Проблема неуставных взаимоотношений освещалась в работах К.Л. Банникова, А.В. Барабанщикова, СВ. Ворошилова, А.Д. Глоточкина, Ю.И. Дерюгина, Ю.П. Зуева, В.В. Иванова, В.Н. Ковалева, СВ. Конинина, В.М. Крука, Н.И. Марченко, И.В. Меркулова, Н.В. Нарыкова, И.В. Образцова, СИ. Съедина и др. Неуставные взаимоотношения — распространение в армейских коллективах безнравственных, а по мере обострения — и противоправных посягательств (моральное и физическое давление) отдельных военнослужащих или групп на личность и права сослуживцев. Наиболее распространенные формы — словесные оскорбления, шантаж, принуждение сослуживцев или молодых воинов к выполнению различных прихотей, перекладывание на них своих обязанностей в быту и по службе, вымогательство денег, предметов обмундирования, продуктов питания, избиения и издевательства, одиночные и групповые драки и т.д.' К неуставным взаимоотношениям относят также проявления чрезмерной требовательности младших командиров к своим подчиненным и нервных ' Крук В. Неуставные отношения // Аргументы и факты. 1983. № 44. 659 срывов, когда человек, попадающий в непереносимую личностную ситуацию и не являющийся по сути хулиганом или насильником, совершает хулиганский поступок. Сюда же можно отнести и расправу над обидчиками, которые превышают необходимые пределы обороны. Посягательства и конфликтные ситуации, возникающие на почве личной неприязни, обид или несдержанности на межличностном уровне, имеют гораздо меньшую социальную опасность (эти проблемы могут и успешно решаются средствами психологии), нежели посягательства, возникающие на межгрупповом и личностно-групповом уровнях (рис. 52). В основе личност-но-групповых и межгрупповых конфликтов лежит неформальное разделение военнослужащих (в отличие от формального, предусмотренного законами и воинскими уставами: по должности, воинскому званию и т.д.), при котором в подразделениях и частях по определенному признаку (признакам) образуются противостоящие друг другу социальные группы, стремящиеся к утверждению своего доминирующего положения в подразделении, части (на корабле). При этом формы утверждения социального статуса (положения) той или иной группы в воинском коллективе приобретают характер создания для доминирующей группы негласных «привилегий» и «обязанностей» по отношению к ней остальных групп, закрепляемых системой морально-психологического и физического насилия. Неформальное разделение военнослужащих обладает свойствами быстрого распространения, устойчивости и самовоспроизводства в силу своей функциональности: Врезка Армейские наказания и «шутки» «дедов» Если «дед» («деды») зайдет в комнату к «духам» и даст команду «Сушить крокодилов!» все «духи» должны залезть на кровати так, чтобы руки были на одних перилах, а ноги на других (что-то вроде моста). «Сушить крокодилов» заставляют в том случае, если кто-то провинился. Тех, кому рост не позволяет выполнять такое «упражнение», заставляют делать другое: взять табуретку за самые кончики ножек и, наполовину присев, держать ее на вытянутых руках. Это может длиться в течении до 10 мин. Выдержать позу «Сушить крокодилов» можно около 30 с, затем начинают болеть мышцы рук и ног, особенно сильно болят кисти рук. А после 1-й мин начинает сводить все тело... По команде «Сушить летучих мышей» все забираются под кровати и висят под ней, уцепившись руками и ногами за металлическую сетку. Это тоже совсем нелегко. По команде «Сушить попугая» все становятся на одно перило кровати и, чтобы не упасть, сидя держатся за него руками. При этом, один из «дедов» ходит по комнате и время от времени сбивает подушкой некоторых «попугаев». Хорошая реакция и ловкость здесь тоже не помешают... Если «дед» говорит «духу»: «Ставь лося!», то тот скрещивает ладони рук и прижимает их ко лбу, после чего следует удар кулаком в получившие- ся «рога». После этого «дух» должен сказать: «Спасибо, дедушка! Не желаете ли еще?» и, если тот изъявит желание, процедура повторяется... Если «дед» говорит: «Ставь музыкального лося!», то «дух» должен развести руки в разные стороны
и, медленно подводя их ко лбу, напевать «вдруг, как в сказке, скрипнула дверь» (здесь руки должны уже быть у лба). Далее следует удар, и «духу» нужно так же медленно развести руки обратно, напевая «все мне ясно стало теперь». При команде «деда»: «Ставьфанеру!» «дух» должен сказать: «Я, фанера трехслойная, бронебойная, 78-го года выпуска, к выстрелу готова». После этого «дед» бьет кулаком в живот, а «дух», немного отойдя, должен сказать: «Дым рассеялся, откат нормальный». Примечание: число 78 — это год рождения «духа». ИСТОЧНИК: http://beavis.nm.ru/36.htm. 660 реальная возможность получения со временем представителями угнетаемых групп соответствующих привилегий, характерных для доминирующей (подавляющей) группы (повышение статуса военнослужащих младшего призыва в связи с увольнением старослужащих или изменения, происходящие в национальном составе подразделения, и т.п.)2.
Рис. 52. Неуставные взаимоотношения как разновидность конфликта' Большинство военных психологов понимает под неуставными отношениями любые, обостряющиеся по мере безнаказанности до противоправных, посягательства военнослужащих любых категорий или их групп на личность и права сослуживцев. При этом социально-психологическое содержание таких отношений включает единичные, индивидуальные или групповые искаженные способы самоутверждения, поведения, взаимодействия; отрицательные привычки, лжетрадиции групп, подразделений; нервные срывы и реактивные состояния воинов, приводящие к унижению ими личного достоинства сослуживцев4. Таким образом, в основе этого сложного явления лежат конфликтные ситуации либо противоречия, затрагивающие социальный или социально-психологический статус личности или группы, материальные или духовные интересы, их честь и достоинство. Специалисты относят дедовщину к экстремальным и силовым субкультурам, подчеркивая тем самым, что здесь господствует не просто культ насилия, но насилие над личностью в особо концентрированных формах. Чаще всего экстремальные субкультуры связаны с криминальными отношениями. ДЕДОВЩИНА — это наличие неформальных структур внутри формального института, т.е. существование неформальных отношений между военнослужащими. Как ни странно, но дедовщина проявляется не только в нарушении армейских норм, но и в доскональном соблюдении устава, правда, доведенном до полного абсурда. В связи с этим некоторые авторы предлагают трактовать дедовщину более конкретно — как глумление, издевательство и насилие над военнослужащими5. Согласно Словарю В. Даля, под глумлением понимается насмешка, подшучивание в социально-негативном плане; под издевательством — насмехание, изгаление, зубоскальство; под насилием — состояние, Образцов И. В. Формы проявления неуставных отношений // Социс. 1996. № 2. С. 64. Образцов И.В. Указ. соч. С. 64. Съедин СМ., Крук В.М. «Дедовщина» в воинских коллективах: причины, пути выявления и искоренения. Социально-психологический аспект. М., 1990. С. 14. Неуставные взаимоотношения. — http://www.conservator.ru/forums/free/posts/8202.html. 661 быт, жизнь под гнетом. Интересно, что Даль определял дедовщину как вотчину, «дошедшую от деда». В некотором отношении это перекликается с современной «дедовщиной», поскольку армейский «дед» передает свою «вотчину» воспитания молодых солдат очередному поколению старослужащих. Поэтому, видимо, будет справедливым согласиться с В. Эминовым, определившим понятие правонарушений в сфере межличностных отношений в армии как устойчивых социально-негативных проявлений криминального характера, основывающихся на отрицательных традициях армейской действительности, уходящих в историческое прошлое, связанных с глумлением, издевательством и насилием одних военнослужащих над другими с
целью подчинения их своему влиянию (Мацкевич И., Эминов В. Преступное насилие над военнослужащими). Как считает И.В. Образцов, можно выделить по меньшей мере шесть различных оснований (механизмов функционирования) неформальных статусно-ролевых систем: «дедовщины», «землячества», «культа силы», религиозного, криминогенного и общественно-политического факторов (рис. 53). Дедовщина представляет собой проявление неуставных взаимоотношений, при которых в качестве доминирующего социального признака (а в соответствии с ним и комплекса «привилегий» или «обязанностей» в неформальной структуре подразделения) выступает срок службы. Данный механизм функционирования неуставных взаимоотношений в настоящее время наиболее исследован. Разделение военнослужащих на «категории» с соответствующими для каждой из них своими функциями закрепляется путем создания и проведения военнослужащими старших периодов службы порочных ритуалов и традиций. «Землячество» — неуставные взаимоотношения, основанные на неформальном разделении военнослужащих по национальной или региональной принадлежности. В период с конца 1970-х гг. и вплоть до начала 1990-х гг. шел интенсивный процесс вытеснения дедовщины «землячеством» (на национальной основе) как следствие сложившейся демографической ситуации, при которой основной прирост населения страны обеспечивали среднеазиатские и закавказские республики. «Культ силы» — неформальное разделение военнослужащих по наличию определенных индивидуальных качеств и особенностей. Представители доминирующей в подразделении группы, как правило, отличаются высокими волевыми качествами и физическими данными. Этот вид неуставных взаимоотношений особенно ярко проявляется в подразделениях однопризывного состава. В некоторых подразделениях доминирует группа неформальных 6 Данные НТВ. 2003. 3 сент. Б62 лидеров, которые подчиняют себе не только рядовых сослуживцев, но и формальных лидеров (сержантский состав, общественный актив).
Рис. 53. Типы механизмов функционирования неформальных взаимоотношений' Религиозный фактор — неуставные взаимоотношения, основанные на разделении военнослужащих по принадлежности к различным религиозным конфессиям. В противоправные группы собираются представители одной конфессии, например мусульмане. Для образования конфессиональной дедовщины необходимо количественное преобладание представителей одной конфессии. При этом объектом посягательства выступают все представители остальных конфессий. Учитывая значительную активизацию деятельности различных религиозных конфессий на территории нашей страны, полагает Образцов, можно ожидать в ближайшие годы рост числа верующих военнослужащих различной конфессиональной принадлежности, что в свою очередь может привести к появлению проблем в их взаимоотношениях. 7 Образцов И.В. Указ. соч. С. 65. 663 Криминогенный фактор — неуставные взаимоотношения, основанные на неформальном разделении военнослужащих по принадлежности к различным группировкам криминогенной направленности до их призыва в армию. Речь идет не только о военнослужащих, прошедших до призыва в армию и на флот ис-правительно- и воспитательно-трудовые учреждения, содержавшихся в следственных изоляторах МВД, но и о молодых людях, к которым не применялись установленные законодательством меры заключения под стражу, однако входивших в неформальные группировки противоправной ориентации. О том, что данная проблема актуальна, свидетельствуют официальные данные: среди призывников весны 1992 г. 8% имели приводы в милицию, 1,5% были осуждены; осенью того же года криминогенность призывного контингента составляла уже соответственно 18,3 и 3,7%8. Растворившись в рядовой массе призывников, такие лица в короткие сроки добиваются привилегированного положения, не свойственного их статусу ни с точки зрения дедовщины (срок службы), ни «землячества» (национальность или место жительства). При наличии в подразделении нескольких субъектов криминального доминирования возникают условия для их объединения в сплоченную группу — аналог высшей «касты» в местах лишения свободы. В последнее время Вооруженные Силы страны захлестнула волна преступности. Так, за первое полугодие 1995 г. Главной военной прокуратурой зарегистрировано 11 444 преступления. Из них в армии и на флоте — 6651, погранвойсках — 1268, внутренних войсках МВД — 1000. Около половины совершенных преступлений составляют уклонения от военной службы. Судимость за «дедовщину» возросла в сухопутных войсках на 17%, в военно-строительных частях центрального подчинения и войсках ПВО — без малого на треть, в ВВС — на 45%9. Факты насилия над военнослужащими срочной службы, казарменный беспредел (морение людей голодом), организаторская беспомощность и полная безответственность командования отмечались еще в начале 1990-х гг. во многих частях и соединениях Вооруженных Сил. Приведем несколько фактов. На Северном флоте за семь месяцев 1992 г. погибли 47 военнослужащих, зафиксированы 1245 случаев травматизма, требующего медицинского вмешательства. По данным исследований10, 90% опрошенных офице- s Образцов И.В. Указ. соч. С. 63—72. 9 Армия в цифрах //Аргументы и факты. 1996. № 8. 10 Осуществлены Центром военно-социологических, психологических и правовых исследований Министерства обороны Российской Федерации в Московской, Свердловской, Новосибирской и Калининградской областях летом 1993 г. Опрошена 1 тыс. человек. 664 ров морской пехоты заявляли тогда, что в частях, где они служат, процветают издевательства, избиения и оскорбления со стороны матросов более ранних сроков призыва. Даже в самой «уставной части» России (так говорят в войсках про Президентский полк), в элитной воинской части, охраняющей Кремль и Президента, солдата довели до попытки самоубийства: в ночь на 7 января 2003 г. доведенный сержантом до отчаяния рядовой А. Фокин зашел в туалет и полоснул бритвенным станком себе по венам. В Президентском полку царила классическая дедовщина, отметил адвокат чудом выжившего солдата И. Ко-стюк: молодые были обязаны выполнять малейшие прихоти «стариков»". Дедовщина функционирует в таком социальном пространстве, где либо не выработаны нормы социального поведения, либо они существуют, но не соблюдаются. Тюрьма и армия относятся к зоне правового беспредела. Он творится не только заключенными по отношению к другим заключенным, но и охраны по отношению к заключенным. В армии беспредел чинят одни солдаты по отношению к другим, а также офицеры, допускающие и не пресекающие противоправные действия. Нередко офицеры сами применяют запрещенные методы наказания, например рукоприкладство. В последнее время в группу факторов, определяющих типологию дедовщины, активно вторгается партийно-политический. Втягивание молодежи в политику со временем может привести к созданию в подразделениях и частях группировок военнослужащих, имеющих сходные общественно-политические ориентации и принадлежавших до призыва к одним и тем же политическим партиям и организациям. В настоящее время в структуре группообразующих признаков, лежащих в основе неуставных отношений, доминирующими являются дедовщина и отчасти региональное «землячество» (рис. 54). В 1989— 1992 гг. она вытеснила из общей структуры неуставных отношений своего главного соперника — «землячество». В ближайшие два-три десятилетия «дедовщина», видимо, сохранит свое лидерство, однако в будущем на первый план могут выйти неформальные структуры, образованные региональным фактором (служба по месту призыва). К существующим негативным явлениям в ближайшее время может добавиться проблема отношений между военнослужащими, занимавшимися до службы в армии различного рода деятельностью (например, участие в работе коммерческих структур и т.п.) и имевшими существенно разный уровень доходов и материальное положение в целом. В связи с этим возможно увеличение удельного веса форм проявления неуставных отношений, связанных с имущественными посягательствами12. Одно время в структуре неуставных взаимоотношений проявлялся «чеченский синдром»: накопившееся за месяцы боев психологическое напряжение находит выход в форме различных видов физического и психического насилия. Таким образом, в неформальной структуре современной российской армии присутствует ряд факторов, которые выступают либо причиной возникновения, либо механизмом функционирования (поддержки, воспроизвод- Комсомольская правда. 2003. 1 апр. 12 Образцов И.В. Указ. соч. С. 70. 665 ства и даже расширения) дедовщины. А, как известно, чем больше зацепок у того или иного явления, тем более оно живуче и гибко. В самом деле, дедовщина проявляется в самых разных формах, типах и видах поведения, включая ритуально-символические (ритуал перехода из категории «салаг» в разряд «дедов»), организационно-распределительные (неравное распределение воинских заданий между новобранцами и старослужащими), социально-психологические (психологическое давление, навешивание обидных ярлыков), морально-этические (оскорбительные отношения) и др.
Рис. 54. Группообразующие признаки в воинских коллективах, %: 1 — национальная принадлежность; 2 — религиозная принадлежность; 3 — срок службы в вооруженных силах; 4 — материальное положение до призыва; 5 — место призыва; 6 — уровень образования; 7 — общие интересы и увлечения; 8 — другие признаки" Однако дедовщина не только играет разрушительную роль в армейской жизни, но и выполняет ряд позитивных функций. Она сплачивает военнослужащих — одних для более эффективного господства над остальными, других — для более эффективной защиты. Если «салага» не сломался морально, а тем более нашел поддержку, нашел друзей, то ко второму году службы, пройдя огонь, воду и медные трубы, он вливается в крепкую солдатскую семью. Листая дембельский альбом с фотографиями сослуживцев, бывшие солдаты с удовольствием вспоминают армейские деньки. Все плохое отходит на второй план, в памяти сохраняется возвышенное, героическое, ро- 13 Образцов И.В. Указ. соч. С. 69. G66 мантическое. Можно сказать, что дедовщина выполняет роль полосы препятствий, научившись преодолевать которую, юноша укрепляет свой характер, выносливость и живучесть, у него появляется необходимый социальный опыт. Проходя коллективное испытание (а дедовщина именно таковым и является), военнослужащие вырабатывают «чувство локтя», привыкают действовать сообща, у них появляется ощущение причастности к коллективу «своих», что способствует успешной социализации, самоутверждению в обществе. Разумеется, здесь имеются в виду случаи, когда дедовщина не превращается из системы старшинства в патологическое явление. Солидаризация и сплочение имеют очень важное значение для социализации человека. Призывники, только что пришедшие на службу, с социологической точки зрения представляют интерес лишь для статистики.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СУЩНОСТЬ НЕУСТАВНЫХ ОТНОШЕНИЙ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»