ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

РЕФОРМА И РЕВОЛЮЦИЯ
Реформы — это постепенные, или инкрементальные (прирастающие), изменения. Это длительный процесс, в котором одна модификация следует за другой. Процесс идет медленно и незаметно до тех пор, пока накопление не создаст значительную трансформацию на выходе. Примером является неолитическая революция, проходившая тысячелетия, постепенно менявшая способ производства и образ жизни людей. То же можно сказать об индустриальной революции, отдельные элементы которой появились задолго до внедрения машинных технологий. Результат имеет кумулятивный эффект, т.е. радикальный разрыв с прошлым. Третий пример — «молчаливая революция» — изменение всех аспектов социальной жизни под влиянием распространения компьютеров и смены их поколений.
Революция — не путь количественного накопления новых признаков, а качественная трансформация прежнего уклада. Она затрагивает не форму,
228
а содержание общественной жизни. Революция — полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Это скачкообразное преобразование, оно представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое. При этом революция, предполагающая, как правило, насильственный, военный способ действия, вовлекает в свою орбиту широкие массы людей и не ограничивается локальным, местным проявлением. Зачастую она приобретает исторический масштаб.
Реформа, т.е. переформирование, изменение формы, предполагает частичные изменения отдельных сторон жизни, хотя последствия крупномасштабных реформ могут сказаться на всех сторонах жизни общества. Такими событиями в России были отмена крепостного права в 1861 г. и столыпинская реформа. Как правило, такие реформы задумываются правительством как одиночное или состоящее из серии мероприятий нововведение, подкрепленное законодательно или административно (механизм внедрения). Любая реформа есть нововведение, но не каждое нововведение называется реформой, если, например, оно затрагивает отдельное предприятие.
Революции, как и реформы, различаются масштабом, областью принадлежности, субъектами осуществления и исторической ценностью. Причем если первые три параметра со временем не изменяются, то оценка реформы или революции может измениться на противоположную. Так произошло с оценкой Октябрьской революции 1917 г. в России.
Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени. Революции бывают долговременными и кратковременными. Самым длительным процессом в истории человечества была неолитическая революция — качественный скачок, благодаря которому цивилизация совершила переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Она породила классы, города, государства и культуру.
Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, поэтому требуют долгого времени. Однако они всегда приводят к качественному изменению общества.
Революция в отличие от реформы представляет экстремальную форму коллективного сопротивления, которое, как известно, может быть самым разнообразным.
Кратковременные революционные события именуют также социальными революциями, которые зачастую сопровождаются или подготавливаются политическим переворотом.
Новейшей истории известна социальная революция, затронувшая интересы больших социальных групп в области культуры. В 1966—1976 гг. в Китае проходила «культурная революция». Эта грандиозная кампания была направлена против партийно-бюрократической иерархии. Весной 1966 г. отряды «красных охранников» (хунвэйбинов), состоявшие в основном из школьной и студенческой молодежи, начали массовые акции против партийного аппарата, привилегий высших слоев и «западного влияния», которые переросли затем в террор.
Руководитель Китая Мао Цзэдун поставил перед китайскими коммунистами цель — создать нового человека. Во имя этой цели развернулась кам-
229
пания по перестройке культурной жизни, осуществлявшаяся насильственными методами с позиций примитивных представлений о «подлинно пролетарской культуре». Образование переориентировалось на сочетание физического и умственного труда, поголовное изучение всем населением Китая идей Мао Цзэдуна. Партийные кадры и интеллигенцию посылали работать в сельские кооперативы или на фабрики. Смысл «культурной революции» состоял в перетасовке старых партийных кадров.

Рис 44. «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы»
В таком случае революция предстает перед нами как совокупность многочисленных реформ, осуществляемых одновременно с целью изменения основ социального строя. Октябрьская революция в 1917 г. проводилась именно с такой целью, в результате чего были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, ликвидированы свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, одним словом, основы существующего строя. Но прежде чем перейти к комплексным социальным преобразованиям, партия большевиков осуществила политический переворот — штурм Зимнего дворца и свержение Временного правительства. Только после этого, создав новые структуры власти, большевики с первыхдней издали основные законоположения, касающиеся экономической и социальной сфер.
Революция, начавшаяся в одной стране, может перекинуться на другие страны. Если они вовлекаются в революционный процесс стихийно, а весь процесс носит характер цепной реакции, то следует говорить о ненасильственной гло-
230
бальной и кратковременной революции. Так произошло в Европе в 1848 г., когда буржуазно-демократическая революция охватила различные страны. Исключением явилась Россия. Здесь буржуазно-демократическая революция совершилась в феврале 1917 г. Она не могла быть поддержана в других странах, поскольку произошла в стране, запоздавшей в своем развитии.
Напротив, социалистическая революция в октябре 1917 г. вовлекла в процесс и другие страны — либо добровольно (Германия и Венгрия в 1918 г.), либо принудительно (Германия и Венгрия в 1945 г.). К 1950 г. сформировался «социалистический лагерь», в который вошли Польша, Чехословакия, Албания, Болгария, Румыния. Революция в этих странах происходила принудительно,
при военной помощи другой страны. Тем не менее ее следует считать глобальной социальной революцией, изменив шей существующий социальный строй. России не нужна новая революция, считает Л. Шелли. Две революции XX в. привели ее к фундаментальному перераспределению собственности: революция 1917 г. привела к передаче собственности от граждан к государству, а революция начала 1990-х гг. привела к движению в обратном направлении. После каждой революции происходило огромное по своим размерам изъятие собственности1. И не только это. П. Сорокин так оценил «достижения» Октябрьской революции 1917 г.: «У нас до революции 1917 года были порядки «полицейского государства»... После октябрьского переворота объем государственной опеки населения достиг небывалых размеров... Населению предписывается, как и чем оно должно
Врезка
Рейтинг Ленина упал, а Сталина вырос
Социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в конце октября 2002 г. провели опрос 1600 россиян об их отношении к событиям октября 1917 г. Единого мнения о том, что было бы, если бы Октябрьская революция не произошла, у россиян не сложилось: 26% из них полагают, что власть захватили бы какие-то другие экстремисты, авантюристы, которые принесли народам еще больше бедствий; 22% респондентов думают, что была бы восстановлена монархия Романовых, и столько же (22%) — что Россия пошла бы по пути демократии западного типа; 14% предполагают, что страну ждали бы распад и утрата независимости; 16% респондентов затруднились с ответом на эту тему.
Если бы революция в России происходила в настоящий момент, то 28% респондентов, как показал опрос, постарались бы переждать это время, не участвуя в событиях; 23% активно поддержали бы большевиков, еще 20% кое в чем сотрудничали бы с ними, а 8%, наоборот, боролись бы про-
тив большевиков; 16% опрошенных россиян заявили, что в этих условиях уехали бы за рубеж. По данным ВЦИОМ, за последние 12 лет произошли существенные изменения в отношении россиян к известным политическим деятелям 1917 г. Так, если в 1990 г. к Владимиру Ленину с

симпатией относилось 70% россиян, то в октябре 2002 г. таких стало 36%. Симпатии респондентов к Феликсу Дзержинскому снизились с 49 до 28%. Одновременно за этот же период увеличилось количество россиян, симпатизирующих Иосифу Сталину, с 8 до 22%, Николаю II — с 4 до 18%, Колчаку - с 2 до 8%. (www.rusk.ru)
Shelley L. Corruption in the Post Yeltsin Era // EECR. 2000. Vol, 9. № 1/2.
231
заниматься, как думать, как верить, во что одеваться, чем питаться, какие газеты читать, какие книги писать, каких ораторов слушать и т.д. Словом, вся жизнь граждан поставлена под опеку государственного недреманного ока»2. Переход от традиционного общества к современному, который называется модернизацией, может разворачиваться по революционному сценарию, хотя и не во всех странах. Современность характеризуется формированием гражданского общества, светского государства, автономного (свободного и ответственного) индивида. Она сформировалась на Западе в результате трех революций — Ренессанса, Реформации и Просвещения. Эти революции не пройдены незападным миром.

По степени исторической значимости революционные события могут различаться на несколько порядков. Иногда то, чему мы придаем первенствующее значение и что нам кажется самым важным, по историческим меркам является второстепенным. Освоение Космоса и достижения электроники мы называем важнейшими революциями в истории человечества. На самом же деле, как полагают археологи и этнографы, никакие открытия последних 10 тыс. лет, включая освоение Космоса и достижения кибернетики, не могут ни в какое сравнение идти с тем грандиозным скачком, который совершило человечество благодаря неолитической революции, иными словами, благодаря приручению животных (скотоводству) и выращиванию растений (земледелию).
Врезка
Л. Fog
The paradox of revolution
When the regal selective pressure on a society is relaxed then the culture will drift in the kalyptic direction, driven by the desire for freedom and happiness in the individual. You may call this a revolution because it is the rebellion of ordinary people against the rulers. The revolution may be peaceful or violent. There is an inherent paradox in the process of violent revolution: The revolution can only succeed if it has enough supporters, and in order to recruit many supporters it must use strong means. In other words: regal strategies are needed to fight against regality. The goals of the revolution are easy to argue for: freedom, justice, and happiness. This is the «carrot» that makes people rally to the revolutionary movement. But the rebels must take big risks and make immense sacrifices in order to have a chance of winning, and to make people do that the revolutionary movement must use psychological techniques characteristic of regal cultures. It must incite fighting spirit and loyalty. Desperate diseases must have desperate remedies. It may seem, therefore, that a kalyptic revolution is impossible, and that it will only lead to more regality. But history shows
that it is indeed possible to make a society more kalyptic this way, and this is the paradox. The process by which the revolutionary movement recruits members is of course a selection external to the movement, but it is internal to the state to which it is rebelling. This intermediate position between internal and external selection means that the revolutionary organization is indeed regal, but less regal than that which it is fighting against, or you may say regal at a lower level. People do not forget what they are fighting for, and they will not sacrifice a lot for the cause unless they have prospects of a significant profit. The

conclusion of this is that a revolution may be a step in the kalyptic direction albeit only a small step. The transition from a regal to a kalyptic society is a long and tedious process, taking small steps at a time, especially when violent means are needed.
2 Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии: Статьи разных лет. М, 1994. С. 52.
232
По времени осуществления, продолжительности реформа и революция могут не отличаться друг от друга. Неолитическая революция тянулась несколько тысячелетий. Октябрьская революция 1917 г. в России свершилась за несколько дней. Ее ядро составили военный переворот и насильственный захват власти в центре. Однако на периферии общественной жизни она продолжалась еще много лет, пока окончательно не были сломлены устои старого и не утвердилось новое. Сталинские репрессии, индустриализация и коллективизация — это моменты (или этапы) Октябрьской революции.
Революции как некий качественный скачок из одного состояния в другое могут происходить в обществе в целом (неолитическая, промышленная и социалистическая революции) либо в одной из его сфер, областей. К таким скачкам относятся научная революция, революция управляющих, революция в моде, революция в сознании людей и т.п.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «РЕФОРМА И РЕВОЛЮЦИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: РОЗВИТОК КРЕДИТНИХ ВІДНОСИН В УКРАЇНІ В ПЕРЕХІДНИЙ ПЕРІОД
Здравый смысл и механика
Держава як суб’єкт інвестування
Гігантська пісочниця Google. Фільтра від Google
АО "МММ" Історія, наслідки та реклама


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 2720 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП