ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ
После десятилетнего промышленного спада в 1999 г. отмечен рост промышленного производства (на 8,1%) в отраслях, функционирование которых сопряжено с опасностью ухудшения экологической ситуации в городах. Так, наращивался объем выпуска продукции химической, нефтехимической промышленности (21,7%), черной и цветной металлургии (14,4 и 8,5% соответственно), угольной (8,8%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлоз но-бумажной (17,2%) отраслей промышленности. Данная тенденция усилила напряженность экологической обстановки на большей части городских территорий. Во всех городах с населением более 1 млн человек, включая Москву и Санкт-Петербург, экологическая ситуация была сложной.
Экологические проблемы урбанизированных территорий обостряются из-за увеличивающейся автомобилизации городов, в отдельных случаях достигающей 300 автомобилей на 1 тыс. жителей. Такая ситуация наблюдалась в Московской, Санкт-Петербургской, Саратовской, Челябинской, Новосибирской агломерациях (коэффициент 6,5—9,0), характеризующихся высокой степенью развитости и плотности транспортно-коммуникационных систем. Загрязнение воздушного бассейна вредными выбросами автотранспорта в крупнейших городах имеет тенденцию роста, превышая 50% общего объема выбросов, а в Москве — более 80%.
Особую озабоченность правительства вызывает обстановка на Крайнем Севере. Северные территории страны — это хозяйственный и экологический резерв не только России, но и всей планеты. Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности занимают 60% территории Российской Федерации. Здесь сосредоточено 80% сырьевых ресурсов России, расположено 70 городов, более 300 поселков городского типа, около 1300 других поселений. На этой территории проживает 8% населения (11 млн человек), в том числе более 200 тыс. человек, представляющих 32 национальности коренных малочисленных народов. Особенности градостроительства на Севере обусловлены слабой устойчивостью природной среды к антропогенным нагрузкам, значительной дигрессией природных ландшафтов при использовании недр и строительстве поселений, негативными последствиями про-
В основу материала положены следующие источники: Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1999 году».— http://www.ecocom.ru/ Gosdoklad99/Part7.htm; Национальный Доклад-1997 «Сохранение биологического разнообразия». М., 1997.
37Э
явления природно-техногенных процессов (заболачивание, термоэрозия, карст, просадки и т.д.).
Для биоразнообразия наибольшие последствия имеет миграционный отток населения из районов Севера. В период кризиса сокращение добычи минерального сырья привело к депопуляции поселков и городов на Чукотке, в Магаданской и Камчатской областях. Здесь снизились техногенные воздействия (загрязнения, разрушение драгами речных долин, разрушение растительности гусеничным транспортом), а также охотничья и рыболовецкая нагрузка. Но это лишь временное «затишье», вызванное сокращением численности населения и соответственно экономическим кризисом. В целом

глобальный процесс воздействия на природу носит печальную тенденцию разрушения.
Установлено, что в течение 20— 25 лет ландшафты Крайнего Севера необратимо деградируют (от 0,1 до 2% территории ежегодно) под воздействием процессов интенсивного освоения, формирования систем поселений, строительства объектов инфраструктуры. При этом полностью теряется растительность, заболачиваются и покрываются отвалами обширные территории. Так, Ямало-Ненецкий автономный округ фактически представляет зону экологического бедствия, поскольку в округе погибли до 50% экосистем. При существующей практике природопользования к 2005 г. будут разрушены экосистемы на 20— 30% арктических площадей, составляющих в основном всю территорию их активного освоения. В последующие 10—15 лет Крайний Север может лишиться лишайникового покрова, что приостановит оленеводство, пушной промысел и отстрел диких оленей — основные отрасли природопользования коренного населения.
В районах проживания коренных малочисленных народов Севера сложилась кризисная экологическая ситуация. Традиционно их уклад жизни отвечал требованиям рационального природопользования, исключавшего нарушение природного равновесия ранимых северных ландшафтов. Изменение условий жизни и труда аборигенного населения, нарушение экологического баланса территорий, отчуждение земель традиционного природопользования под промышленное использование оказали неблагоприятное влияние на здоровье коренных народов Севера. По данным Госкомсевера России, нарушения здоровья наиболее значительно выражены у коренного населения. Это относится к коренным малочисленным народам Северного, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного районов.
380
В настоящее время около 25—30%, а в некоторых отдаленных поселках и до 100% населения из числа коренных малочисленных народов оказались, по существу, экологическими мигрантами и вынуждены переселяться в более крупные поселки из-за ухудшения экологической обстановки вследствие сокращения площади оленьих пастбищ, загрязнения водоемов и истощения рыбных ресурсов. Невосполнимый ущерб окружающей среде и здоровью человека наносит экспедиционный метод освоения природных ресурсов территории.
Западные эксперты оценивают объем неучтенных рубок в 40% общего объема заготовок. Еще важнее наличие признаков роста рубок в южных, ле-

содефицитных областях страны. Анализ показывает, что рубки санитарные, ухода и «прочие» (в том числе при отводах земель под строительство или садовые участки) проводятся в районах, где имеется дефицит леса. Незаконные рубки, свод леса под видом отвода земли для других целей становятся обычным явлением: высокие цены на энергоносители приводят к массовым рубкам леса на дрова. В сельских районах практически нет контроля за мелким лесным браконьерством. Продолжается рост числа пожаров и свежих гарей. Из-за недостаточного финансирования прекратилось противопожарное патрулирование с использованием авиации, вследствие чего пожары обнаруживаются с запозданием. Особенно быстро растет число пожаров в продуктивных и спелых лесах с наибольшим запасом древесины и высоким уровнем биоразнообразия. В таких агломерациях, как Воркутинская, Сыктывкарская, Норильская, Мурманская, сформировались обширные ареалы рассеяния загрязнения на городских и пригородных территориях с участками необратимо трансформированных природных комплексов. В Мурманской и Архангельской агломерациях экологическая ситуация осложняется тем, что на судоремонтных заводах накопились радиоактивные отходы атомного ледокольного и военного флотов, обезвреживание которых сопряжено с серьезным экологическим риском. Освоение месторождений в Тюменской области сопровождалось неоправданным ростом временных городов и поселков, что привело к активизации термокарстовых и эрозионных процессов на территории городов и пригородов. Значительный ущерб природной среде и поселениям в Западной Сибири нанесен авариями и разливами нефти на месторождениях. Поступление нефти в водоемы представляет опасность для систем городского водоснабжения.
Рыболовство распространено практически по всей территории и во всех акваториях России, но в разных регионах его масштабы и способы неодинаковы. Во внутренних пресноводных водоемах России в течение несколь-
381
ких последних лет постепенно сокращаются запасы ценных промысловых рыб (осетровые, судак, сазан) и увеличивается численность малоценных рыб. На большинстве водоемов промысел осуществляется без координации действий заготовителей, используются неэкологичные орудия лова, отсутствует учет вылова и реализации продукции, развито браконьерство. По данным Федеральной пограничной службы, на которую возложен контроль за промыслом в окраинных морях России, регистрируется примерно 10% экспорта в Японию («теневой» экспорт морепродуктов из России в эту страну достигает 2 млрд долл. в год).

В настоящее время миграционные процессы регулируются государственными органами в ограниченных масштабах, что обусловливает значительный экологический ущерб территориям отдельных регионов. Расселение мигрантов часто не соответствует экологическим требованиям. Они «оседают» на достаточно густонаселенных и «экологически напряженных» старообжитых территориях Поволжского (сальдо миграции 40,2тыс. человек), Уральского (37,7 тыс. человек), Центрального (112,2 тыс. человек) экономических районов.
В густонаселенных областях черноземного центра сейчас наблюдается отток молодежи. Сам по себе он не ведет к существенному снижению воздействий на биоразнообразие. Уровень распаханности земель в этом регионе мало менялся в прошлом, а в будущем может даже несколько возрасти. Развитие самостоятельного производства продовольствия уже привело к увеличению земель под огородами.
В Европейской части бывшего СССР особое внимание уделялось транспортным сетям союзных республик, примыкающих к России с юга и запада — здесь развитие дорожной инфраструктуры диктовалось нуждами обороны. В то же время в центральной России (Смоленская, Калужская, Тамбовская области и т.п.) была менее развитая транспортная инфраструктура. Темпы прироста протяженности дорог в 1975—1985 гг. превышали 3,5%, а в 1992-1996 гг. упали до 1,3%.
Состояние дорожной сети между крупными населенными пунктами, где концентрируется индустрия, в общем удовлетворительно. В то же время в основных полеводческих районах отмечается острый дефицит внутрихозяйственных дорог. В лесодобывающих регионах не хватает, а то и вовсе отсутствуют дороги с твердым покрытием, вследствие чего доминируют сплошные рубки с применением тяжелой проходимой техники. Деградация имеющихся дорог, особенно ведомственных (военных, лесовозных), в глубинке и депрессивных регионах будет прогрессировать.
В центральной и южной части России следует ожидать активизации реконструкции магистральных дорог. В этом случае нагрузка на природу возрастет, в результате как расширения дорог, так и развития придорожной инфраструктуры — бензозаправочных станций, предприятий торговли, питания и отдыха и т.п. В степной зоне, где придорожные полосы являются едва ли не единственными защитниками степной биоты, это может иметь весьма тяжелые последствия.
382
В таежной и тундровой зонах России основными транспортными путями являются реки. Благодаря широкому развитию маломерного водного транспорта начиная с 1950-х гг. стали легко доступными дальние угодья, что усилило концентрацию населения в более крупных поселках на реках. В результате возросла нагрузка на экосистемы вдоль рек и упала на водораздельных пространствах. Сейчас снижение посещаемости дальних угодий определяется ростом цен на горючее. Аналогичные причины снизили перевозки в каботажном флоте и местной авиации, с помощью которых многие браконьеры проникали на морские побережья и водоразделы. В то же время из-за высоких цен упали объемы противопожарного авиапатрулирования лесов.

В 1999 г. сохранилась экологическая напряженность урбанизованных территорий в связи с проявлением опасных природных и техногенных процессов. Эти процессы включают: наводнения (в 746 городах), оползни и обвалы (в 725), землетрясения (в 103), лавины и сели (в 14), овражную эрозию (в 442), карст (в 301), просадку лессовых пород (в 563 городах). За последние 15 лет площадь развития данных процессов в пределах урбанизованных территорий увеличивается. Это происходит из-за прекращения профилактических работ по предупреждению опасных процессов методами инженерной защиты в большинстве городов России. С угрозой проявления опасных природных и техногенных процессов и созданием неблагоприятной экологической ситуации связано возведение в крупных городах подземных сооружений и объектов городской инфраструктуры, что обусловлено активизацией опасных геологических процессов, не проявлявшихся при наземном строительстве (деформации, просадки земной поверхности, подтопление).
В последнее десятилетие наиболее активно проявляется процесс техногенного подтопления подземными водами, которому подвержено около 20% урбанизованных территорий страны в 82% городов России. Экологически опасные последствия подтопления урбанизованных территорий связаны с затоплением и разрушением подвалов и инженерных коммуникаций, обводнением и уменьшением несущей способности фунтов — оснований зданий и сооружений и их деформацией, с загрязнением подземных вод токсичными веществами, с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в жилых и рабочих помещениях. Особенно активно эти сопутствующие подтоплению негативные последствия проявляются в Центральном, Волго-Вятском, Поволжском и Северо-Кавказском экономических районах, в Московской, Нижегородской, Ульяновской, Краснодарской и Ростовской агломерациях. Продолжается загрязнение подземных вод в результате их переэксплуатации в Саратовской, Кемеровской, Владивостокской агломерациях. Значительный ущерб подземным водам хозяйственно-питьевого назначения в Саратовской агломерации был нанесен разведочными скважи-
383
нами на нефть и газ, а также работами по закачке газа в подземные хранилища.
К сейсмоопасным территориям относится около 34% урбанизованных территорий. Наиболее сейсмически опасны Северо-Кавказский, Дальневосточный, а также высокоурбанизованные территории на юге Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов. Агломерации Урала, Поволжья и города Краснодар, Сочи, Анапа, Ставрополь, Пятигорск, Грозный, Махачкала, Дербент, Иркутск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский находятся в зоне повышенной сейсмичности (8 баллов и более). Значительная часть зданий и сооружений в пределах указанных территорий

не имеет достаточно надежной сейсмо-защиты. Риск землетрясений возрастает с каждым годом по мере освоения сейсмоактивных территорий и проведения строительных работ. Площадь опасных в сейсмическом отношении территорий за 10 лет увеличилась в среднем на 2%, причем во Владивостокской агломерации на 30%, в Новосибирской — на 14%.
В зоне развития многолетнемерз-лых пород, слагающих около 65% территории России, проявляется экологически опасный комплекс геокриологических процессов (термокарст, термоэрозия, пучение и т.д.), потери от которых были зафиксированы практически во всех поселениях, расположенных в зоне вечной мерзлоты. По данным обследований, около 25% зданий и сооружений в г. Воркута, поселках Амдерма, Диксон, Тикси имели значительные деформации, а 8% находились в аварийном состоянии. Ожидается дальнейшее увеличение площади развития мерзлоты и соответственно рост экологического ущерба и экономических потерь от опасных геокриологических процессов в пределах урбанизованных территорий из-за постоянно увеличивающейся техногенной тепловой нагрузки.
Природные оползни представляют большую опасность в экологическом отношении, так как они вызывают разрушение нефте-, продуктопроводов, канализационных сетей, очистных сооружений, хранилищ экологически опасных продуктов. Кроме того, возникают техногенные оползни на бортах дорожных и строительных выемок и на откосах отвалов грунта. В среднем оползневой опасности подвержено 5% урбанизованных территорий, однако проявление оползней отмечается в большинстве городов (71 % общего их числа).
В условиях высокоурбанизованных территорий (Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Челябинская агломерации и т.д.) серьезную проблему для окружающей среды представляет размещение полигонов складирования твердых бытовых отходов (ТБО) и иловых площадок осадка сточных вод городских очистных сооружений, поскольку для их строительства
384
используются пригородные зоны, имеющие земли природоохранного значения и обладающие рекреационными ресурсами.

В 1999 г. в России в городах и поселках городского типа образовалось около 30 млн т ТБО. По прогнозам, к 2005 г. ежегодное накопление ТБО составит 35 млн т. Проблема экологической опасности ТБО затрагивает все стадии обращения с отходами. Из-за нехватки территорий организованные свалки все более удаляются от городов, а несанкционированные свалки в большом количестве размещаются вдоль автомобильных и железных дорог, в местах отдыха, что негативно сказывается на экологической обстановке, особенно в пригородах крупных городов. Для минимизации прогона автотранспорта и сокращения выбросов мусоровозного транспорта в атмосферу на территории агломераций создаются мусороперегрузочные станции и используются высоконагруженные мусоровозы. С ростом городов постоянно увеличивается потребность в городских территориях, каждые 5 лет размер селитебных (населенных) территорий возрастает на 20%, что приводит к увеличению расстояния до полигонов ТБО. Среднее по России расстояние вывоза ТБО составляет 20 км, а в крупных городах (Волгоград, Воронеж, Тула и т.д.) — до 45 км и более. По данным обследования 100 городов Российской Федерации (без Москвы и Санкт-Петербурга), около 45% всех ТБО транспортируется на расстояние 10—15 км, 40% — на 15—20 км, 15% — более 20 км. Анализ статистических данных показывает, что дальность вывоза ТБО ежегодно возрастает в среднем на 1,5 км. Промышленные способы обезвреживания ТБО (в частности, заводы по переработке или сжиганию отходов) оказывали положительное влияние на оздоровление среды проживания населения на урбанизованных территориях (Мурманск, Пятигорск, Москва, Владивосток, Санкт-Петербург, Нижний Новгород). Основная экологическая опасность мусоросжигательных заводов обусловлена недостаточной очисткой отходящих газов от вредных примесей, особенно от диоксидов и оксидов азота, а также утилизацией и захоронением токсичной золы и шлака, масса которых может составлять до 30% сухой массы ТБО. В настоящее время в России эксплуатируются четыре мусоросжигательных завода (Москва — два, Пятигорск и Мурманск), а также четыре мусороперераба-тывающих завода (Санкт-Петербург — два, Нижний Новгород и Тольятти).
Острая экологическая проблема, возникающая при ликвидации оборонных предприятий, связана с необходимостью утилизации промышленных отходов, в том числе радиоактивных, металлолома, токсичных остатков ракетного топлива, отработанных частей ракет-носителей, рекультивации нарушенных земель. В г. Плесецк, городах Республики Алтай и в Барнаульской агломерации отмечалось загрязнение окружающей среды отходами высокотоксичного ракетного топлива.
385
В ближайшем будущем рост производства будет обеспечиваться в значительной степени за счет мелких предприятий, забирающих воду из городских водопроводов и сбрасывающих ее в канализацию, которая обычно не приспособлена под промышленные стоки, или прямо в природные водоемы. Показательно, что объемы сброса загрязненных сточных вод в 1996 г. составили 82,7% от уровня 1992 г., а выбросы вредных веществ в атмосферу — 71,6%, причем последние менее диффузны и поэтому легче учитываются. Следствием сокращения среднего размера предприятий явится рост отводов земли под строительство, небольших по площади, но многочисленных вырубок леса, особенно в южных регионах.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Дохідність на акцію
ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ ТА ВАЛЮТНА ПОЛІТИКА. ОСОБЛИВОСТІ ФОРМУВАННЯ ВАЛЮТ...
ВИЗНАЧЕННЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЙНІ ОЗНАКИ ТОВАРІВ І ПОСЛУГ
Типи проектного фінансування
Шляхи активізації інвестування


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 632 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП