Дедовщина не просто дополняет официальные структуры, но конкурирует с ними. Ее логика противоречит логике легальной власти. По выражению И.В. Меркулова10, дедовщина есть «суррогат» системы власти, в котором присутствуют все необходимые атрибуты власти как таковой. Прежде всего бросается в глаза стратификация. Например, в ВМФ при продолжительности службы три года существовала следующая «дедовская» иерархия: до полугода службы — «дух»; от полугода до года — «карась»; от года до по- 9 Меркулов И.В. Указ. соч. С. 111. 10 Там же. С. 109-112. 576 лутора лет — «борзый карась»; от 1,5 до 2 лет — «полторашник»; от 2 до 2,5 — «годок» («дед»); 2,5—3 года — «дембеля» (ДМБ, «профсоюз» и др.)- Две последние категории представляют «элиту», две первые — «плебс», оставшиеся — «среднее сословие». «Дедовская» статусная система — функциональное следствие невозможности реализовать уставной порядок в большинстве воинских частей. Дедовщина, закрепленная в сознании как традиция, привносит в армию ярко выраженный элемент корпоративности сержантского состава, практику крайне жесткого подавления личности. Считается, что дедовщина разрушает структуру армии, разъедает воинские коллективы, а основная причина ее существования заключается в отсутствии контроля со стороны офицеров. Как показывают наблюдения, подавляющее большинство офицеров равнодушно относится к тому, что происходит в казарме в их отсутствие. Дедовщина им даже выгодна — старослужащие выполняют их работу по ежедневному контролю за дисциплиной в подразделении.
Рис. 38. «Дедовская» иерархия в Военно-Морских Силах В одних случаях «дедовская» статусная система действует как подпорка для уставной, заполняя ее пробелы, проникая туда, где формальный авторитет отсутствует или неэффективен. К примеру, у офицеров нет никаких стимулов заставить солдат добросовестно относиться к своим обязанностям. Загаженный туалет никто добровольно и даже при слабом принуждении чистить не будет. Но стоит обратиться к «дедам» с просьбой решить проблему, и через час туалет будет сверкать. В других случаях неформальная статусная система противостоит формальной уставной. Это происходит в тех ситуациях, когда командиры пытаются противостоять авторитету «дедов», покончить с дедовщиной. Иногда попадаются рачители формальной культуры, например, командир роты пытается бороться с любым проявлением дедовщины (даже незначитель- 577 ным), заставляя личный состав жить строго по уставу: офицер застегивает «дедам» крючки на форме, выпрямляет ременные бляхи, требует, чтобы они мыли пол наравне с «салабонами». По мнению И. Попова", это бесполезное занятие, ибо пока они сражаются со второстепенной атрибутикой, за спиной нередко творятся бесчинства. Прямое столкновение «дедовской» статусной системы с уставной происходит там, где начинается уголовный кодекс. Устав запрещает физическое насилие, а «дедовщина» его предполагает. Без насилия «дедовская» система теряет всякий смысл. Физическое насилие используется в трех случаях: во-первых, в интересах армии (чтобы поддерживать технику в боевой
готовности); во-вторых, в интересах самого «деда»; в-третьих, следует отметить, что всякая жизнеспособная система имеет склонность развиваться до абсурда. Так происходит и с «дедовщиной», которая доводит насилие до крайности и извращений — убийств, изнасилований, членовредительств, жесточайших избиений12. Землячество выступает разновидностью неформальной статусной системы. Это сообщество представителей одной национальности либо выходцев из одной и той же местности, объединяющихся для защиты «своих» и противостояния «чужим». Особый тип «землячеств» образуют москвичи и петербуржцы. Офицеры склонны использовать их для своих целей как наиболее сообразительных, и это вызывает негативную реакцию у других солдат. Слово «москвич» нередко используется как ругательство. Ситуация с зем- Врезка И. Попов. Советы «салагам» Если не умеешь мыть пол, не можешь вдеть нитку в иголку, излишне задумчив и нетороплив, знай, что ты кандидат № 1 на роль «козла отпущения». Не любят маменькиных сынков, воображал, жмотов. Неумение, впрочем, можно компенсировать старанием, желанием научиться, исполнительностью (но только не лебезить!). Не очень-то «наедешь» на физически крепкого парнишку. Поэтому обязательно «подкачайтесь» перед призывом. Не будут особенно донимать художника, способного помочь «дедам» оформлять «дембель-ские альбомы», уважают владеющего гитарой. Обязательно попытайтесь разыскать «деда»-зем-ляка! В случае чего будут обеспечена поддержка и заступничество. И все же в одиночку от «стариков» не отбиться (заклюют, сломают, даже если ты крутой культурист). Только сообща, сплотившись всем молодня-ковым составом. Поэтому, молодые, ни в коем случае не грызитесь между собой! Ну а если вокруг одни мучители и допекли они до предела? Куда жаловаться? Своим офицерам — малоэффективно. Лучше написать письмо в военную прокуратуру, но постарайтесь при этом опустить его в почтовый ящик не на территории
