За 263 года (1462—1725) только на западных рубежах Россия провела свыше 20 войн (с Литвой, Швецией, Польшей, Ливонским орденом). Они длились около 100 лет. Это не считая многочисленных столкновений на восточном и южном
направлениях (казанских походов, отражения постоянных крымских набегов, османской агрессии и т.д.). В результате петровских побед и преобразований это напряженное противостояние, серьезно тормозившее развитие страны, наконец, успешно завершается. Среди соседей России не остается государств, способных серьезно угрожать ее национальной безопасности. Таков был главный итог усилий Петра в военной области". К концу царствования Петра I российская армия насчитывала более 200 тыс. человек. Кроме того, имелись значительные казачьи войска. Появился и новый для России вид вооруженных сил — военно-морской флот, в состав которого входили 48 линейных кораблей, 800 вспомогательных судов и 28 тыс. человек личного состава. Русская армия нового образца, оснащенная современным по тому времени оружием, стала одной из самых могущественных в Европе. Военные преобразования, а также многочисленные войны потребовали значительных финансовых средств. С 1680 по 1725 г. стоимость содержания вооруженных сил выросла в реальном исчислении почти в 5 раз и составила 2/3 расходов бюджета12. Структурное реформирование Красной Армии в первой половине 1930-х гг. потребовало увеличения военного бюджета СССР в 2 раза (последующая техническая модернизация середины 1930-х гг. привела к росту оборонных ассигнований в 12,8 раза). 11 Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. М., 2000; История Северной войны 1700—1721 гг. М., 1987. 12 Там же. 650 В 1990-е гг. обычной практикой стало выделение на нужды обороны не более половины минимально необходимого, по мнению военных, объема средств. Показателем острого дефицита финансовых средств и материальных ресурсов у российской армии является резкое падение уровня военного производства примерно до 8% сравнительно с соответствующим показателем 1990 г., а загрузка производственных мощностей не превышает 15%. Проанализировав многочисленные показатели, характеризующие состояние финансирования советской/российской армии по 1997 г. включительно, сотрудники Института социально-политических исследований РАН пришли к неутешительному выводу: «Иллюзий по поводу той ситуации, которая сейчас сложилась в оборонно-промышленном комплексе, нет. Это абсолютно реальный системный кризис ОПК России» (табл. 18). Таблица 18 Сравнительные военные расходы СССР/России и США
Год Военные расходы, млрд долл. ВВП,млрд долл. Доля военных расходов от ВВП,% СССР США СССР США СССР США 1985 277 258 2118 4054 13,1 6,4 1986 237 280 2250 4278 12,7 6,5 1987 303 288 2348 4544 12,9 6,3 1988 319 293 2507 4908 12,7 6,0 1989 303 304 2648 5267 11,5 5,8 1990 292 306 2660 5563 10,9 5,5 1991 260 280 2531 5741 10,3 4,9 1992 142 305 852 6026 16,7 5,0 1993 113 297 777 6348 14,5 4,7 1994 70 290 656 6738 10,7 4,3 1995 40 275 626 6920 6,4 4,0 Источники: Армия России: состояние и перспективы / Под ред. Р.Г. Яновского, Ю.И. Дерюгина. М., 1999. С. 99; Отечественные записки. 2002. № 8. Как ни странно, но все военные бюджеты 1990-х гг. в России имели не военную, а ярко выраженную социальную окраску. В основном средства расходовались на выплаты денежного довольствия, пенсий, пособий увольняемым в запас военнослужащим, обеспечение их жильем и т.п. На эти цели в среднем направлялось от 53 до 63% выделенных на нужды обороны финансовых ресурсов, другие расходные статьи урезались до минимума. Анализ основных расходных статей военных бюджетов США последних лет свидетельствует о том, что основной акцент сделан на повышение боеготовности и достижение технологического лидерства. Несмотря на то что весь военный бюджет России в 2000 г. увеличился на 30% по сравнению с предыдущим годом, доля расходов на закупки вооружений и техники не только не увеличилась, но даже снизилась, так же как и затраты на исследовательские и конструкторские работы. По-прежнему 651 основная статья расходов — наличный состав, что связано с продолжавшимся болезненным и дорогостоящим процессом по сокращению численности Вооруженных Сил. По данным официальной статистики, за период с 1989 по 1992 г. доля военных расходов в валовом национальном продукте сократилась с 8,5% до 5,2%, а в произведенном национальном доходе — с 15,6% до 9,1%. Сокращение национального дохода России за 1991 — 1996 гг. составило 46%, а за годы Великой Отечественной войны — 34%. Военные расходы России составили в 1999—2000 гг. 5% ВВП. В абсолютных цифрах оборонные расходы России составили 116 млрд руб. в 1999 г. В течение десятилетия (1989—1998) военные расходы ведущих европейских держав упали на 14%13. В Китае из госбюджета в 1994 г. на содержание армии было потрачено 7 млрд долл., а прибыль, которую армия получила от своей экономической деятельности, составила 6 млрд долл., т.е. китайская армия почти самоокупаемая. Армия в Китае — мощная экономическая сила. В ее собственности находятся заводы, банки, отели и многое другое, выпускающее отнюдь не военную продукцию. Япония, безусловный лидер Азиатско-Тихоокеанского региона по уровню развития вооруженных сил и один из мировых лидеров по этому показателю, так же как и США, отдает приоритет модернизации и разработке новых образцов военной техники. На эти цели ежегодно направлялось до 30% расходов Управления национальной обороны Японии. Особенно значительный рост ассигнований на научные исследования и разработки новых вооружений отмечен в 1980-е гг., когда он опережал темпы роста общих военных расходов на 30—50%. Хотя Япония имеет самую небольшую долю военных расходов по отношению к ВВП (1%), в абсолютном выражении они достигают весьма внушительной цифры (43,2 млрд долл. в 1999 г., 45,2 млрд долл. в 2000 г.), а по прогнозам, учитывая темпы экономического роста, к 2005 г. достигнут 50 млрд долл. Принимая во внимание специфику производства военной продукции в Японии, которое осуществляется параллельно и одновременно с гражданской продукцией, благодаря чему достигнута максимальная унификация основных деталей и узлов, военный потенциал этой страны может быть легко увеличен в самые короткие сроки14. При определении затрат на национальную оборону конкретной страны обычно принято соотносить этот показатель с объемом ее валового внутреннего продукта (ВВП), чтобы можно было увидеть долю военных расходов и сравнить полученные цифры с аналогичными результатами других стран (см. табл. 19). Приведенные данные показывают, что по расходам на оборону в долях ВВП Россия уступает только США. Однако абсолютные цифры военных бюджетов двух стран несопоставимы. Современный бюджет Министерства обороны РФ, сопоставление его с аналогичными показателями ведущих военных держав мира свидетельствуют о крайней слабости Вооруженных Сил РФ, поскольку выделяемых средств явно не хватает даже для поддержания жизнеобеспечения армии по основным параметрам. 13 The Military Balance 2000-2001 // The International Institute for Strategic Studies. L., 2001. P. 10-21. 14 Отечественные записки. 2002. № 8. 652 Таблица 19 Военные расходы и численность Вооруженных Сил России и ведущих мировых держав (1999)
Страна Военныерасходы,млрд долл. Объем ВВП, млрд долл. ДолявоенныхрасходовотВВП, % Численностьвооруженных сил(действующаяармия) Численность вооруженных сил(резерв) Россия 4,4* 170 2,6 1 004 100 20 000 000** США 292,1 9200 3,1 1 365 000 1 211 500 Великобритания 35,9 1400 2,5 212450 302 850 Германия 25,4 1900 1,3 321 000 364300 Япония 43,2 4300 1,0 236 700 49 200 Франция 29,5 1400 2,1 294 430 419000 *По данным Международного института стратегических исследований в Лондоне (HSS), этот показатель был равен примерно 5 млрд долл. ** Из них 2 400 000 демобилизованы за последние 5 лет. Источники: The Military Balance 2000-2001 // The International Institute for Strategic Studies. L., 2001; Независимое военное обозрение. 2001. № 12. С. 33; Отечественные записки. 2002. № 8. Сокращение численности Вооруженных Сил России — также весьма дорогостоящее. Например, содержание в течение года одной танковой дивизии обходилось казне в середине 1990-х гг. в 268,2 млрд руб. (неденоминированных), тогда как ее расформирование — в 342,7 млрд руб. Численность своей армии сокращает и Китай. В 2003 г. Китай объявил, что к 2005 г. уволит 200 тыс. военнослужащих из Народной освободительной армии, насчитывающей 2,5 млн человек, по решению правительства, стремящегося модернизировать армию и увеличить ее мобильность. Сокращению на 200 тыс. предшествовало уменьшение численности китайской армии на 500 тыс. военнослужащих в конце 1990-х гг., когда Китай приступил к осуществлению планов по модернизации армии. «Сокращение китайских вооруженных сил не только отражает мировые тенденции военного реформирования, оно также необходимо для решения задач экономического строительства», — отметил Цзян Цзимин, бывший президент и секретарь Компартии Китая, в речи по случаю 50-летия Национального университета военной науки и техники. Толчком к военной революции в Китае послужила первая война в Персидском заливе, когда Пекин поразила высокотехнологичная огневая мощь, примененная США против Ирака. После этого было принято решение исключить бизнес из сферы интересов военных и сократить численность войск, приобретая на миллиарды долларов новые виды вооружений. «Численность солдат уже не является показателем обороноспособности страны, этот критерий применим к сельскохозяйственному обществу», — заявил Ни Лексон из Восточно-Китайского университета науки и техники. Официальный бюджет НОА составляет 22,4 млрд долл., но реальные военные расходы, по оценкам, достигают приблизительно 60 млрд долл.15. Макгрегор Р. Китай сократит вооруженные силы на 200 тыс. человек. — inoPressa.ru. 2003. 2 сентября.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ В РОССИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»