В 1995 г. было проведено исследование, посвященное анализу морально-психологического состояния личного состава пограничных войск России, выполняющего задачи в «горячих точках», в частности в Чечне. Социологическое исследование выполнялось в 2 этапа — зимой и летом 1995 г. — непосредственно в подразделениях первой линии, находящихся в зоне боевых действий. Сбор эмпирических данных осуществлялся методами наблюдения и опроса (анкетного, экспертного, интервью) 850 военнослужащих, репрезентирующих личный состав группировки по месту дислокации, сроку службы, воинскому званию, должности и характеру выполняемых задач. Исследовательская группа осуществляла сбор информации непосредственно в боевых порядках: в окопах, на позициях, в блиндажах и землянках, имея возможность проводить непосредственное включенное наблюдение. Членам группы приходилось выполнять не только исследовательские задачи, но исходя из складывающейся обстановки и служебно-боевые. Врезка Термины. Лексикон молодого духа Губа — гауптвахта — место отбывания наказания (что-то вроде карцера). Дед — солдат, которому осталось до конца службы менее полугода. Дембель — тот дед, который в ближайшие месяцы будет уволен в запас. ДЕПО — Дом Еле Передвигающихся Офицеров. Дух — солдат, который уже принял присягу. Духанка, духанька — период для солдата, пока он считается духом. Залет — нарушение какого-нибудь дедовского закона, правила, обычая и т.д.; как правило, несет за собой наказание. Запах — солдат, который еще не принял присягу. Затариться — вариантов несколько: 1) получить работу, на которой никто не гонит в шею, никто не орет, не стоит над душой; 2) отдыхать, пока все работают; 3) раздобыть гражданскую еду; 4) и вообще, получить то, что приносит радость в армейской жизни. КМБ — Курс Молодого Бойца. Крыса — вор. Каптерка — комната, где хранятся личные вещи всех солдат (как правило, долго они там не хранятся). Карантин — курс молодого бойца (период, пока всех новопризванных солдат гоняют строевой подготовкой, заставляют учить устав, ходить строем, проводят всяческие учения: подъем по тревоге, стрельба и т.д.), начинается с момента призыва и длится до присяги (или дольше) — от 2 недель до 2 месяцев. Лычка — маленькая полоска на погонах (1 лычка — ефрейтор, 2 лычки — младший сержант, 3 лычки — сержант и т.д.). Лычка дает право идтирядом с толпой солдат и орать, чтобы те шли вногу, и не более! Олень — военнослужащий, который любит ходить в самоволку и увольнение, а также активно отлынивать от работы и бегать от начальства.
Приказ — день, когда дедов начнут увольнять в запас. СЛОН — Солдат, Любящий Ох..ительные Нагрузки. Сопля — то же, что и лычка. Стукач — ...думаю, объяснять не надо. Тормоз — солдат, который неверно выполняет приказы (или верно, но медленно). Умираловка — наказание за залет. Может быть как к одному духу, так и ко всем сразу. Череп,Черпак — солдат, который прослужил свыше полугода. Шакал — военнослужащий со званием прапорщика или выше (из командного состава). Источник: http://www.madu.ru/termin.htm. 18 Источник: Ковалевский Ю.В., Петровский В.Д. Пограничники в районах вооруженных конфликтов// Социс. 1995. № 12. С. 26-32. 476 Цель исследования состояла в том, чтобы выяснить, насколько состояние морального и боевого духа пограничников адекватно поставленным задачам, выполнению служебных задач в условиях боевых действий. Как показало исследование, у военнослужащих невысока общая и боевая мотивация на выполнение служебно-боевых задач в Чечне. Ниже всего она у военнослужащих третьего периода, увольняющихся в запас, и личного состава подразделений, имеющих опыт соприкосновения с бандформированиями, а также у старших офицеров. Это связано в первую очередь с негативным отношением в целом к местному населению, с неодобрением большинством военнослужащих мероприятий, проводимых органами государственной власти в
регионе, и недостаточным уровнем информированности. Во многом это обусловлено негативным влиянием российских СМИ на морально-психологическое состояние военнослужащих. Вместе с тем отношение к выполнению конкретных служебно-боевых задач остается достаточно здоровым (индекс высок / = 0,69), что позволяет сделать вывод о высоком боевом настрое военнослужащих погранвойск на выполнение своих функциональных задач. Отношение к воинской службе в пограничных войсках даже несколько выросло (/ = 0,71). Социологи выявили достаточно высокую степень боевого сплочения военнослужащих воинских подразделений и их способность успешно выполнять боевые задачи. Наиболее высокие значения показателя у младших офицеров, сержантского состава и военнослужащих третьего периода, а также у личного состава подразделений, находящихся на первой линии соприкосновения с противником. Наблюдаются завышенные самооценки готовности к боевым действиям у военнослужащих, не имеющих опыта боевых столкновений. Степень мотивации к самопожертвованию и героизму адекватна сложившейся обстановке, характеру и специфике задач, выполняемых на территории Чечни, и неадекватна соответствующим требованиям боевой обстановки. Наименьшие показатели здесь у военнослужащих первого периода и молодых офицеров. В результате исследования выявлены некоторые тенденции в изменении уровня морально-психологического состояния личного состава: 1) 32% военнослужащих недостаточно четко понимают свое предназначение (лето 1995 г.). Это характерно в первую очередь для офицеров и военнослужащих подразделений, имеющих опыт боевого соприкосновения; примечательно, что в январе 1995 г. их было только 23%. Это может свидетельствовать о наметившемся росте критического настроя среди части военнослужащих к выполнению поставленных задач; 2) лишь 25% военнослужащих положительно относятся к местному населению, при этом 32% опрошенных выразили свое отрицательное отношение, а 43% затруднились ответить; 477 3) отмечается крайне низкий уровень информированности личного состава о событиях в регионе; 81% опрошенных отрицательно оценили свою информированность (в январе — 60%); 4) характерно, что лишь 46% военнослужащих связывают выполняемые задачи с защитой интересов России, 27% не видят подобной связи, а 25% не определились в своей позиции; 5) лишь 64% военнослужащих уверены в оружии и боевой технике, причем среди офицеров лишь 48%; особенно настораживает то, что 14% опрошенных в целом отрицательно оценивают возможности своего оружия; 6) у 24% опрошенных военнослужащих отмечаются подавленное психическое состояние и плохое настроение (в январе 29%), в том числе у личного состава третьего года службы — 33%, лишь 46% опрошенных отметили, что у них преобладает положительное настроение; 7) 28% военнослужащих (в январе 39%) отмечают недостаточно высокий уровень дисциплины, сплоченности и отношений между военнослужащими в коллективе; особенно низкие показатели у личного состава вновь формируемых частей;
Рис. 11. Армейский призыв вполне может стать для молодежи хорошей стартовой площадкой 8) 12% опрошенных негативно относятся к готовности рисковать и жертвовать собой при выполнении боевой задачи (в январе 21%), а 35% сомневаются в необходимости этого; 9) более половины военнослужащих не удовлетворены своей службой, причем 21% оценивают ее в целом отрицательно. В ходе исследования выявлены основные факторы, снижающие морально-психологическую устойчивость личного состава в особых условиях: 478 ♦ низкая мотивация военнослужащих на выполнение служебно-боевыхзадач вообще и в «горячих точках» в частности; ♦ постоянное воздействие на личность воина физической угрозы жизнии здоровью в ходе выполнения боевых задач; ♦ большие физические нагрузки, неустроенность быта и жизни военнослужащих в особых обстоятельствах; ♦ сильное физическое и нервное напряжение как в период подготовки,так и при выполнении боевых задач; ♦ отсутствие боевого опыта у подавляющего числа военнослужащих погранвойск, особенно срочной службы; ♦ социальная неустроенность военнослужащих и членов их семей в местах постоянной дислокации, отсутствие необходимых социальных гарантий военнослужащим и членам их семей в случаях гибели, ранений, получения травм и увечий в ходе боевых операций; ♦ сомнения у части военнослужащих в необходимости участия пограничных войск в особых мероприятиях, в правильности и обоснованности решений, принимаемых органами федеральной власти. Наряду с этими факторами в ходе выполнения служебно-боевых задач действуют и традиционные факторы боя, существенно снижающие общее морально-психологическое состояние личного состава: опасность — осознание военнослу жащим обстановки как угрожающей его жизни и здоровью; внезапность — неожиданное для военнослужащего изменение обстановки в ходе выполнения задачи; неопределенность — отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения, содержании боевой задачи, о противнике и характере его действий; новизна — наличие ранее неизвестных военнослужащему элементов в условиях выполнения или в самой боевой задаче. В чеченском конфликте проявились и специфические факторы риска, не известные в других «горячих точках»: ♦ негативная направленность общественного мнения относительно силового решения чеченского конфликта, активная антиармейская и антивоенная пропагандистская кампания в средствах массовой информации, ведущаяся нередко с прочеченских позиций; ♦ боязнь ранений (в силу их особой тяжести и характера), возможностипопасть в плен и подвергнуться пыткам, глумлению и издевательствам(особенно после событий в с. Ассиновская) со стороны боевиков; ♦ деморализующая деятельность комитетов солдатских матерей и массовые приезды родителей военнослужащих в районы дислокации частей и подразделений, похищения ими отдельных военнослужащих; ♦ внутреннее неприятие и недоверие военнослужащих к местному населению, с одной стороны, и психологическая трудность их восприятияв качестве «врага» — с другой; ♦ растущие чувства ненависти и мести по отношению к боевикам, переносящиеся на все чеченское, а порой и ингушское население, по мерепродолжения конфликта и роста боевых потерь среди военнослужащих.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОГРАНИЧНИКИ В «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ»» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»