Если раньше человек — заговорами, ритуалами, плотинами и прочими изобретениями — охранял себя от природы (наводнений, пожаров, злых духов и т.д.), то сегодня он охраняет природу от самого себя. Это называется «охрана природы». ОХРАНА ПРИРОДЫ — комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и атмосферы. В 1948 г. учрежден Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). В него входят 626 национальных научных, государственных и других учреждений из 120 стран, 33 международные организации. Союз проводит огромную практическую и издательскую деятельность в рамках ЮНЕСКО. Широкую известность получила независимая международная общественная организация «Гринпис» (англ. Greenpeace — Зеленый мир), ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды. Основанная в 1971 г. активистами из Канады и США, она имеет отделения в 25 странах (с 1990 г. в Москве и Киеве). «Гринпис» борется против ядерных испытаний и радиационной угрозы, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира морей и т.п. Воздействуя на общественное мнение, проводя ненасильственные акции протеста, «Гринпис» добивается от правительств и промышленных компаний принятия решений по конкретным экологическим проблемам. В Бангладеш существует более 1000 неправительственных организаций по защите окружающей среды, в Индии — десятки тысяч, поддержку которым оказывают религиозные фонды и налоговые льготы. В Бразилии амазонские индейцы и сборщики каучука объединились для защиты своих лесов от агрессивных фермеров и горняков. Китай является одним из мировых лидеров в производстве сберегающих энергию компактных флюоресцентных ламп. Разработанные мировым сообществом экологические программы предусматривают целый ряд мер: защита заболоченных земель и пустынь, сниже- 372 ние уровня загрязнения воздуха и воды, совершенствование использования источников энергии и применение новых сельскохозяйственных технологий, более эффективная утилизация токсических химических веществ и радиоактивных отходов, а также борьба против болезней и голода. К 1996 г. в 117 странах были созданы национальные комиссии по реализации предложенной стратегии, но, как показывает практика, масштабные цели по охране окружающей среды превышают ограниченные возможности государств и международных агентств. Для выполнения программных целей только развивающиеся страны должны ежегодно инвестировать дополнительно 600 млрд долл., из них 125 млрд
должна составлять иностранная помощь. Эта цифра непосильна даже промышленным гигантам, она в 2 раза превышает всю зарубежную помощь, полученную развивающимися странами в начале 1990-х гг. Одной из самых значительных финансовых инициатив является Глобальный экологический фонд, созданный Всемирным банком, Программой ООН по защите окружающей среды и Программой ООН по развитию. Этот фонд оказал поддержку нескольким десяткам международных проектов, в частности таким, как создание национальных парков, защита исчезающих видов, использование солнечной энергии, экономия энергоресурсов. В 1972 г. в Стокгольме состоялась первая Всемирная конференция по окружающей среде, были созданы организации Программа ООН по окружающей среде и Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). В отчете МКОСР «Наше общее будущее» (1987) показана невозможность решения экологических проблем без их связи с проблемами экономическими, политическими и социальными, поставлен вопрос о необходимости поиска новой модели цивилизации, подчеркнута безнравственность прагматизма нашего поколения. Документ следующей Всемирной конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июль 1992 г.) «Повестка дня на XXI век» констатировал: «Человечество переживает решающий момент в истории. Противоречия между сложившимся характером развития и природой достигли предела. Дальнейшее движение по этому пути ведет к глобальной катастрофе, когда природа отплатит человечеству за надругательство над собой глобальными ответными реакциями — изменением климата, засухами, опустыниванием, усилением проникновения через атмосферу жесткого ультрафиолетового излучения, непредсказуемыми генетическими изменениями, эпидемиями, голодом и мором». Борьбу с глобальным потеплением мировое сообщество начало в 1992 г., когда в Рио-де-Жанейро была подписана Рамочная конвенция об измене- 373 нии климата (Framework Convention on Climate Change), предусматривающая сокращение выбросов так называемых парниковых газов, в первую очередь СОг Рамочная конвенция ООН об изменении климата была принята 9 мая 1992 г. и вступила в силу 21 марта 1994 г. В настоящее время сторонами Конвенции являются более 190 стран. Конвенция подтверждает, что, согласно Уставу Организации Объединенных Наций и принципам международного права, государства обладают суверенным правом на эксплуатацию собственных ресурсов в соответствии с собственной политикой в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность, осуществляемая под их юрисдикцией или контролем, не
наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами национальной юрисдикции. Переход к практической реализации намеченных шагов оказался долгим и болезненным. Результатом ожесточенного торга и взаимных уступок стал Киотский протокол к Рамочной конвенции. В конце 1997 г. на III конференции сторон Рамочной конвенции в Киото был принят Киотский протокол, закрепляющий количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу. Согласно Киотскому протоколу, часть стран-участниц (так называемые «страны приложения В» — развитые и постсоциалистические страны, на долю которых приходится основная часть выбросов) берет на себя коллективное обязательство к 2008—2012 гг. сократить выброс парниковых газов на 5% по сравнению с уровнем 1990 г., который принят за базовый. У каждой страны, входящей в эту группу, есть и собственные индивидуальные обязательства, за выполнение которых она отвечает. Европейский Союз должен сократить выбросы С02 и других парниковых газов на 8%, США — на 7%, Япония — на 6%, Австралия и Исландия могут увеличить выбросы, некоторые развитые страны обязаны лишь ограничить выбросы парниковых газов. Уровень сокращения для разных стран не одинаков. Россия оставила за собой 100% от уровня базового 1990 г. Она может не сокращать выбросы ниже уровня 1990 г., но и не имеет права их превысить. Протокол предусматривает систему квот на выбросы парниковых газов. Суть ее заключается в том, что каждая из стран, взявших на себя обязательства, получает разрешение на выброс определенного количества парниковых газов. Квоты могут быть превышены, но в таком случае соответствующие страны должны покупать право на дополнительные выбросы у государств, не выбравших свои квоты. Киотский протокол вступит в силу через 90 дней после его ратификации не менее чем 55 государствами — сторонами Конвенции, в том числе раз- 374 витыми странами, на долю которых приходится не менее 55% общих выбросов диоксида углерода этой группы стран. В марте 1999 г. Россия подписала, но не ратифицировала Протокол. Пока Россия не ратифицирует Ки-отский протокол, то он не вступит в силу, поскольку после выхода США в 2001 г. из Протокола без России суммарный выброс остальных развитых стран оказывается меньше 55% их общего выброса. В создавшейся ситуации вполне естественно то политическое давление, которое оказывали на Россию заинтересованные страны в целях заставить ее подписать Протокол. Отказ Соединенных Штатов от Киотского протокола в 2001 г. не стал для него смертельным ударом. К середине 2003 г. Протокол ратифицировали
110 стран, включая членов Европейского Союза и многих его перспективных членов в Центральной Европе, а также Японию, Канаду и большинство развивающихся стран. До 2013 г. не будут участвовать в Протоколе США и Австралия. Отказываются принять на себя какие-либо обязательства по Киотскому протоколу крупнейшие страны третьего мира — Китай и Индия, принадлежащие к числу основных эмитентов. Соединенные Штаты и Австралия, отказавшись от поддержки Протокола, поставили Россию в затруднительное положение. Ее поддержка оказалась определяющей для дальнейшей судьбы этого документа. Канцлер Германии Герхард Шредер и премьер-министр Великобритании Тони Блэр обратились к Президенту России В.В. Путину с просьбой вмешаться. Таким образом, вступление в силу Киотского протокола во многом зависит от России, так как голосов только ЕС и Канады недостаточно, чтобы преодолеть 55%-ную планку. В начале 2004 г. Президент В.В. Путин и парламент страны высказались о неоднозначном отношении России к ратификации Киотского протокола, а 30 сентября 2004 г. правительство России одобрило его ратификацию. Дело, в частности, в том, что Россия недобирает свою квоту по выбросам углекислого газа в атмосферу. Это дает ей возможность предложить часть неиспользованной квоты для продажи другим странам или провести реструктуризацию внешних долгов по схеме «долги на проведение природоохранной деятельности». Такая реструктуризация уже проводится западными кредиторами при списании части долгов целого ряда стран. По мнению некоторых российских экспертов, в связи с ключевой позицией России в Ки-отском протоколе возможно достижение договоренности со странами ЕС и США в решении проблемы российской задолженности (в том числе путем обмена долгов на экологические инвестиции). Отмечалось, что Россия играет ведущую роль в поддержании мирового экологического равновесия. Схема «долги на проведение природоохранной деятельности» была успешно реализована в Африке (8 стран), Азии (4 страны), Латинской Америке (31 страна), в двух восточноевропейских странах с переходной экономикой (Польше и Болгарии). Таким образом, важнейший документ не ратифицировали США. Для них ограничить выбросы — значит ограничить развитие промышленности. Глав- 375 ный загрязнитель воздуха на Земле — Соединенные Штаты, на долю которых приходится 36% мировых выбросов двуокиси углерода. Российская доля — 17%, при этом в Киотском переговорном процессе Россия имеет статус развивающейся страны, что позволяет ей вообще не сокращать выбросов. Специалисты Минэкономразвития РФ подсчитали, что при сохранении нынешней динамики развития экономики объем российских промышленных выбросов еще долго будет сохраняться на уровне 80% от 1990 г.
По мнению одних российских экспертов, подписание Киотского протокола скажется благоприятным образом на экономическом развитии страны, по мнению других, это ничего не даст России, а в одном из своих выступлений Президент В.В. Путин сказал, что потепление климата положительно повлияет на эффективность сельского хозяйства. Напротив, как полагают американские эксперты, Протокол для США нанесет огромный экономический ущерб. Таким образом, для развивающихся и развитых стран один и тот же документ имеет неодинаковую экономическую и социальную цену. Американский сенат еще во времена Клинтона единогласно отверг Ки-отский протокол на стадии предварительного обсуждения. Президент Дж. Буш также категорически высказался против Киотского протокола, заявив, что он противоречит экономическим интересам страны. США, осознавая, что они крупнейший в мире эмитент парниковых газов, тратят на меры борьбы с потеплением больше какой бы то ни было другой страны мира — с 1990 г. на эти цели федеральное правительство израсходовало 18 млрд долл. Это прежде всего налоговые льготы для компаний, использующих «чистые» энергетические технологии, и программы разработки и внедрения альтернативных видов топлива, например этанола (этилового спирта). Напомним, что, согласно Киотскому протоколу, промышленно развитые страны обязались снизить до 2010 г. выбросы углекислого газа в атмосферу на 5% по сравнению с уровнем 1990 г. В реальности, по весьма осторожным оценкам, за нынешнее десятилетие этот показатель не снизится, а повысится, причем на 17%. Такая информация содержится в последнем докладе Секретариата Рамочной конвенции ООН об изменении климата (29.06.2003). В том же документе впервые опубликованы данные, которые стали шоком для экологов: оказывается, что и после 2010 г. ситуация будет ухудшаться. Ожидается, что рост количества парниковых газов в атмосфере в следующем десятилетии будет выражаться двузначным числом. Например, в случае Канады этот показатель достигнет 20% по сравнению с уровнем 1990 г., а у Испании — даже 35%. Одного этого достаточно для того, чтобы общий итог выбросов углекислого газа у стран, подписавших Киотский протокол, резко подскочил (www.dw-world.de/russian). Эмиссия вредных газов легковыми и грузовыми автомобилями выросла с 1990 по 2000 г. на 20%, а самолетами — на 48%. Наибольшую тревогу по-прежнему вызывает положение в промышленно развитых странах. Не исключено, что показатель эмиссии С02 будет на 28% выше нормы, закреп- 37Б ленной в Киотском протоколе. Отсюда вывод: цель, которая преследовалась при подписании документа в Киото, далека от нас, как никогда. В 2003 г. американские конгрессмены внесли в Конгресс законопроект, который ограничивает выброс парниковых газов на всей территории США и предусматривает довести выбросы С02 к 2010 г. до уровня 2000 г., а к 2016 г. — до уровня 1990 г. Киотский протокол, отвергнутый Дж. Бушем, предполагал к 2012 г. сокращение выбросов С02 в США на 7% по сравнению с уровнем 1990 г. при предполагаемом промышленном росте 20—25%. За последние 7 лет Россия из 20 международных экологических конвенций ратифицировала лишь три — последнюю со скандалом вокруг вредных
присадок к бензину. Но именно позиция России с ее 17% стала ключевой для судьбы глобального экологического документа. Заминка связана с позицией Минэкономразвития и желанием получить некоторые материальные преференции в виде зачета наших долгов за то, что Россия является «легкими планеты». В России сосредоточены огромные запасы пресной воды, лесов, прочих экосистем, за которые мы как кладовщики несем ответственность, но не получаем ни копейки чаевых от потребителей общего природного богатства. Вообще «экодонорство» — рискованная тема, наукой пока не изученная. Атмосферный баланс зависит от многих величин: старые леса выделяют углекислый газ, тающая вечная мерзлота (65% наших территорий) выбрасывает метан, некоторые виды почв «дышат» крайне невыгодно для экологии. Экономические расчеты показывают, что даже с учетом промышленного роста, Россия может распоряжаться 3—4 млрд т выбросов. А их цена 4— 5 долл. за 1 тонну. (Кстати, если бы США остались в Протоколе, цена подскочила бы до 20 долл.) То есть прямо из воздуха мы можем заработать за 5 лет около 15 млрд долл.23 Но покупатели не ждут бесконечно, Россия теряет инвестиционную привлекательность и в экологических проектах. России выгодно скорее ратифицировать Киотский протокол. У Европы есть и другие экономические механизмы, кроме приобретения квот у России, чтобы выполнить требования Протокола. Например, присоединение Восточной Европы, где выбросы сокращены на 20—30%, к мероприятиям по повышению энергоэффективности и приобретение газа у России. Если Россия присоединится к Протоколу, то и цены на российский газ резко возрастут — и это побочное, но значительное приобретение. Лесков С. «Легкие планеты» с пустым кошельком. — http://www.inauka.ru/ecology/article33762#. 377
В 1995 г. Россия ратифицировала Конвенцию о биологическом разнообразии, взяв на себя ответственность за сохранение живой природы на '/8 суши нашей планеты. Россия делает все возможное для выполнения обязательств по Конвенции: развивает систему заповедников и национальных парков, готовит к изданию новую редакцию Красной книги, реализует национальные программы по спасению редких видов животных. Ратификация Россией Конвенции о биологическом разнообразии содействовала усилению работ по охране редких видов растений и животных. Так, в 1997 г. начала действовать Федеральная программа по сохранению амурского тигра, подготовлена отраслевая программа по сохранению, восстановлению и использованию зубра, подготовлен список животных для включения в новое издание Красной книги России. Начиная с 1992 г. Правительством Российской Федерации приняты решения о создании 23 новых государственных природных заповедников общей площадью 71 000 кв. км, 16 национальных парков общей площадью 31 000 кв. км, расширении территорий еще 12 заповедников (на 25 000 кв. км) и о создании четырех новых федеральных природных заказников (с общей площадью 51 000 кв. км). В 1995 г. Указом Президента утверждена Федеральная целевая программа государственной поддержки заповедников и национальных парков на период до 2000 г.м Россия очень активно подключилась к международной деятельности в области сохранения живой природы. В стране открыты представительства практически всех международных экологических организаций. Некоторые из них (1UCN, GEF, WWF и др.) реализуют в России крупные проекты. Так, Глобальный экологический фонд выделил более 20 млн долл. для реализации проекта «Сохранение биоразнообразия», который будет содействовать разработке Национальной стратегии России и Плана действий в этой сфере, окажет реальную помощь российским заповедникам и решению проблем охраны природы на Байкале. Среди многочисленных международных правительственных организаций, с которыми Россия сотрудничает в сохранении биологического разнообразия, необходимо упомянуть Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Интересные проекты реализуются в регионах России. Служба «Экологическая SOS» — проект детско-юношеской общественной организации «Экологический центр» г. Омска. Центр, созданный в 1990 г., объединяет 2500 ребят в возрасте от 10 до 21 года. Сейчас дружины Экологического центра работают в 17 школах. Они организуют экологические лагеря, где осуществляют исследования, во время которых собирают коллекции растений, насекомых и горных пород, проводят экспедиции, включая международные, выполняют практические и исследовательские работы, анализ загрязненности 24 Национальный Доклад-1997 «Сохранение биологического разнообразия». М., 1997. 378 воздуха и водных объектов. Организация известна в Омске благодаря многочисленным репортажам на телевидении и печатным работам в СМИ. Проект получил высокую оценку со стороны Совета по полевому обучению Великобритании и на ряде конференций.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «БОРЬБА ЗА СОХРАНЕНИЕ ЭКОЛОГИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»