Между социальной напряженностью и аномией общее то, что оба понятия отражают несоответствие или расхождение. Социальная напряженность — степень несоответствия ожидания людей и реальных условий жизни. Сама по себе напряженность — психологическое состояние, характеризующее настроение отдельного индивида, групп людей или всего общества. Социальной она становится при двух условиях, во-первых, если она затрагивает большие социальные группы людей или все общество. Во-вторых, если она касается приоритетных жизненных ценностей. Когда под угрозой находятся жизненно важные условия существования больших масс людей, надо говорить именно о социальной напряженности. В таком случае подразумевают коллективные или институциональные условия существования. Когда под угрозой находятся вторичные, т.е. неважные, жизненные ценности либо индивидуальные условия, целесообразно вести речь о психологической напряженности. Традиционная неудовлетворенность — условиями и организацией труда, заработной платой, медицинским обслуживанием и бытовыми условиями — выступает частным видом психологической напряженности. Названные факторы не относятся к числу институциональных. Кроме того, неудовлетворенность ими ситуационная, она исчезает или уменьшается по мере улучшения условий труда и быта, повышения заработной платы и т.п. Еще одна особенность неудовлетворенности, внешне похожей на напряженность, заключается в ее локализованности, сосредоточенности на данном рабочем месте, цехе, предприятии, учреждении, редко — городе. Социальная напряженность изначально носит глобальный, трансрегиональный характер. Фрустрация — вторая психологическая переменная, внешне похожая на напряженность. Под фрустрацией понимается психическое состояние, возникающее вследствие воображаемой или реальной помехи, препятствующей достижению цели. Она проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, гнева, раздражения. Защитные реакции при фрустрации связаны с возникновением агрессивности, уходом от трудной ситуации, снижением сложности поведения, торможением структур регулирования деятельности, появлением неуверенности в себе, преувеличением регидных, часто консервативных форм поведения. Неудовлетворенность и фрустрация служат психологическими индикаторами возникновения социальной напряженности, но к ней не сводятся и 14В ее не исчерпывают. Помимо психологических переменных необходимо учитывать также социальные — отчуждение и аномию. Обе они затрагивают институциональную сферу общества, их появление свидетельствует о происходящих в обществе фундаментальных, чаще всего необратимых экономических, социальных и политических процессах. Отчуждение характеризует такое состояние общества, при котором массы людей потеряли контроль над происходящим, над теми валентными институтами и ценностями, которые составляют суть их жизни. Оно связано с психологическим ощущением потерянности в мире, утратой смысла жизни, значимости своего Я. Без такого переживания отчуждения нет. Зарубежные социологи измеряют отчуждение с помощью социально-психологических тестов. Аномия — это отсутствие твердо установленных юридических законов, общепринятых норм и стандартов поведения, социальных гарантий. Аномия может существовать только на уровне больших социальных групп, но не отдельных индивидов. Наступление аномии переживается как смутное время — период, когда старые институты и нормы уже разрушены либо бездействуют, а новые еще не появились. Аномия и отчуждение очень близки, и зарубежные социологи нередко измеряют их при помощи одинаковых либо похожих шкал. Чаще всего они включают следующие переменные: отстраненность от власти (безвластие), бессмысленность жизни, отсутствие норм, социальная изоляция, самоустранение от активных действий. Отчуждение — потеря смысла жизни, ощущение господства над собой стихийных, не поддающихся контролю (иррациональных) сил, а аномия — разрушение каких-то важных социальных институтов и структур. Они являются парными понятиями. При этом аномия рассматривается как причина, а отчуждение — как следствие. При сильной аномии легитимные цели и общепринятые ценности отступают на второй план. Они становятся неприоритетными или, по выражению Мертона, неакцентированными. На первый план выдвигаются, т.е. акцентируются, частные цели, незаконные и неузаконенные формы поведения. Указы правительства и юридические постановления не исполняются, приоритетными становятся местные правила и инициативы. Среди различных групп населения распространяются девиантные (отклоняющиеся) и де-линквентные (преступные) форм поведения, которые в отсутствие норм (т.е. при аномии) нельзя считать анормальным поведением. Но в массовом сознании они не считаются чем-то аморальным. Правильное название для них — альтернативные формы поведения. Когда авторитет исполнительной и законодательной власти невысок, тогда большинство их постановлений не выполняется или выполняется не так, как задумывалось, власти вынуждены создавать еще больше законов и постановлений, дополняющих, подтверждающих, корректирующих или исправляющих предыдущие. По количеству издаваемых законов и постановлений, степени их исполнения и противоречивости друг другу можно судить о степени аномии в данном обществе. Чем больше различного рода правовых актов, выше уровень их противоречивости и ниже степень исполнения, тем выше уровень аномии и, согласно гипотезе о связи четырех переменных — неудовлетворенности, фрустрации, аномии и отчуждения с социальной напряженностью, выше 147 уровень социальной напряженности в обществе. Изучая степень неподчинения местных властей распоряжениям из центра, местного самотворчества и сопротивления, можно оценить уровень отчуждения и аномии. Изучение того, насколько мотивировано и разумно поступали местные власти, не исполняя указания из центра, выдвигая лучшие и адекватные конкретным условиям собственные решения, может показать степень рациональности действия местных органов власти, умение брать на себя инициативу, быть предприимчивыми, а в конечном итоге — степень контроля над иррациональными факторами. Переход общества от запрещающей культуры к разрешающей расширяет диапазон альтернативного поведения, считающегося приемлемым. В демократическом обществе возможность альтернативного духовного поведения, разнообразие мнений считаются нормальным явлением. Когда же демократические механизмы выражения приватных мнений накладываются на несложившуюся законодательную власть, степень аномии (и, следовательно, напряженности) должна возрастать. Расширение возможностей альтернативного поведения, но в рамках закона, перестает служить твердым ориентиром, так как сами рамки законности четко не определены либо определены в самом общем виде. Российское общество следует относить к типу переходных обществ, которые характеризуются акцентированием экономических целей в ущерб культурным, подвижностью нравственных институционализированных ориентиров, а также отсутствием образцов поведения. Состояние аномии, или неинституционализированной свободы действия (совершай все, что хочешь, если можешь избежать правосудия), а таково нынешнее состояние нашего общества, способно удовлетворить небольшие группы людей, усвоивших неформальные нормы поведения, социально и экономически предприимчивых. Их характерная черта — умение и желание действовать вне закона и вопреки ему. Но состояние аномии не может удовлетворить ту часть социально активного населения (интеллигенция и предприниматели), которая предпочитает легальный бизнес и действия в рамках закона. Оно не может удовлетворить и подавляющую массу населения, привыкшую к социальным гарантиям, твердому порядку и традиционному образу жизни. Изучение законопослушности населения, ориентации на законный порядок и традиционный уклад поможет выяснить готовность людей к альтернативному поведению в ситуациях, когда их жизненно важные ценности находятся под угрозой. Уровень аномии можно изучить также по степени вознаграждения обществом одобренного поведения, правильного выполнения функциональных обязанностей в границах предписанных ролей, ненарушения социальной иерархии и поддержания установленных правил игры. Злоупотребление служебным положением, нераскрытые и ненаказанные преступления, продвижение по блату, отмывание мафиозных капиталов и т.п. выступают индикаторами того, способны ли местные власти поддерживать законный порядок, вознаграждая правильные (социально одобряемые) и наказывая неправильные поступки граждан независимо от их социального статуса и служебного положения. Чем больше поддерживается существующий социальный (в том числе правовой) порядок, тем выше уровень стабильности локального социума, ниже уровень аномии и напряженности. 148 В России альтернативными формами поведения в рамках закона надо считать такие действия (поведенческие акты) больших групп людей, которые противоречат старым социалистическим нормам уравнительного распределения, но согласуются с нормами и принципами предпринимательства и поведения. Социологам, видимо, целесообразно изучить склонность к альтернативному поведению экономически активного, или самодеятельного, населения, составляющего основной массив рабочей силы в данном регионе — прежде всего рабочих, интеллигенции и крестьянства. Переменная «установка на альтернативное экономическое поведение» операционализируется при помощи индикатора отношения ктруду. Респондентам можно предложить выбрать одну из следующих альтернатив: 1) готов работать более интенсивно при многократном увеличении заработной платы и значительном риске безработицы; 2) готов работать так же, как и прежде, за оптимальное вознаграждение, но при минимальном риске стать безработным; 3) готов трудиться напряженно, имея возможность подрабатывать на стороне, но при абсолютной гарантии от безработицы.
Согласно теории Мертона, общество может побуждать индивидов к эмоциональному поддержанию культурно провозглашенных целей и значительно меньшей эмоциональной поддержке институционально провозглашаемых методов достижения этих целей. Если поддержка институциональных методов крайне низка, возникает явление, описываемое понятием аномии. Например, парламент провозглашает цели свободного предпринимательства, частной инициативы, политического плюрализма, которые поддерживаются большинством населения. Однако правительство издает постановления, разрешающие такие методы достижения подобных целей, которые ведут к обнищанию населения, росту преступности, усилению мафиозных образований и падению нравственности, что не одобряется большинством населения. Расхождение целей и методов усиливает социальную напряженность.
Изучая степень принятия целей частнокапиталистического общества и степень одобрения/неодобрения методов ихдостиже-ния, можно выяснить причины и характер социальной напряженности. Изучение степени одобрения населением незаконных форм обогащения, таких поведенческих актов, которые противоречат: традиционным (общечеловеческим) этическим принципам, современным принципам частного бизнеса, но приводят к экономическому успеху, позволит установить готовность населения следовать институционализированным образцам поведения. 149 Деньги как социальный символ достигнутого статуса служат важным показателем институционализированного поведения, они могут считаться самоценными независимо оттого, используются на потребление или накопление и обретение могущества, могут стать показателем признания со стороны значимых других и социального уважения. Накопленное богатство может быть единственным символом успеха и символом престижа. Деньги могут приобретаться законным или незаконным путем. В связи с этим, изучение той роли, которую играют деньги для большинства населения, позволит выявить степень готовности людей принять основные ценности капиталистического образа жизни. Дополнительную информацию даст ответ на вопрос о том, предпочитают ли респонденты «хорошую работу», которая не всегда является высокооплачиваемой, или денежный успех, достигнутый любым путем. В соответствии с гипотезой Мертона, чем шире распространен конформный тип поведения (принятие, одобрение, согласие с культурными целями и институционализированными средствами, методами), тем выше степень стабильности общества. Следовательно, чем менее распространен конформизм, тем нестабильнее общество, тем выше в нем степень социальной напряженности. Социальный порядок в обществе составляет сеть ожиданий людей, основывающихся на их желательном поведении, которое согласуется с установленными культурными образцами. Другая форма поведения — инновационная — проявляется в высоком согласии с провозглашаемыми культурными целями, прежде всего успеха, и несогласии с институциональными средствами их достижения. Несогласие заставляет людей прибегать к запрещенным, но более эффективным методам достижения богатства и власти. Акцентирование успеха психологически означает преувеличенно эмоциональное восприятие цели, оборачивающееся готовностью идти на риск. Нарушение условий сделки, удачное мошенничество, подкуп органов власти, уклонение предпринимателей от уплаты налогов и т.п. выступают негативными примерами неприятия институциональных средств, антиновацией. Напротив, изобретение технически эффективных и законных способов решения трудных задач — неординарные формы бизнеса, необычные коммерческие решения и т.п. — служат позитивным примером инновации. Изучение того, в какой мере распространены среди населения первая и вторая формы инновации, даст ценную информацию о том, как может развернуться предпринимательство в данном регионе, с какими препятствиями оно столкнется и на какую помощь сможет опереться. Неприятие законных или институционализированных средств достижения успеха может вызываться простым нежеланием людей это делать либо очевидной или неочевидной недоступностью таких средств. Целесообразно выяснить, каково реальное положение дел и какие практические меры нужно предпринять для нормализации положения. Каждому человеку свойственно стремление к социальному росту и получению более интересной, интеллектуальной работы. В индустриально развитом обществе положение таково: чем квалифицированнее труд, тем он престижнее и более оплачиваем, а препятствием для достижения успеха может стать занятие преимущественно ручным трудом, но только в том случае, если он оплачивается ниже умственного труда и обладает меньшим престижем. В российском обществе тенденция противоположная. За десятки 150 лет подобная шкала оценки видов труда превратилась в массовый стереотип или привычку. Но что произойдет, если крупные инвестиции в новый регион приведут к появлению капиталистической формы организации труда и иной шкалы оценки видов труда, противоречащей ожиданиям или привычкам людей? Как отреагирует на это население? Усилится или ослабнет социальная напряженность? Если символы денежного успеха становятся общими для всего населения целями и каждый волен на них ориентироваться, а социальная структура, политический режим или административная система строго ограничивают или полностью закрывают доступ к законным способам достижения этих целей, то расширяется диапазон не просто девиантного (законного), но делинквент-ного (противозаконного) поведения. Неизбежно возрастет степень социальной напряженности. Напротив, она может ослабнуть, если деньги не являются единственным символом успеха, если наряду с ними существуют и другие, не денежные, но столь же почетные символы жизненного успеха. При социализме одним из них был честный труд на благо общества. Сегодня альтернатива деньгам и материальному богатству исчезла. Поскольку богатство всегда в дефиците и чем больше людей стремится им обладать, тем сильнее конкуренция и дефицитнее оно становится, социальная напряженность на основе конкуренции за денежные символы должна возрасти. Она еще более усиливается в условиях, когда не хватает наличной массы денег, и население неспособно удовлетворить уже не вторичные, а первичные жизненные потребности, прежде всего в питании. Денежный успех, накопление богатства — это дополнительный мотив, возникающий лишь тогда, когда удовлетворен основной — сохранение жизни. В обществе, где 80—90% людей ограничены в своих возможностях удовлетворить с помощью денег насущные жизненные потребности, а 10—20% не знают, куда пристроить лишние деньги, социальная напряженность возрастает. Она не сократится и в дальнейшем, когда 80—90% населения удовлетворит первичные потребности и обратится к вторичным. Изменится только форма социальной напряженности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ И АНОМИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»