части. И непременно информируйте о своей горькой доле родителей — им легче будет поднять шум, заявить о творящихся безобразиях в соответствующие инстанции. Источник: Попов И. «Дедушки» и «салабоны» // Аргументы и факты. 1994. № 31. " Попов И. «Дедушки» и «салабоны» // Аргументы и факты. 1994. № 31. 12 Белановский С, Марзеева С. Войны однополчан // Век XX и мир. 1990. №11. 578 лячествами обостряется в многонациональной части. Опрошенные социологами военнослужащие не раз заявляли, что членство в землячестве защищало их от дедовщины. В землячества прежде всего объединяются представители Кавказа, Закавказья и Средней Азии, которые требуют привилегий, часто несовместимых с отношениями равенства и братства, например привилегии не работать вообще либо не заниматься грязными работами. Кавказские «землячества» часто выходят за пределы части и образуют межполковые соединения. Они отличаются сплоченностью и агрессивностью; для них характерны особо острые конфликты, иногда с криминальным исходом. Даже небольшая группа кавказцев способна терроризировать многочисленные группы из представителей других национальностей'3. В советской армии грузины, армяне, чеченцы, осетины, абхазцы, азербайджанцы объединяются с целью своего господства, а среднеазиаты — прежде всего в целях собственной безопасности14. Представители Средней Азии способны доминировать лишь в условиях численного авторитета, причем значительного. Они не склонны диктовать свои условия, но, оказавшись у власти, могут проявлять большую жесткость. Если кавказцы, чтобы добиться цели, использовали агрессивность, то среднеазиаты демонстрировали сплоченность и незнание русского языка15. Возникали сложные этнолингвотерриториаль-ные конгломераты, объединявшие людей, которые вне армии порой не ощу щали никакой общности16. При этом внутри самих землячеств сохраняется неуставная иерархия. Неформальные статусные системы в армии неоднородны по своему составу: в каждой статусной группе (будь то старослужащие или молодые солдаты, представители той или иной национальности и т.п.) существуют свои «лидеры», «нейтралы», «изгои» и т.п., т.е. люди, играющие в данной общности ту или иную социальную роль, занимающие ту или иную позицию17. Белановский С, Марзеева С. Указ. соч. На казарменном жаргоне они звались иначе — «чурки», «бамбуки», «шашлыки» и пр. 15 Белановский С, Марзеева С. Указ. соч. 16 Левинсон А. Об эстетике насилия (армия и общество в СССР/России за последние 10 лет) // Неприкосновенный запас. 1999. № 2 (4). 17 Образцов И.В. Формы проявления неуставных отношений // Социс. 1996. № 2. С. 64. 579 Названные национальные землячества не только объединяются по территориально-национальному признаку — все вместе они объединяются против славян, хотя не всегда и не везде. Таким образом, самое крупное деление в армии — на славян и неславян. Характерно, что славяне внутри своей группы проявляют больше жестокости, чем члены землячеств по отношению друг к другу. При этом они испытывают гнет со стороны кавказских и среднеазиатских землячеств, поскольку сами не группируются, чтобы защитить себя. Во многих случаях «молодые» национального происхождения имеют право вести себя, как «деды», по отношению к славянам, прослужившим год и более18. Нередко система землячеств составляла конкуренцию «дедовской» статусной структуре. В одних случаях землячества поглощали дедовщину, в других — землячества растворялись в дедовщине. Таким соотношение сил между различными статусными системами внутри
неформальной структуры было накануне распада СССР. В 1990-е гг. ситуация изменилась, поскольку на смену многонациональной Советской Армии, где постоянно нарастала численность неславянских этносов, пришла более однородная российская армия. В результате дедовщина восстановила свои права и превратилась в доминирующий тип неформальной структуры. В конце 1980-х гг. специалисты пришли к выводу о том, что землячество воздействовало на армию даже хуже, чем дедовщина. «Дедовская» структура способствует поддержанию хотя бы минимальной боеспособности или не мешает этому. «Земляческая» же ломает «дедовскую» систему, одновременно разъедая боеспособность. Армия, где доминирует «земляческая» система, не просто небоеспособна, она социально опасна19. До конца 1960-х гг. Советская Армия была по преимуществу славянской. Резкое увеличение численности представителей среднеазиатских республик в армейских структурах произошло по демографическим причинам (у славян наблюдалось падение рождаемости, кроме того, они больше других наций пострадали в Великой Отечественной войне). Этот фактор стал заметен на рубеже 1970-х и 1980-х гг. Начиная с событий в Нагорном Карабахе в армию автоматически перешли конфликты, происходившие в национальных республиках: межнациональные драки в казармах, даже убийства20. По некоторым сведениям, в смешанных частях национальные отношения уже превалировали над «дедовскими». Крупные «землячества» решали проблему власти с помощью массовых избиений «противника».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДЕДОВЩИНА И ЗЕМЛЯЧЕСТВО» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»