Институциональное оформление военной социологии в США
В годы Второй мировой войны в США получила значительное развитие военная социология. Наиболее масштабная и результативная программа возглавлялась Самуэлем Стауффером и проводилась под эгидой Отдела информации и образования Армии США. Правительственное финансирование программы стало свидетельством возросшего авторитета социологии в Lang К. Military // International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 10. N.Y., 1968. P. 306. 521 Северной Америке, ведь в то время помимо Пентагона многие федеральные и штатные ведомства тратили значительные суммы на социологические исследования для решения актуальных и управленческих проблем страны. Исследование, результаты которого были опубликованы в работе «Американский солдат», ставшей социологической классикой, началось в мае 1941 г., через пять месяцев после того, как военный министр издал специальную директиву, направленную против каких-либо опросов в вооруженных силах. В директиве, в частности, говорилось: «Наша армия должна быть сплоченной общностью с четкой целью, разделяемой всеми. Такая армия может быть построена лишь благодаря ответственным усилиям всех ее членов, как кадровых, так и призванных. Анонимное мнение или критика, не важно, хороши они или плохи, разрушительны по своему влиянию для военной организации, где основополагающим моментом является принятие на себя каждым индивидом ответственности. Вот почему приказываю: проведение опросов из-за их анонимного характера не разрешается среди персонала Армии Соединенных Штатов»102.
Рис. 22. В военных учреждениях США высока доля гражданских специалистов, в частности социологов С вступлением США в войну был назначен новый военный министр Генри Симпсон, создавший в министерстве Отдел морально-психологического климата, преобразованный затем в Отдел информации и образования. Возглавляющий отдел генерал Фредерик Осборн сформировал службу по проведению опросов, и первый реальный опрос относительно социально-психологического климата был проведен 8 декабря 1941 г., на следующий день после нападения японцев на Перл-Харбор. Советниками в проведении 102 Stouffer S. et al. The American Soldier. Studies in Social Psychology of World War II. Vol. 1, 2. Vol. 1: Adjustment during Army Life. Vol. 2: Combat and Aftermath. Princeton, 1949. P. 12. 522 программы были приглашены Самуэль Стауффер103 из Гарвардского университета, Ренсис Лайкерт из министерства сельского хозяйства (автор шкалы Лайкерта, созданной в 1930-е гг.), Квин Мак-Немар из Стэнфордского университета. По-настоящему исследовательское подразделение развернуло свою работу в июне 1942 г. Стауффер стал техническим директором подразделения и оставался им до конца войны. Еще в 1937 г., анализируя по заданию правительства работу государственных исследовательских агентов, Стауффер сделал вывод, что она будет успешна при соблюдении двух обязательных условий: 1) должен существовать хороший и прочный контакт между администрацией и руководителями исследовательского центра для того, чтобы политика администрации, нуждающаяся в анализе и детализации, подвергалась бы такому анализу с самого раннего момента; 2) у самого исследовательского подразделения должно быть достаточно полномочий для проведения поисковых исследований, чтобы предвидеть возможные проблемы и готовить ответы на них. Стауффер предлагал осуществлять контакты исследователей с администрацией на нескольких уровнях: 1) должны регулярно проводиться совещания исследователей с шефом, его первым заместителем и другими руководителями. Это должны быть не просто формальные «посиделки», но «своеобразные корриды с взаимным обменом мнений по проблемам политики ведомства, взаимно обогащающие обе стороны и поддерживающие новые идеи и подходы». Стауфферу удалось организовать плодотворную совместную работу генералов и молодых ученых, хотя это было очень непросто; 2) Стауффер требовал, чтобы ученые налаживали личные контакты с офицерами других подразделений министерства обороны. Он добивался того, чтобы в каждом подразделении руководства армии США на связи с исследовательским подразделением был офицер, с которым можно было бы проанализировать возможные проблемы взаимодействия и внедрения результатов исследований; 3) исследовательский коллектив должен иметь личные контакты с призванным составом, и эти контакты должны быть свободными и раскрепощенными, что было наиболее сложным в условиях армейской иерархии того времени; 4) должны существовать свободные личные контакты с другими исследователями, работающими как по заданию правительства, так и неправительственных структур. Стауффер наметил основные проблемы исследований: моральный климат в войсках, находящихся далеко от театров военных действий; настроения в частях, которые должны скоро отправиться за океан для участия в боевых действиях; установки негров-военнослужащих; установки военнослужащих спецпод- Стауффер Самуэль Эндрю (1900—1960) — основатель военной социологии США, руководитель авторского коллектива классической монографии «Американский солдат» (1949), родился в г. Сак-Сити (шт. Айова), образование получил в университетах Висконсина (1935) и Чикаго (1946). В 1946 г. он создал и возглавил Лабораторию социальных отношений Гарвардского университета. Помимо военной социологии он также изучал расовую проблему в США. Стауффер разработал количественные методы анализа социальных проблем, процедуры эмпирической верификации данных, был одним из создателей методики современного обследования. Важнейшие его работы, помимо упомянутых: «Измерение и предсказание» (в соавторстве), «Социальное исследование в проверке идей» (1962), «Коммунизм, конформизм и гражданские свободы» (1963) 523 разделений, в частности в ВВС, в сравнении со всей армией; установки в войсках, воюющих в особых условиях, например в пустыне. По предложению Ста-уффера проводились как регулярные мониторинговые съемы информации, так и специальные экспериментальные программы. Предусматривались специальные ресурсы для проведения блиц-обследований по проблемам, возникшим внезапно и требующим быстрых результатов-рекомендаций. Коллектив под руководством Стауффера разработал систему показателей социального климата и регулярно составлял отчеты по этой системе относительно состояния войск в различных местах. Летом 1942 г. было проведено широкомасштабное обследование в военно-воздушных силах, осенью того же года открылся филиал исследовательского подразделения в Лондоне, а в 1943 и 1944 гг. — аналогичные филиалы на театрах военных действий вооруженных сил США. Всего за годы войны было проведено около 250 обследований. Вот тематика некоторых из них: установки солдат, размещенных на Бермудах (300 человек); отношение к войне (2900 человек); отношение к гражданским лицам (3500 человек); проведение досуга (2400 человек); установка на различные должности в армии (3000 человек); установка негров и на негров (12 200 человек). Армейские руководители не возражали против публикации данных по проекту, но денег не выделяли. В 1946 г. Фонд Карнеги передал на эти цели грант Исследовательскому совету по общественным наукам, благодаря чему ведущими учеными, имевшими отношение к данному проекту в 1949— 1950 гг., был выпущен четырехтомник «Исследования по социальной психологии во Второй мировой войне». В авторский коллектив, возглавляемый Стауффером, вошли Эдвард Зухман и Робин Уильяме (Корнуэльский университет), Леонард Коттрел (Фонд Рассел Сейдж), Луис Гуттман (Корнуэл), Пауль Лазарсфельд (Колумбийский университет), ставшие специалистами мирового уровня по разработке и применению математико-статистических методов в социальных исследованиях. В ходе проекта была значительно обогащена методика и техника проведения конкретных исследований. Это касается как методов сбора данных, так и их обработки. В частности, значительное развитие получили методы шкального и факторного анализа, теория измерения установок. Результаты реализации проекта имели несколько уровней. Наиболее значимыми были выводы и рекомендации, позволяющие знать состояние боевого духа в армии и предпринимать необходимые действия для его подъема и поддержки. Были вскрыты социальные закономерности поведения людей в боевых условиях, факторы, влияющие на эффективность поведения солдата в бою. В частности, исследователи установили связь между характером военной подготовки и социальными установками, между разными типами установок и эффективным ведением боевых действий военнослужащими. Ученые разработали тесты, позволяющие правильно предсказывать поведение того или иного человека в бою. Социологам удалось выявить действие разнообразных факторов как на боевую подготовку воина, так и на его поведение в условиях боевых действий. Исследование оказало исключительно плодотворное влияние на разработку социологических процедур, совершенствование методики сбора, анализа, интерпретации социологической информации. В проекте тесно сотрудничали социологи, психологи, математики, что дало возможность со- 524 здать новые аналитические подходы и даже самостоятельные научные дисциплины на стыке этих и других социальных наук. Подводя итоги рассмотрения процесса содержательного и институционального становления военной социологии в США, следует отметить, что заложенная при ее создании направленность на решение практических задач, стоящих не только перед вооруженными силами страны, но и перед национальной внешней политикой и перед всем американским обществом, не только полностью оправдалась в социально-инженерном аспекте, но и позволила на глубоко фундированной основе решить ряд общетеоретических задач, выходящих за рамки уровня теории среднего ранга. В настоящее время социологическая проработка проблем, стоящих перед вооруженными силами страны, широко и многопланово используется как в процессе стратегического и повседневного планирования, так и при обеспечении различных сторон деятельности военного истеблишмента США, позволяя ему успешно решать не только чисто военные, но и социальные задачи.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Институциональное оформление военной социологии в США» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»