ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Причины и виды этнических конфликтов
К основным причинам этнических конфликтов специалисты причисляют:
♦ ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей;
♦ ущемление прав данного этноса при распределении дефицитных социальных благ (власть, деньги, территория, привилегии и т.п.);
209
♦ негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов;
♦ бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания;
♦ ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе.Причины — это скрытые в сущности самого общества, в его социальном или
политическом устройстве глубокие противоречия между этносами, когда один этнос получает преимущества, а другой их не имеет. Поводом к конфликту может служить любое событие, если оно переполнило чашу терпения.

Этнический конфликт возникает как реакция на предубеждение (предрассудок) или дискриминацию. Предрассудки и стереотипы — это определенным образом окрашенные мнения людей. Предрассудки — пренебрежительное отношение к другой группе. Стереотипы — шаблонные представления о людях определенной группы, например о чиновниках как взяточниках, сантехниках как пьяницах, азербайджанцах как торгашах и т.д. Стереотипы — жестко фиксированные идеи, часто недоброжелательные, о том, кем являются члены данной группы. Те, кем прочно овладели стереотипы, наблюдая за поведением других, не анализируют его и не ищут истину, а стремятся найти подтверждение своим домыслам.
В 1992 г. в Лос-Анджелесе произошли крупные расовые волнения. Поводом послужило решение суда присяжных (он состоял из 10 белых и двух граждан латиноамериканского и азиатского происхождения, хотя 45% населения Лос-Анджелеса составляют испаноговорящие, а 48% — чернокожие), который освободил четверых полицейских, обвинявшихся в избиении шофера-негра Родни Кинга. Группы молодых чернокожих останавливали автомобили и избивали водителей, крушили и грабили магазины, устраивали пожары. Власти объявили чрезвычайное положение. Инциденты возникли и в других городах США. В результате беспорядков 58 человек были убиты, 4000 ранены, 11 900 арестованы, а причиненный ущерб оценивался в 1 млрд долл.
Причиной конфликта явилась расовая дискриминация — систематическое умаление прав этнической группы по мотивам ее национальности или расы. При этом дискриминация объявляется в качестве официальной политики государства, а реализуется на бытовом уровне. В таком случае говорят, что это фактическая дискриминация, а не юридическая.
В Лос-Анджелесе присяжные, вопреки предупреждению судьи, мыслили стереотипами: чернокожий — преступник, белые — стражи порядка. Необъективное мнение присяжных послужило причиной их парадоксального решения: полицейских оправдали, а чернокожий оказался виновен в том, что его избили. Народные волнения стали реакцией на решение суда. Предрассудки и стереотипы — часть общей системы и практики расовой дискриминации. Они не возникают на пустом месте, присущи, как правило, не одиночкам, а массам людей. Возможно, что поведение афро-американцев
210
в Лос-Анджелесе спровоцировало негативное отношение к ним подобно тому, как негативное отношение москвичей к «лицам кавказской национальности» явилось следствием их непомерного желания оккупировать столичные рынки, установить свою монополию, создать мафиозные формирования. В свою очередь избирательные действия сотрудников ОМОНа, проверявших документы только у представителей кавказских этносов и арестовывавших только их, можно квалифицировать как проявление расовой дискриминации.

Дискриминация — система коллективных действий, которые могут возникать стихийно в народных массах либо умышленно направляться и даже организовываться властями. Разграничить предрассудки и проявления дискриминации в жизни бывает не всегда просто. Но очевидно, что предвзятость и предубеждение лежат в основе дискриминации — присущи ли они рядовым гражданам или политическим деятелям, узаконивающим их на уровне государственной политики. Примером служит отношение русских к иностранцам — американцам, немцам, французам и др. До революции 1917 г. перед ними откровенно заискивали, считая их влиятельными и богатыми. В советское время в каждом иностранце видели замаскированного врага и опасались знакомства с ними. Причина крылась в проводимой властями идеологии. В 1990-е гг. прежние стереотипы частично сохранились, но на них наслоились новые. Сегодня полагают, что все иностранцы — богачи, и стараются взять за проживание в гостинице или авиабилет больше, чем с соотечественников. На самом деле настоящие богачи к нам приезжают редко. Работающие консультантами или журналистами иностранцы — типичные представители среднего класса. Навеянные телесериалами вроде «Санта-Барбары» представления об американцах как богачах — неверное.
Отечественное телевидение практически не показывает фильмов о десятках миллионов бедствующих американцев — бедняках, чернокожих, нелегальных рабочих, обанкротившихся бизнесменах. Созданный средствами массовой информации образ иностранца — тоже стереотип, но принадлежащий уже не рядовым телезрителям, а журналистам и продюсерам. В начале 1990-х гг., когда в Россию поступали инвестиции и гуманитарная помощь, отношение к иностранцам было более доброжелательным (на всех уровнях), нежели в конце 1990-х гг., когда денежные потоки оскудели и россиянам пришлось рассчитывать на собственные силы. К иностранцам многие русские стали относиться как к потенциальным захватчикам, готовым за деньги и по дешевке скупить наши земли и ресурсы. Но и иностранцы изменили свое отношение к нам: к каждому русскому за границей относятся как к потенциальному мафиози или просителю денег.
Дискриминация проявляется в политике, когда правительство использует методы, ущемляющие права определенной группы людей. Дискриминация бывает фактической — de facto (осуществляемой на практике, но не утвержденной законом) и юридической — dejuro (узаконенной). Примером практической дискриминации служит несправедливое обращение с национальными меньшинствами в США со стороны судебных и правоохранительных
211
органов. Такое отношение пресекается законом, как пресекают российские суды поборы с иностранцев. Тем не менее на практике подобное происходит регулярно. Примером юридической дискриминации служит сегрегация на юге США, отмененная в 1950-х гг., апартеид в Южно-Африканской Республике, ликвидированный в 1991 г.
Фактическая дискриминация остается на уровне частных мнений людей, юридическая приобретает статус института и подкрепляется правовыми актами и поэтому она страшнее, чем фактическая. Но иногда бытовая дискриминация, овладевшая умами миллионов людей, становится не меньшим бедствием для общества. Примером служит известная не только в США, но

и во всем мире организация Ку-клукс-клан, жестоко преследующая чернокожих, евреев и католиков, выражающая организованное презрение или неприязнь к инородцам.
Крайними формами дискриминации являются апартеид, геноцид, рабство.
Апартеид (на яз. африкаанс apartheid — раздельное проживание) представляет собой крайнюю форму расовой дискриминации. Он включает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав вплоть до территориальной изоляции.
В 1924 г. в Южно-Африканском Союзе (сегодня ЮАР) вступил в действие закон, предписывавший раздельное проживание жителей страны, принадлежащих разным расам. Это решение было призвано предотвратить прилив чернокожих в города, населенные в основном белыми. В стране очень часто происходили забастовки белых рабочих, которые выступали против использования в промышленности дешевой рабочей силы чернокожих. В 1927 г. правительство Южно-Африканского Союза издало так называемый закон об аморальности, который явился свидетельством обострения политики апартеида — расовой сегрегации в отношении коренного населения страны. Закон под угрозой тюремного заключения запрещал половые связи между белыми и чернокожими, квалифицируя их как аморальные.
Однако по-настоящему расовая дискриминация в Южно-Африканской Республике началась в 1948 г. За 40 с лишним лет в стране было принято около 300 законов, конкретизировавших принципы апартеида и ограничивавших основополагающие права человека.
Так, расовая сегрегация постепенно эволюционировала в расовую дискриминацию, слабые формы национального угенетения превратились в сильные. Сегрегацию и дискриминацию по расовому признаку нужно считать начальной и конечной точкой развития апартеида (рис. 40).
212
Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества. В 1973 г. принята Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него. В 1991 г. президент Южно-Африканской Республики Фредерик Вилем де Клерк заявил об отмене основных законов апартеида, что предполагало уничтожение привилегий белого населения.
СЕГРЕГАЦИЯ (от позднелат. segregatio - отделение) - политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку.
ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio - различение) - умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т.п. В области международных отношений — предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.
Проявлением этнического конфликта также могут быть такие формы дискриминации, как насильственная ассимиляция, этноцид и культурный колониализм. Доминирующая группа может проводить политику этноци-да, пытаясь уничтожить культуру определенной этнической группы, либо насильственной ассимиляции, навязывая этой группе свою культуру. Во многих странах ограничивалось или полностью запрещалось использование родного языка и соблюдение традиций (включая религиозные обряды) какой-либо этнической группы. Примером насильственной ассимиляции является антибаскская кампания, которая проводилась в Испании диктатором Франциско Франко, бывшим у власти с 1939 по 1975 г. Все, что было на баскском языке, запретили — книги, журналы, газеты, вывески, проповеди, надписи на могильных плитах. За использование баскского языка в школах налагался штраф. Такая политика привела к формированию баскской террористической группы и обострило националистические настроения.

Шкала нарастания степени социокультурной враждебности

Рис. 40. Соотношение понятий '-расовые предубеждения», "расовые предрассудки», «расовая
дискриминация»: 1 — расовые предубеждения (негативное отношение): 2 — расовые предрассудки
(враждебные отношения): 3 — расовая дискриминация (политика государства)
Изгнание (высылка) из страны — крайняя мера, к которой прибегает руководство страны, если насильственная ассимиляция встречает сопротивление. Такую ситуацию можно проиллюстрировать на примере Болгарии. В 1984 г. против мусульман, говорящих на турецком языке и составляющих
213
10% населения, начали проводить кампанию болгаризации: закрывали мечети, запретили турецкий язык, национальную одежду, издание и ввоз Корана, похороны по мусульманским обычаям и обряд обрезания. Турки оказывали сопротивление и не хотели подчиняться. Тогда правительство начало конфисковывать их земли, а турецкие лидеры были высланы из страны.
Цель политики изгнания на основе этнической принадлежности — выслать из страны те группы, чьи культурные традиции отличаются от традиций коренного населения. Например, из Уганды в 1972 г. были высланы 74 тыс. азиатов.
Беженцы — это люди, которых заставили или они сами решили бежать из страны, чтобы спастись от преследований или войны. Например, после арабо-израильских войн 1948 и 1968 гг. многие палестинцы бежали в Египет, Иордан и Ливан.
Колониализм — другой вид притеснения — политическая, социальная, экономическая и культурная доминация иностранного государства в течение длительного времени над определенной территорией и проживающим там народом. Известными примерами колониализма являются британская и французская колониальные империи. Колониальной империей можно назвать и бывший Советский Союз, который относят к странам «второго мира». Культурный колониализм — доминирование одной группы и ее идеологии над культурой других групп. Например, в бывшем Советском Союзе было очевидно господство русских, русского языка и культуры и коммунистической идеологии.
Врезка
К. Коттак
Межэтнические столкновения
Иногда дискриминация приводит к погромам и массовому недовольству, как это часто происходит с неграми в США. Лос-Анджелес — этнически разношерстный район. В 1992 г. здесь возникли массовые беспорядки: раздраженные негры выступили против корейцев и латиноамериканцев, которые благодаря массовой миграции отбирали у них рабочие места.
За 10 лет численность латиноамериканцев в городе возросла на 119%, а негров сократилась на 17%. Две этнические общины — негритянская и латиноамериканская — устроили массовые побоища. Негры обвиняли корейцев, державших небольшие магазинчики в районе, в том, что те наживаются на соседях, но общине деньги не отстегивают на социальные программы. Иначе говоря, негры оценивали корейцев в терминах американской культуры и обвиняли их в том, что те игнорируют эти ценности.
Негры рассчитывали, что корейцы будут нанимать к себе на работу всех подряд, в том числе и их, если оценивать ситуацию в терминах добрососедства. А традиции корейцев вынуждают их брать на работу только родственников. Были и другие причины вражды. В целом уровень образования
корейцев, привыкших усердно трудиться и усердно учиться, был выше, чем у негритянского населения. Поэтому в сфере обслуживания, где высок удельный вес информатизации и компьютеризации, требуются люди грамотные, каковыми негры в большинстве своем (в данной общине) не являлись. Таким образом, корейцы тоже были ориен-

тированы на традиционные американские ценности — в данном случае семью, труд и достижение. Негры были недовольны тем, что корейцы, недавние эмигранты, быстро обогащаются, в то время как они, долгожители Америки, живут в бедности. Поэтому они выступили за большее равенство, для чего устраивали локауты и не покупали продукты в лавках корейцев. Источник: Kottak C.P. Anthropology:The Exploration of Human Diversity. N.Y, 1994. P. 64.
214
При установлении границ колониальных государств обычно не учитывали факта существования исторически сложившихся этнических общностей. Поэтому в таких государствах никогда не прекращалась межнациональная вражда.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Причины и виды этнических конфликтов» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: МАКРОЕКОНОМІЧНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЦЕСУ
Світ тісний. Снігопади, що пройшли цієї зими по всій країні, знов...
Аудит касових операцій. Мета, завдання, джерела аудиту
ЕТАПИ ПЛАНУВАННЯ НОВОГО ПРОДУКТУ
Збір за видачу дозволу на розміщення об’єктів торгівлі та сфери п...


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 3460 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП