ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ДРУГИЕ КОНЦЕПЦИИ АНОМИИ
Понятие аномии, вошедшее ныне в лексикон всех социологов мира, надо считать удачным потому, что, охватывая и индивида, и общество, оно вместе с тем указывает на их качественную характеристику, т.е. общее состояние, которое лишено, быть может, самого главного, что необходимо как индивиду, так и обществу, — порядка. Действительно, a-nomos означает отсутствие в обществе регулирующих его жизнь законов, а у людей — мотивации соблюдать эти законы.
Т. Парсонс, адаптируя к своим целям дюркгеймовское понятие аномии, подчеркивал «состояние дезорганизации, при котором нормы, призванные координировать индивидуальное поведение, разрушены»39. Ему удалось создать собственную концепцию девиантного поведения, в основании которой лежит мертоновская типология способов адаптации40. Модификации либо расширения теории аномии Мертона были предложены, в частности, Р. Дабином41, Р. Клоуордом и Л. Охлином42, А. Когеном43. При этом, разумеется, они, как и другие авторы, несколько отдалились от оригинальных идей, внеся в понимание аномии новые аспекты.
Аномичным является такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Законы не действуют потому, что люди им не подчиняются, а они этого не делают потому, что в обществе нет законов, которые защищают их от произвола. Худшего положения дел и не придумаешь.
Опираясь на фундаментальные идеи Дюркгейма и Мертона, американский социолог и психолог Лео Сроул44, специализирующийся в кросскуль-турной психиатрии, предложил социопсихологическую версию теории аномии. Согласно его воззрениям, аномия — это состояние человека, когда он попадает в условия, названные Дюркгеймом аномическими. Как ни странно,
39 Parsons Т. The Structure of Social Action: A Study in Social Theory with a Special Reference to a Group ofRecent European Writers. N.Y., 1968. P. 377.
40 Parsons T. The Social System. N.Y., 1951. P. 249-321.
41 Dubin R. Deviant behavior and social structure: continuities in social theory // Amer. Social. Rev. 1959.Vol. 24. P 147-164.
42 Cloward R.A. Illegitimate means, anomie and deviant behavior // Amer. Social. Rev. Vol. 24. P. 164—176;Cloward R.A., Ohlin L.E. Delinquency and Opportunity: A Theory of Delinquent Gangs. N.Y., 1960.
43 Cohen A. K. Delinquent Boys: The Culture of the Gang. Glencoe, 111., 1955; Cohen A. K. The sociology ofthe deviant act: anomie theory and beyond // Amer. Social. Rev. 1965. Vol. 30. P. 5—14.
44 Srole L. Social integration and certain corollaries: an exploratory study // Amer. Social. Rev. 1956. Vol. 21.P. 709-716.
142
но одним из таких условий, как было доказано в эмпирических исследованиях45, выступает городская среда мегаполиса. Сроул одним из первых разработал специальный тест аномии, при помощи которого измерялись уровни индивидуального аномичного состояния. Шкала индивидуальных уровней аномии Сроула включает пять пунктов. Они представлены обычными анкетными утверждениями, с которыми респонденту надо согласиться, если он уверен в их правильности по отношению к себе, либо не согласиться в противном случае. Каждое суждение характеризует один из пяти индивидуальных уровней аномии:
1) личное ощущение того, что лидеры местного сообщества отгораживаются от ваших интересов, проблем и потребностей;
2) индивидуальное восприятие социального порядка как непредсказуемого, ставящего человека в тупик, т.е. отсутствие порядка как такового;
3) индивидуальную точку зрения, согласно которой он сам и подобные ему люди двигаются назад по отношению к уже завоеванным позициям и однажды достигнутым рубежам;
4) непоколебимое чувство бессмысленности жизни вообще;
5) личное ощущение того, что система родственных и дружеских отношений, на которые до сих пор опирался человек, отныне не является столь же крепкой46.
Данная шкала аномии использовалась ее создателем в исследовании в г. Спрингфилде, в ходе которого полученные Сроулом данные более 400 домашних интервью подтвердили выдвинутую ранее гипотезу об аномии как минималистской (равнодушной, незаинтересованной) ориентации индивида к аутгруппам в целом и меньшинствам в частности. При этом между переменными «индивидуальный уровень аномии» и «социоэкономический статус респондентов» (занятие и образование главы семейства) была обнаружена обратная зависимость.
В своем следующем исследовании, проведенном среди обычных жителей Манхэттена47 (опрашивались 1600 негоспитализированных горожан), Сроул среди прочего выяснял взаимосвязь между двумя переменными — умственными расстройствами и социоэкономическим статусом. Результаты опроса интерпретировали два независимых эксперта-психиатра. Было обнаружено, что 18% респондентов ничем не страдают, 36% подвержены умственным и нервным расстройствам в очень незначительной степени, 22% — в средней степени, а 25% опрошенных выказывали явные признаки заболевания. Обнаруженная ранее обратная связь между уровнем аномии и социоэкономическим статусом подтвердилась48. Больше всего нервных и умственных расстройств отмечено среди представителей низших классов.
Для Сроула аномия операционализировалась с помощью двух других понятий: 1) социальной неинтегрированности (social malintegration), описывающей индивидуальное восприятие социально-психологической дистанции по отношению к другим людям (self-to-others distance); 2) отчужде-
Srole L., Langner T.S., Michael S.T. et al. Mental Health in the Metropolis: The Midtown Manhattan Study. N.Y., 1978.
^ Srole L. Social integration and certain corollaries: an exploratory study. P. 712-713.
^ Srole L., Langner T.S., Michael S.T. el al. Mental Health in the Metropolis: The Midtown Manhattan Study.
Srole L. Interdisciplinary Conceptualization and Research in Docial Psychiatry: Unpublished paper read
before the American Sociological Society. Detroit, 1956.
143
ния по отношению к другим людям (self-to-others alienation). Признавая, что аномия у Дюркгейма и Мертона прежде всего характеризует состояние общества, Сроул подчеркивал, что она может характеризовать, и не менее удачно, индивидуальное состояние человека.
Новый взгляд на проблему развивали другие американские ученые. Среди них выделяются Р. Макивер и X. Ласуэлл. Макивер понимал аномию как утрату чувства или смысла своей принадлежности, причастности обществу и общественным делам49, а Ласуэлл — как недостаточную идентификацию той части личности, которая воплощает собственное Эго, с той, которая отвечает за связь с другими людьми50. Макивер51 различал аномию: 1) возникающую, когда жизнь бесцельна из-за отсутствия ценностей; 2) возникающую, когда люди стремятся получить средства именно ради самих средств; 3) возникающую, когда человек изолирован от осмысленных социальных взаимоотношений.
Сроул, занимающийся психологией людей, ставших жертвами социальной аномии, описал типичный социальный портрет с характерными переживаниями утраты смысла жизни, ненужности, покинутости, обреченности. Аналогичные результаты были получены в 1995 г. Р. Фрумкиной при исследовании популяции молодежи Москвы. В своей работе, посвященной аномии, она подробно рассматривает способы адаптации личности к аномии, выделяя как социально приемлемые формы, так и отклоняющиеся от принятых норм поведения.
Интересное исследование среди индейцев Тихоокеанского побережья США провел В. Джилекь2. Для того чтобы описать взаимосвязь между социокультурными особенностями традиционного общества и специфическим видом умственных расстройств, ему пришлось ввести понятие аномической депрессии. Позже он (совместно с другими учеными) применял этот подход неоднократно: изучая обряд инициации на Папуа Новая Гвинея53, последствия эпидемии коро на Таиланде54, психотические реакции у безработных бродяг в Африке55. В своем первом исследовании Джилек изучал индейские церемонии хранителей духа. Сложные психические практики погружения и спиритических танцев вполне гармонировали с традиционным укладом жизни и не вызывали умственных расстройств, хотя постороннему они могли показаться определенным видом помешательства. Однако за долгие десятилетия колонизации Америки белым населением традиции индейцев были разрушены. Помещенные в резервации, утратившие культурную преемственность, нынешние индейцы уже не могут с прежним успехом повторять небезопасные для здоровья спиритические сеансы. Погружения в транс и естественный переход к ритуальным танцам происходят совсем иначе.
49 MacIverR.M. The Ramparts We Guard. N.Y., 1950. P. 84-92.
50 Laswell H. The threat to privacy. In Conflict of Loyalties / Ed. by R.M. Maclver. N.Y., 1952.
51 Maclver R.M. Life: Its dimensions and its bounds. N.Y., 1960.
52 Jilek W.G. Salish Indian Mental Health and Culture Change: Psychohygienic and Therapeutic Aspects ofthe Guardian Spirit Ceremonial. Toronto, 1974.
33 Jilek W.G., Jilek-Aall L. Initiation in Papua New Guinea: psychohygienic and ethnopsychiatric aspects //Papua New Gain. 1978. № 21. P. 252-263.
34 Jilek W.G., Jilek-Aall L. A koro epidemic in Thailand // Transcult. Psychical. Res. Rev. 1977. Vol. 14. P. 57—59; Jilek W.G., Jilek-Aall L. The metamorphosis of «culture-bound» syndromes // Soc. Sci. Med. 1985.№21. P. 205-210.
^ Jilek W.G, Jilek-Aall L. Transient psychosis in Africans // Psychical. Clinica. 1970. № 3. P. 337-364; Jilek W.G. Culture and psychopathology revisited // Culture. 1983. № 3. P. 51-58.
144
Вырождение традиционной практики Джилек назвал трансформацией пси-хогигенического ритуала в ритуал психотерапевтический. Новые социокультурные условия существования индейцев лишили церемонию истинного содержания. Теперь большинство индейцев трудится в городе и никак не связаны с циклом сезонных работ и хозяйственной деятельностью, требующей задабривания духов. Вызывая глубокое духовное погружение, современные индейцы получают совсем иной, чем прежде, эффект, который исследователи назвали аномической депрессией, подразумевая под ним «аффективный, психофизиологический и поведенческий синдром, возникающий в ответ на отчуждение аборигенов от истоков своей традиционной культуры и необходимость приспосабливаться к влиянию западной культуры»56. Этот синдром является следствием переживания человеком состояния аномии, относительной депривации и разрушения культурной идентичности.
Для Д. Лейтона и других авторов57 нарушение культурной идентичности означает ослабление эффективности норм группового членства в ситуациях, когда члены этой группы или сообщества вступают в плотный контакт с иной культурной средой либо с другой группой, придерживающейся противоположных либо существенно отличных социальных норм, в результате чего члены первой группы не могут соединить в целое две социокультурные системы требований.
Именно в таком положении оказались изучавшиеся Джилеком индейцы Тихоокеанского побережья под давлением белых завоевателей. Коренное население со временем превратилось в национальное меньшинство, которому, чтобы выжить, необходимо было согласовать две несовместимые системы ценностей — свою и чужую. Под влиянием глобального процесса вестер-низации, охватившего весь континент, структура традиционного индейского общества была дезорганизована. Этот процесс захватил и личность каждого человека. Появление случаев умственных и нервных расстройств отражает общее неблагополучие. Каналом аккультурации выступило западноевропейское образование. Благодаря ему дети индейцев обучались передовым достижениям западной цивилизации, но одновременно разобучались традиционному коду культурного поведения. Выросшее в новой среде, молодое поколение индейцев оказалось между двумя культурными берегами, к каждому из которых оно уже в полной мере не принадлежало. Ученые отмечали внут-риличностный конфликт идентификации: молодежь чувствовала частичную принадлежность к традиционной культуре и частичную принадлежность к современной, не умея точно сориентироваться, к какой именно она на самом деле принадлежит. К этому добавлялось определенное отчуждение — своими их уже не считали старики-индейцы и своими еще не считали американцы. Аномическая депрессия нашла свое выражение в пьянстве, пессимизме и моральной деградации. Жизненный цикл типичного индейца, прошедшего подобные перипетии, на теоретическом уровне можно представить в виде следующей причинно-следственной цепочки:

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДРУГИЕ КОНЦЕПЦИИ АНОМИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Формування звітних фінансових документів
Аналогові стільникові мережі
Визначення грошових потоків з неопрацьованих первин-них даних
Умови виникнення кредитної угоди
СУТНІСТЬ ВАЛЮТИ ТА ВАЛЮТНИХ ВІДНОСИН. КОНВЕРТОВАНІСТЬ ВАЛЮТИ


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 675 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП