Эпоху, в которую мы живем, называют информационной. Уже привычный термин «виртуальная реальность» заменяется на другой — «реальная виртуальность». Это, в частности, означает, что сообщение о событии, освещение его в прессе важнее и даже реальнее по своим последствиям, чем 109 само событие. В связи с этим культурологи и социологи предложили использовать новый термин — «симулякр». Это понятие стало ныне одним из ключевых в постмодернистской эстетике и постмодернистской социологии.
Симулякр (от фр. simulacres — стереотип, псевдовешь, пустая форма) — образ отсутствующей действительности, объект, вполне похожий на реальный, но за которым нет никакой реальности, точная копия несуществующего оригинала. В научный оборот термин ввел французский социолог и культуролог Жан Бодрийар. Само название его работы, состоящей из 17 глав, «Симулякр и симуляция»76, раскрывает происхождение нового понятия. Оно — производная форма существительного «симуляция». В первой же главе «Прецессия симу-лякров» Бодрийар определяет масштабы проблемы. Оказывается, симуляция —- это не форма межличностных отношений, не обман и не притворство, а всеобщая характеристика нашей реальности, когда видимость выдается за реальность. Когда они сливаются, а не просто происходит подмена одного другим, создается нечто новое — гиперреальность. Объект и его модель здесь представляют единое целое. В подобном кошмаре невозможно разобраться, люди постоянно путаются и теряют ориентацию.
Другие главы книги «Эффект Бобура, имплозия и устрашение», «Гипермаркет и гипертовар», «Имплозия смысла в средствах информации», «Реклама абсолютная, реклама нулевая» — посвящены анализу гигантских культурных и торговых универсумов, чудовищных механизмов эры симуляции, где происходит непрерывное потребление — товаров, услуг, культуры. Примером служит Центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (Центр Бобур) — самый посещаемый туристический объект в Париже. Он представляет собой одновременно музей и творческую мастерскую, где пластические искусства соседствуют с музыкой, кино, книгами и аудиовизуальными исследованиями. «Европейский дом культуры», «кафедральный собор искусства», «супермаркет культуры», «эклектостанция», «Помпидолиум»... — так называет парижская пресса детище современного градостроительства. Необычная и даже экстравагантная (по тем временам) архитектура здания, напоминающего нефтеперегонный завод, символизировала основное назначение центра — массовое «производство» и распространение культуры. Согласно Бодрийару, здесь вырабатывается та критическая масса, сверх которой товар становится гипертоваром, а культура — гиперкультурой. 76 Baudrillard J. Simulacres et simulation. P., 1981. 110 Фабрикой по производству симулякров выступают сегодня пресса, радио и телевидение, которые производят выдуманные события, рекламируют несуществующее, создают многозначительные политические фигуры, которые в реальности таковыми не являются. Придавать значительность какому-то неважному событию или человеку помогает человеческое воображение, питающееся слухами, иллюзиями, страхом, охотно создающее вымышленных героев. Симулякры заполняют не только индивидуальное, но и общественное сознание. Вымышленные герои, созданные человеческим воображением, способны бросать одного в дрожь, вызывать панику, а из другого делать отважного героя. Никто не знает точно, что такое терроризм. На самом деле, каждый вкладывает в него свой смысл. Бодрийар полагает, что все ограбления и угоны самолетов в определенном смысле симулятивны, так как в своей реализации и возможных последствиях они уже заранее вписаны в обычные трактовки средств массовой информации. Иными словами, они функционируют как совокупность знаков, признаваемых вследствие только их знаковой повторяемости, а не их реальной цели. Эти события гиперреальные, не имеющие ни собственного содержания, ни собственных целей, но лишь до бесконечности преломляющиеся одни в других, в чем и состоит секрет их неподконтрольности порядку77. Нет больше сущности и явления, вымысла и правды, притворства и истинного действия. По первому каналу центрального телевидения России Би-Би-Си показывает научно-познавательный фильм о жизни динозавров, вымерших 50 млн лет назад, включив в его действие современного журналиста, который попал в затерянный мир и снимает его на камеру. Реальность динозавров, вплоть до изгибов шеи и грязи на лапах, практически ничем не отличается от реальности куропаток или воробьев, снятых в том же году в подмосковном лесу. Но первые — симулякры, а вторые — реальные существа, обитающие здесь и сейчас. Причем качество симуляционного фильма настолько высокое, что в «оживших» динозавров и птеродактилей верится чуть ли не больше, чем в живущих по соседству воробьев и сорок. Современные информационные технологии способны сделать нереальное реальным, а реальному придать формы вымысла. Поистине наступает эра симулякров, провозглашает Бодрийар. Эра тотальной симуляции изменяет природу институтов власти. Новым оружием массового сознания в своих интересах манипулируют политические партии, общественные движения и целые государства. В реальности существуют противоправные действия, связанные с угрозой для жизни людей, к примеру захват заложников. Но в одном случае подобные события называет терроризмом, в другом — борьбой за свои права, в третьем — актами насилия, в четвертом — патриотизмом, в пятом — нападением на мирных жителей и т.д. В массовом сознании слово «терроризм» вызывает негативную реакцию и существует как бы независимо от реальных поступков. Для борьбы с терроризмом создаются спецвойска, формируются парламентские комитеты, выделяются огромные деньги и пр. В действительности в разных странах к терроризму относят совершенно непохожие, иногда про- урс В.В. Симулякры и симуляция // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абу-шенко и др. Минск, 2003. С. 910-912. 111 тивоположные явления, в связи с чем политики задаются вопросом, а существует ли терроризм в реальности. Медиа издеваются над смыслом и контрсмыслом, манипулируя одновременно во всех возможных смыслах, продвигая внутреннюю симуляцию системы и симуляцию, разрушающую систему7". Если власть неспособна управлять народом, она симулирует власть, т.е. создает видимость власти. Например, в нашей стране телевидение рапортует об экономических достижениях, образцовой медицине, борьбе с бедностью и других показателях успеха, которые приняты в других странах и которые там отражают реальность. Там, но не здесь. Здесь им ничего не соответствует. Между тем власть продолжает парад симулякров. Наряду с экономическими победами миллионам граждан демонстрируют торжественные встречи с лидерами ведущих держав, заключение международных актов, выступления на всемирных форумах, наконец, признание выдающегося вклада страны в дело всеобщего мира и разоружения. На самом деле происходит милитаризация страны, промышленность ориентирована на «оборонку», ВВП страны пополняется за счет продажи природных ресурсов, а борьба за мир лишь прикрывает борьбу за экономические и властные интересы. Сама власть на протяжении долгого времени не производит ничего, кроме знаков своего подобия. Власть не занимается управлением страной, она просто разыгрывает его. Именно такие артефакты культурологи называют симулякрами. Особенно преуспел в их создании интернет, который считают творцом новой, виртуальной, реальности, заполненной такими вещами, у которых нет реальных аналогов, но которые влияют на психику и сознание человека сильнее, чем реально существующие события и явления. Профессор философии из Оксфордского университета Н. Востром в течение нескольких лет проводил фундаментальное исследование «Мы живем в компьютерной симуляции?»79. Ученый решил применить теорию, изложенную в фильме «Матрица», к реальной действительности и пришел к выводу, что с вероятностью 25% наш мир сейчас представляет собой матрицу — компьютерную симуляцию действительности. Основой ему послужил также анализ новеллы Э. Грега «Permutation City» («Пермутация города»)80.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СИМУЛЯКР И РЕАЛЬНАЯ ВИРТУАЛЬНОСТЬ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»