысле этого слова) через операции, которые с полным основанием можно назвать мафиозными. Крестьяне стали campieri (своего рода феодальной полицией, зависимой от барона), затем campieri стали gabellotti (т.е. арендаторами земли); запугивая баронов, они давали им ссуды под ростовщические проценты, крали доходы и наконец сумели завладеть их землей. Но когда рабы стали хозяевами, они вместе с положением наследовали пороки прежних хозяев: им нужна была только земля, и как можно больше земли; получив ее, они удовольствовались доходами, которые эта земля обычно приносила. Они не желали ничего менять, совершенствовать, переустраивать. Доходы от земель вкладывались во все новые земли14.
Смена целой страты, ее криминальное обновление в масштабах целого общества произошло впервые. Возможно, стратификационное обновление наблюдалось, по крайней мере в XX веке, и в других странах, прежде всего третьего мира, где преступные группы прорывались к рычагам политического управления, но этот вопрос требует специального изучения. Отметим, что подобная угроза ныне существует в России, где, по оценкам ряда специалистов, в середине 1990-х гг. произошла «криминальная революция».
Исход землевладельцев в города, продолжавшийся целое столетие, преобразил сицилийское общество. Глава мафии занял место феодального синьора, присвоив присущие ему полномочия так называемой «чистой и смешанной власти», заключавшиеся в праве на жизнь и смерть обитателей городов и деревень, а также в праве произвольного налогообложения. Теперь мафия навязывала свои услуги, установив в сельских округах полное господство. Хотя в результате нового порядка и террора крестьяне отдавали хозяевам гораздо больше, чем старым синьорам, в народе еще сохранилась добрая память о временах борьбы с иноземными оккупантами и мужественных рыцарях без страха и упрека. В конце XIX — начале XX в. мафиози направились за границу — в Соединенные Штаты, встречавшие одну волну эмиграции задругой и ставшие «Клондайком» для итальянских мафиози. Они перебрались не просто на другой континент, но в другую историческую эпоху — из феодальной Италии в капиталистическую Америку. Капитализм не убил мафию, а, напротив, дал ей второе дыхание. Именно в США итальянская мафия стала интернациональной силой и глобальным проектом, выступила образцом для подражания многим народам, создавшим преступные организации по типу сицилийской мафии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЭТИМОЛОГИЯ И МИФОЛОГИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»