К основным причинам этнических конфликтов специалисты причисляют: ♦ ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей; ♦ ущемление прав данного этноса при распределении дефицитных социальных благ (власть, деньги, территория, привилегии и т.п.); 209 ♦ негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов; ♦ бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания; ♦ ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе.Причины — это скрытые в сущности самого общества, в его социальном или политическом устройстве глубокие противоречия между этносами, когда один этнос получает преимущества, а другой их не имеет. Поводом к конфликту может служить любое событие, если оно переполнило чашу терпения.
Этнический конфликт возникает как реакция на предубеждение (предрассудок) или дискриминацию. Предрассудки и стереотипы — это определенным образом окрашенные мнения людей. Предрассудки — пренебрежительное отношение к другой группе. Стереотипы — шаблонные представления о людях определенной группы, например о чиновниках как взяточниках, сантехниках как пьяницах, азербайджанцах как торгашах и т.д. Стереотипы — жестко фиксированные идеи, часто недоброжелательные, о том, кем являются члены данной группы. Те, кем прочно овладели стереотипы, наблюдая за поведением других, не анализируют его и не ищут истину, а стремятся найти подтверждение своим домыслам. В 1992 г. в Лос-Анджелесе произошли крупные расовые волнения. Поводом послужило решение суда присяжных (он состоял из 10 белых и двух граждан латиноамериканского и азиатского происхождения, хотя 45% населения Лос-Анджелеса составляют испаноговорящие, а 48% — чернокожие), который освободил четверых полицейских, обвинявшихся в избиении шофера-негра Родни Кинга. Группы молодых чернокожих останавливали автомобили и избивали водителей, крушили и грабили магазины, устраивали пожары. Власти объявили чрезвычайное положение. Инциденты возникли и в других городах США. В результате беспорядков 58 человек были убиты, 4000 ранены, 11 900 арестованы, а причиненный ущерб оценивался в 1 млрд долл. Причиной конфликта явилась расовая дискриминация — систематическое умаление прав этнической группы по мотивам ее национальности или расы. При этом дискриминация объявляется в качестве официальной политики государства, а реализуется на бытовом уровне. В таком случае говорят, что это фактическая дискриминация, а не юридическая. В Лос-Анджелесе присяжные, вопреки предупреждению судьи, мыслили стереотипами: чернокожий — преступник, белые — стражи порядка. Необъективное мнение присяжных послужило причиной их парадоксального решения: полицейских оправдали, а чернокожий оказался виновен в том, что его избили. Народные волнения стали реакцией на решение суда. Предрассудки и стереотипы — часть общей системы и практики расовой дискриминации. Они не возникают на пустом месте, присущи, как правило, не одиночкам, а массам людей. Возможно, что поведение афро-американцев 210 в Лос-Анджелесе спровоцировало негативное отношение к ним подобно тому, как негативное отношение москвичей к «лицам кавказской национальности» явилось следствием их непомерного желания оккупировать столичные рынки, установить свою монополию, создать мафиозные формирования. В свою очередь избирательные действия сотрудников ОМОНа, проверявших документы только у представителей кавказских этносов и арестовывавших только их, можно квалифицировать как проявление расовой дискриминации.
Дискриминация — система коллективных действий, которые могут возникать стихийно в народных массах либо умышленно направляться и даже организовываться властями. Разграничить предрассудки и проявления дискриминации в жизни бывает не всегда просто. Но очевидно, что предвзятость и предубеждение лежат в основе дискриминации — присущи ли они рядовым гражданам или политическим деятелям, узаконивающим их на уровне государственной политики. Примером служит отношение русских к иностранцам — американцам, немцам, французам и др. До революции 1917 г. перед ними откровенно заискивали, считая их влиятельными и богатыми. В советское время в каждом иностранце видели замаскированного врага и опасались знакомства с ними. Причина крылась в проводимой властями идеологии. В 1990-е гг. прежние стереотипы частично сохранились, но на них наслоились новые. Сегодня полагают, что все иностранцы — богачи, и стараются взять за проживание в гостинице или авиабилет больше, чем с соотечественников. На самом деле настоящие богачи к нам приезжают редко. Работающие консультантами или журналистами иностранцы — типичные представители среднего класса. Навеянные телесериалами вроде «Санта-Барбары» представления об американцах как богачах — неверное. Отечественное телевидение практически не показывает фильмов о десятках миллионов бедствующих американцев — бедняках, чернокожих, нелегальных рабочих, обанкротившихся бизнесменах. Созданный средствами массовой информации образ иностранца — тоже стереотип, но принадлежащий уже не рядовым телезрителям, а журналистам и продюсерам. В начале 1990-х гг., когда в Россию поступали инвестиции и гуманитарная помощь, отношение к иностранцам было более доброжелательным (на всех уровнях), нежели в конце 1990-х гг., когда денежные потоки оскудели и россиянам пришлось рассчитывать на собственные силы. К иностранцам многие русские стали относиться как к потенциальным захватчикам, готовым за деньги и по дешевке скупить наши земли и ресурсы. Но и иностранцы изменили свое отношение к нам: к каждому русскому за границей относятся как к потенциальному мафиози или просителю денег. Дискриминация проявляется в политике, когда правительство использует методы, ущемляющие права определенной группы людей. Дискриминация бывает фактической — de facto (осуществляемой на практике, но не утвержденной законом) и юридической — dejuro (узаконенной). Примером практической дискриминации служит несправедливое обращение с национальными меньшинствами в США со стороны судебных и правоохранительных 211 органов. Такое отношение пресекается законом, как пресекают российские суды поборы с иностранцев. Тем не менее на практике подобное происходит регулярно. Примером юридической дискриминации служит сегрегация на юге США, отмененная в 1950-х гг., апартеид в Южно-Африканской Республике, ликвидированный в 1991 г. Фактическая дискриминация остается на уровне частных мнений людей, юридическая приобретает статус института и подкрепляется правовыми актами и поэтому она страшнее, чем фактическая. Но иногда бытовая дискриминация, овладевшая умами миллионов людей, становится не меньшим бедствием для общества. Примером служит известная не только в США, но
и во всем мире организация Ку-клукс-клан, жестоко преследующая чернокожих, евреев и католиков, выражающая организованное презрение или неприязнь к инородцам. Крайними формами дискриминации являются апартеид, геноцид, рабство. Апартеид (на яз. африкаанс apartheid — раздельное проживание) представляет собой крайнюю форму расовой дискриминации. Он включает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав вплоть до территориальной изоляции. В 1924 г. в Южно-Африканском Союзе (сегодня ЮАР) вступил в действие закон, предписывавший раздельное проживание жителей страны, принадлежащих разным расам. Это решение было призвано предотвратить прилив чернокожих в города, населенные в основном белыми. В стране очень часто происходили забастовки белых рабочих, которые выступали против использования в промышленности дешевой рабочей силы чернокожих. В 1927 г. правительство Южно-Африканского Союза издало так называемый закон об аморальности, который явился свидетельством обострения политики апартеида — расовой сегрегации в отношении коренного населения страны. Закон под угрозой тюремного заключения запрещал половые связи между белыми и чернокожими, квалифицируя их как аморальные. Однако по-настоящему расовая дискриминация в Южно-Африканской Республике началась в 1948 г. За 40 с лишним лет в стране было принято около 300 законов, конкретизировавших принципы апартеида и ограничивавших основополагающие права человека. Так, расовая сегрегация постепенно эволюционировала в расовую дискриминацию, слабые формы национального угенетения превратились в сильные. Сегрегацию и дискриминацию по расовому признаку нужно считать начальной и конечной точкой развития апартеида (рис. 40). 212 Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества. В 1973 г. принята Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него. В 1991 г. президент Южно-Африканской Республики Фредерик Вилем де Клерк заявил об отмене основных законов апартеида, что предполагало уничтожение привилегий белого населения. СЕГРЕГАЦИЯ (от позднелат. segregatio - отделение) - политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку. ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio - различение) - умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т.п. В области международных отношений — предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств. Проявлением этнического конфликта также могут быть такие формы дискриминации, как насильственная ассимиляция, этноцид и культурный колониализм. Доминирующая группа может проводить политику этноци-да, пытаясь уничтожить культуру определенной этнической группы, либо насильственной ассимиляции, навязывая этой группе свою культуру. Во многих странах ограничивалось или полностью запрещалось использование родного языка и соблюдение традиций (включая религиозные обряды) какой-либо этнической группы. Примером насильственной ассимиляции является антибаскская кампания, которая проводилась в Испании диктатором Франциско Франко, бывшим у власти с 1939 по 1975 г. Все, что было на баскском языке, запретили — книги, журналы, газеты, вывески, проповеди, надписи на могильных плитах. За использование баскского языка в школах налагался штраф. Такая политика привела к формированию баскской террористической группы и обострило националистические настроения.
Шкала нарастания степени социокультурной враждебности
Рис. 40. Соотношение понятий '-расовые предубеждения», "расовые предрассудки», «расовая дискриминация»: 1 — расовые предубеждения (негативное отношение): 2 — расовые предрассудки (враждебные отношения): 3 — расовая дискриминация (политика государства) Изгнание (высылка) из страны — крайняя мера, к которой прибегает руководство страны, если насильственная ассимиляция встречает сопротивление. Такую ситуацию можно проиллюстрировать на примере Болгарии. В 1984 г. против мусульман, говорящих на турецком языке и составляющих 213 10% населения, начали проводить кампанию болгаризации: закрывали мечети, запретили турецкий язык, национальную одежду, издание и ввоз Корана, похороны по мусульманским обычаям и обряд обрезания. Турки оказывали сопротивление и не хотели подчиняться. Тогда правительство начало конфисковывать их земли, а турецкие лидеры были высланы из страны. Цель политики изгнания на основе этнической принадлежности — выслать из страны те группы, чьи культурные традиции отличаются от традиций коренного населения. Например, из Уганды в 1972 г. были высланы 74 тыс. азиатов. Беженцы — это люди, которых заставили или они сами решили бежать из страны, чтобы спастись от преследований или войны. Например, после арабо-израильских войн 1948 и 1968 гг. многие палестинцы бежали в Египет, Иордан и Ливан. Колониализм — другой вид притеснения — политическая, социальная, экономическая и культурная доминация иностранного государства в течение длительного времени над определенной территорией и проживающим там народом. Известными примерами колониализма являются британская и французская колониальные империи. Колониальной империей можно назвать и бывший Советский Союз, который относят к странам «второго мира». Культурный колониализм — доминирование одной группы и ее идеологии над культурой других групп. Например, в бывшем Советском Союзе было очевидно господство русских, русского языка и культуры и коммунистической идеологии. Врезка К. Коттак Межэтнические столкновения Иногда дискриминация приводит к погромам и массовому недовольству, как это часто происходит с неграми в США. Лос-Анджелес — этнически разношерстный район. В 1992 г. здесь возникли массовые беспорядки: раздраженные негры выступили против корейцев и латиноамериканцев, которые благодаря массовой миграции отбирали у них рабочие места. За 10 лет численность латиноамериканцев в городе возросла на 119%, а негров сократилась на 17%. Две этнические общины — негритянская и латиноамериканская — устроили массовые побоища. Негры обвиняли корейцев, державших небольшие магазинчики в районе, в том, что те наживаются на соседях, но общине деньги не отстегивают на социальные программы. Иначе говоря, негры оценивали корейцев в терминах американской культуры и обвиняли их в том, что те игнорируют эти ценности. Негры рассчитывали, что корейцы будут нанимать к себе на работу всех подряд, в том числе и их, если оценивать ситуацию в терминах добрососедства. А традиции корейцев вынуждают их брать на работу только родственников. Были и другие причины вражды. В целом уровень образования корейцев, привыкших усердно трудиться и усердно учиться, был выше, чем у негритянского населения. Поэтому в сфере обслуживания, где высок удельный вес информатизации и компьютеризации, требуются люди грамотные, каковыми негры в большинстве своем (в данной общине) не являлись. Таким образом, корейцы тоже были ориен-
тированы на традиционные американские ценности — в данном случае семью, труд и достижение. Негры были недовольны тем, что корейцы, недавние эмигранты, быстро обогащаются, в то время как они, долгожители Америки, живут в бедности. Поэтому они выступили за большее равенство, для чего устраивали локауты и не покупали продукты в лавках корейцев. Источник: Kottak C.P. Anthropology:The Exploration of Human Diversity. N.Y, 1994. P. 64. 214 При установлении границ колониальных государств обычно не учитывали факта существования исторически сложившихся этнических общностей. Поэтому в таких государствах никогда не прекращалась межнациональная вражда.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Причины и виды этнических конфликтов» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»